Слайд 1Министерство образования и науки Республики Тыва
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
с.Тээли
Республики Тыва
Тема самообразования: «Использование игровых технологий на уроках ОБЖ»
Выполнила:
преподаватель-организатор БЖД
Хертек Д.Д
2015г
Слайд 2Объект исследования: процесс обучения обучающихся на уроках ОБЖ.
Предмет
исследования: методика использования игровых технологий в процессе обучения обучающихся на уроках ОБЖ.
Гипотеза исследования: использование игровых технологий на уроках ОБЖ будет способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся и воспитанию познавательных интересов, если игровые технологии будут систематически использоваться в учебном процессе на различных этапах урока.
Цель работы: определить методику обучения использования игровых технологий на уроках ОБЖ.
Слайд 3 Задачи исследования:
- изучить и проанализировать теоретические
аспекты данной темы в научно-методической и психолого-педагогической литературе;
- раскрыть особенности педагогических игр;
- определить возможности применения игровых технологий на уроках ОБЖ.
Слайд 4Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»
Игра наряду с трудом и ученьем
- один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Слайд 5В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная
функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Слайд 6Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
• свободная развивающая деятельность,
предпринимаемая лишь по желанию ученика, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»).
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Слайд 7Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и
состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти, всегда добровольно, без принуждения.
Слайд 8Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали
с древности.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок» и др.).
Слайд 9Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов
организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Слайд 10Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и
ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций приурочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Слайд 11
Классификация педагогических игр
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание
элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
Слайд 12По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие
и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехничесие и др.
Слайд 13Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие
из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.
Слайд 14Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ученика.
Предметные игры, как
манипуляции предметами. Через предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал и т.п.
Сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.
Это игры типа «Счастливый случай», «Что?Где?Когда?»
Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении-не просто развлекательный прием
Слайд 15Дидактические игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей -
это игры с готовыми правилами.
Строительные, трудовые, технические, конструкторские игры. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач.
Интеллектуальные игры - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим студентом уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Слайд 16Применение игровых технологий на уроках ОБЖ
Рассматривая понятие игры как средства обучения
можно сделать следующие выводы:
1) игра — эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся;
2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
3) игра стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
4) игра — один из приёмов преодоления пассивности учеников;
5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех обучающихся.
Слайд 17Как же облечь урок ОБЖ в игровую форму в практике?
Здесь великое
множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для обучающихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Слайд 18Игровая деятельность на уроках ОБЖ используется в следующих случаях:
1) В качестве
самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.
Например, для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ: урок-игра «Дорожные знаки» ; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Звездный час» и др. (Приложение 1 )
2) Как элементы более обширной технологии.
При проведении проблемного урока ОБЖ можно использовать ролевые игры, где учащиеся получают роли «Эксперта», «Хранителя времени», «Почемучки» и др.
Слайд 193) В качестве технологии урока или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля).
Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения обучающимся предлагается вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Также можно широко использовать дидактические игры на разных этапах урока, например, игра «Хлопай в ладоши» , игра «Выбери действие», закрепления, контроля знаний и многое другое. Также можно предложить разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению. (Приложение 2)
Слайд 204) Как технология внеклассной работы.
В качестве примера может служить проведение различных
сетевых игр по ОБЖ, проведение военно-спортивной игры «Зарница», и др.
Таким образом, результативность применения игровых технологий на уроках ОБЖ будет зависеть, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Слайд 21Заключение
Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения, так как
их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых технологий на уроках ОБЖ соответствует познавательным потребностям обучающихся разных возрастных групп. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация студентов к изучению предмета ОБЖ.