Слайд 1Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
(Женщины в погонах)"
«Гендерология воинской деятельности
–
новое направление военной науки.
Работа выполнил
учащийся 11 класса
МОУ Иноземцевская
средняя общеобразовательная школа № 4
Предместин Игорь
Слайд 2Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Проект охватывает следующие учебные темы
государственной программы курса ОБЖ:
Понятие «патриотизм»
Модель военно-патриотического воспитания школьников
Методы обучения, способствующие воспитанию старшеклассников
Проект, кроме вышеперечисленного, охватывает программный минимум по вопросам подготовки старшеклассников к службе в армии
Слайд 3Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Дидактические цели проекта
развитие познавательной деятельности,
навыков
самостоятельной работы с большим объемом информации,
формирование критического мышления;
выявление и систематизирование знаний по ОБЖ;
развитие умения видеть проблему и намечать пути ее решения;
формирование интереса к «Основам безопасности жизнедеятельности» посредством связей с другими учебными предметами (история) и различными областями науки,
развитие аналитического мышления;
активизация творческой деятельности.
Слайд 4Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Методические задачи проекта
обучающие:
научиться пользоваться
компьютерными программами: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint для оформления результатов своей творческой работы;
расширить ЗУН в области начальной военной подготовки
коррекционно-развивающие:
развивать коммуникативные навыки.
воспитательные:
воспитывать интерес к предмету ОБЖ,
ответственность за свои действия и поступки,
стремление прийти на помощь человеку в чрезвычайной ситуации,
информационную культуру личности.
Слайд 5Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Актуальность проблемы
В связи с падением престижа военной службы, отсутствием социальной защищенности военнослужащих, в последние годы наблюдается снижение числа желающих поступать на военную службу.
Это привело к возникновению серьезных проблем с комплектованием частей и подразделений и создало предпосылки для поступления женщин на военную службу.
Слайд 6Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Вопросы учебной темы (проблемные):
Какими качествами
должен обладать человек, чтобы стать настоящим солдатом?
Какова роль женщины во время боевых действий?
Кто из женщин прославился на войне?
Слайд 7Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Объектом исследования выступает социально-исторический и
культурный феномен - тендерный контракт.
Предметом исследования является анализ гендерного контракта женщин на военной службе в России.
Слайд 8Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Цель работы
состоит
в том, чтобы проанализировать тендерный контракт женщин на военной службе,
выяснить основные стратегии поведения женщин-военнослужащих в рамках существующего гендерного контракта,
выяснить, какова роль женщины-военного в современной системе Министерства обороны.
Слайд 9Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Рабочая гипотеза
положение о том, что количественный рост женщин в ВС РФ в современный период обусловлен не
расширяющимися возможностями для самореализации женщин в нашей стране, а ухудшением социальных, прежде всего экономических, условий жизни.
Слайд 10Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Основные задачи
конкретизировать теоретико-методологические основания
тендерного подхода в социологии;
выяснить содержание социального феномена «гендерный контракт»;
рассмотреть исторические и культурные формы тендерного контракта;
выделить этапы развития тендерного контракта женщин на военной службе в России;
выявить специфику тендерного контракта в современной России;
исследовать положение в условиях современной России особой социальной группы - женщин-военнослужащих;
рассмотреть основные особенности и закономерности стратегий поведения женщин-военнослужащих в переходном обществе.
Слайд 11Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Научная новизна исследования
определяется
решением поставленных задач и тем, что она является специальной разработкой поставленной проблемы в предлагаемом объеме для учащихся общеобразовательных школ
Слайд 12Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Теоретическая значимость исследования заключается в
исследовании
тендерного контракта как социального феномена.
Практическая значимость проекта заключается в том, что теоретические выводы и положения, полученные в процессе разработки избранной темы, могут быть использованы в процессе подготовки призывников; в практике научной подготовки офицеров; в деятельности офицеров, работающих с женщинами-военнослужащими, а также в учебных целях при разработке лекций и семинаров по проблемам социологии тендера, социологии армии, социологии семьи.
Слайд 13Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Россия
Слайд 14Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Если Платон отмечал, что присутствие
на поле брани женщин является средством психологической поддержки воинов,
то известный российский психиатр прошлого века Николай Попов утверждал обратное: «Армия без женщин — всегда геройская. Женщины в армии допустимы только тогда, когда нет надобности в проявлении геройства».
В поддержку этого тезиса высказалась и российский психолог Елена Сенявская, считающая противоестественным само понятие «женщина-солдат». «Женщины дают жизнь, — пишет Сенявская, — тем неестественней кажется сочетание «женщина, несущая смерть».
Слайд 15Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Служба женщин в армии -
феномен XXI века?
IV веке до н.э. в Афинах и Спарте
римский историк Тацит (II в. до н.э.) в «Анналах» описывает кельтское войско, противостоящее римлянам
древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.) описывал войны женских племен с эллинами.
Разве иная женщина не имеет способностей к военному делу? Пусть же такие жены стражей... принимают участие в войне и прочей защите государства... Это возможно и полезно
Платон
Слайд 16Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
К. Васильев
«Василиса Микулишна»
Поляницы русского
эпоса это – степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем,– жены богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц – «поляницы» – славянское. По-видимому, надо признать женщин-поляниц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представление о поляницах утвердилось в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова «богатырь». Когда же появилось слово «богатырь», название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытования они уже исчезли.
Слайд 17Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Князь Григорий Потемкин-Таврический
Слайд 18Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
«Я не видел здесь открытых
женских лиц, кроме батальона Албанок из небольшой Македонской колонии, поселившейся в Балаклаве: 200 прекрасных женщин или девиц, вооруженные ружьями, штыками и пиками вышли нам на встречу, чтобы оказать честь, а не из любопытства»
Австрийский принц Шарль Жозеф де Линь:
Слайд 19Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Наполеон с удивлением воскликнул: "Удивительная
страна, здесь даже женщины воюют!"
А если… Слава меня жадно манит
К лишениям, опасности и брани?
А если всё – ум, сердце, силы, нервы,
Приказа просят – за тебя, страна,
Мать-Родина, отдать всё без остатка...
Кавалерист-девица Надежда Дурова.
(1783-1866).
Слайд 20Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Памятник. "Надежде Дуровой граждане Елабуги".
Слайд 21Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Василиса Кожина
(даты рождения и смерти неизвестны),
героиня Отечественной войны 1812 г., партизанка. По происхождению — крестьянка, была женой старосты хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии. Во время вторжения наполеоновских войск в Россию организовала из подростков и женщин партизанский отряд, который уничтожал и брал в плен французских солдат во время их отступления. За свои подвиги Кожина была награждена медалью и денежной премией. Сохранился портрет Василисы Кожиной, написанный после окончания войны с Наполеоном.
Слайд 22Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Первая мировая война
Женщина-доброволец
Клавдия
Алексеевна Богачева
фотографии из частного
архива Е.Б. Лазаревой)
Женщина-доброволец
Клавдия Алексеевна Богачева
фотографии из частного
архива Е.Б. Лазаревой)
Слайд 23Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Первая женщина-авиатор,
принятая на военную
службу
Княгиня Шаховская
Она поступила сестрой милосердия на санитарный поезд имени Великой Княжны Анастасии Николаевны. Но мечту свою о службе в авиации не оставила и все-таки добилась разрешения служить в авиации. После ускоренной подготовки в военной авиашколе и присвоения звания прапорщика инженерных войск ее направили в 1-й авиаотряд.
Слайд 24Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
А.И.Еременко писал:
«Едва ли найдется
хоть одна
военная специальность, с которой
не справились бы наши
отважные женщины так же
хорошо, как их братья,
мужья и отцы»
Слайд 25Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Герой Советского Союза Людмила Павличенко.
Самая результативная женщина
снайпер - 309 убитых [в т.ч. 36 снайперов].
Мария Долина, заместитель командира эскадрильи, Герой Советского Союза.
Слайд 26Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Герой Советского Союза
Наталья Федоровна
Меклин
(Кравцова
Александра Самусенко, командир танкового батальона.
8 сентября8 сентября 19228 сентября 1922 - 2005
Слайд 27Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
СОРОКОВЫЕ - РОКОВЫЕ
В первых числах
августа 1941 года в военкоматах и райкомах ВЛКСМ на курсы телеграфистов записались 20 человек из г. Ставрополя, 10 - из г. Невинномысска, 4 - из с. Петровского, 8 - из Благодарного, 7 –из Изобильного, 70 – из других районов края. Всего из Ставрополья - 142 девушки.
Слайд 28Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Родилась в селе Добровольное Ставропольского
края. Родители погибли в Гражданской войне, воспитывалась в семье дяди. Окончила среднюю школу.
В 1931 году поступила в Батайскую школу пилотов. С 1932 по 1939 год готовила лётчиков в качестве инструктора.
В сентябре 1939 года её назначили командиром авиазвена 218-го авиаотряда специального применения, расположенный в станице ПашковскаяВ сентябре 1939 года её назначили командиром авиазвена 218-го авиаотряда специального применения, расположенный в станице Пашковская Краснодарского края. Избиралась депутатом Краснодарского городского Совета.
Евдокия Давыдовна Бочарова
1913 — 16.09.1982
Медаль «За оборону Кавказа»
Евдокия Бершанская — единственная женщина, удостоенная ордена Суворова.
Слайд 29Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Девчат - младших специалистов -
в полку было много: мотористы, оружейники, прибористы, парашютоукладчицы. Нам пришлось сменить свои платья и туфельки на грубые кирзачи, ботинки - «харрикейны» и солдатские шинели и бушлаты. Специальности-то у нас были разные, но задачу мы выполняли одну - привести в боевую готовность свой самолет.
Т. Панова
Слайд 30Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Вооруженные Силы России
Слайд 31Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Женщины в армии. Статистика:
Слайд 32Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Женщины в современных Вооруженных Силах
России
Проблемами этого феномена занимается гендерология воинской деятельности.
"Гендерология и феминология"
(от англ. gender - пол и femina - женщина).
Слайд 33Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Силовые ведомства Российской Федерации
на начало
2005 года в силовых ведомствах Российской Федерации проходят военную службу свыше 500 тыс. женщин.
Звание полковника27подполковника97майораболее 350в Пограничных войсках ФСБ12 тысяч. Из них:625 офицеров (5,2%) 5480 прапорщиков (45,7%).
Слайд 34Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Министерства и ведомства Российской Федерации,
в которых женщины проходят военную службу.
Слайд 35Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Слайд 36Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Слайд 37Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Соотношение категорий военнослужащих-женщин, проходящих
военную службу в ВС РФ (в %) Вооруженных Сил.
Слайд 38Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
В опросе приняло участие 480
военнослужащих-женщин из различных регионов страны.
Слайд 39Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Женщины-военнослужащие, проходящие военную службу по
контракту, при опросе отметили качества, которыми должна обладать женщина в погонах:
Слайд 40Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Мнение военнослужащих-женщин о проблемах укомплектованности
женщинами воинских должностей в ВС РФ (в %)
Мнение военнослужащих-женщин о проблемах укомплектованности женщинами воинских должностей в ВС РФ (в %)
Слайд 41Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Участие женщин-военнослужащих в боевых действиях
(в %)
19% военнослужащих-женщин принимали участие в боевых действиях
Слайд 42Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Гендерный подход к анализу
эволюции
службы женщин в армии позволил установить, что:
гендерный контракт - это вид общественного договора, в котором определяется разделение труда по признаку пола в приватной и публичной сферах;
тип гендерного контракта женщин на военной службе напрямую связан с официальным тендерным контрактом женщин в России;
Слайд 43Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Анализ состояния тендерного контракта в
постсоветских условиях, проделанный в исследовании, показал, что:
единственно возможным тендерным контрактом в ВС РФ в постсоветских условиях является официальный тендерный контракт «профессионала»;
женщины-военнослужащие, проходящие службу в ВС РФ, находятся в дискриминационной ситуации;
Слайд 44Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
В рамках тендерного контракта женщин-военнослужащих
в современной России можно выделить пять стратегий поведения:
«карьеристка»,
«профессионалка»,
«работница»,
«вынужденная работница»
и стратегия, направленная на поиск спутника жизни.
Слайд 45Предместин Игорь, МОУ ИСОШ № 4 Железноводск
Дмитрий Писарев
"Оглянемся на самих
себя: посмотрим, что мы - люди дела и люди мысли - дали и даем нашим женщинам? Посмотрим - и покраснеем от стыда! Порисоваться перед женщиной изяществом чувств, очаровать ее красивою смелостью честного порыва - это наше дело, на это мы мастера. А дальше, когда надо эту самую женщину поддержать, защитить, ободрить, - мы на попятный двор".