Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА ПРИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СО ВЗРОСЛЫМИ
Урок ОБЖ. 7 класс.
Преподаватель-организатор ОБЖ:
Вирич Наталья Александровна
МБОУ «Юная СОШ Оренбургского района»
Слайд 2Проанализировать и охарактеризовать основные
особенности развития человека в подростковом возрасте.
Слайд 3Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека (периодам
возрастного кризиса). Причины возникновения, характер и значение подросткового кризиса понимаются по-разному.
С одной стороны-, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым.
Слайд 4С другой стороны+, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов —
возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
Слайд 5Установлено, что кризис подросткового возраста проходит три фазы:
• фазу
ломки старых привычек;
• кульминационную точку кризиса (как правило,
в 13 лет);
• период формирования новых отношений.
Слайд 6 Подростковый возраст включает в себя как бы два ряда процессов:
биологическое созревание организма и социальное созревание подростка (образование, подготовка к профессиональной деятельности, готовность создать семью). Процессы биологического и социального созревания человека идут далеко не синхронно. Социальное созревание по времени не тождественно физическому.
Слайд 7Социальную зрелость человека принято характеризовать рядом критериев:
- завершением образования,
-
приобретением стабильной профессии,
- экономической самостоятельностью, политическим и гражданским совершеннолетием,
- способностью создать прочную семью.
Слайд 8Конфликты возникают при наличии трех основных условий:
присутствие двух или более людей;
наличие
противоположных взглядов, позиций и мнений;
столкновение противоположно направленных взглядов, позиций и мнений.
Конфликтуют не люди сами по себе, а их мотивы, цели, взгляды и пр.
Слайд 9пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях
- приспособление;
- компромисс;
-
сотрудничество;
- уклонение от конфликта;
- соперничество
Слайд 10Стратегии поведения в конфликте
Кеннет Томас выделил пять основных стратегий:
• Конкуренция, соперничество («акула») —
стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
• Сотрудничество («сова») — выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.
• Компромисс («лиса») — выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.
• Избегание, уклонение («черепашка») — уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.
• Приспособление («медвежонок») — принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.
Слайд 11- умение анализировать поступки и взаимоотношения между людьми,
- критично оценивать
свои поступки и поведение, воспитывать в себе уважительное отношение к родителям и старшим,
- научиться понимать их.
Слайд 12ряд правил, характеризующих умение слушать
старайтесь сдерживать попытку прервать собеседника;
дайте собеседнику
время высказаться;
избегайте поспешных выводов;
спокойнее реагируйте на высказывания;
не отвлекайтесь;
ищите истинный смысл сказанных слов;
следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частности;
старайтесь приспособить темп вашего мышления к речи собеседника.
Слайд 13Контрольные вопросы.
1. Почему подростковый возраст считается критическим периодом жизни человека?
2.
Какими критериями определяется социальная зрелость человека?
3. Перечислите пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях, которыми вы должны владеть.
4. Перечислите ряд правил, характеризующих умение слушать.
Слайд 14Успех и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией отношений
с окружающими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью.
Я надеюсь, что смогла помочь вам поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения большинства проблем.