Слайд 1Дорожные знаки
и
история их возникновения
Слайд 2Содержание
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЯЗЫК ЗНАКОВ
ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ
3.1 Предупреждающие знаки
3.2
Знаки приоритета
3.3 Запрещающие знаки
3.4 Предписывающие знаки
3.5 Знаки особых предписаний
3.6 Информационные знаки
3.7 Знаки сервиса
3.8 Знаки дополнительной информации (таблички)
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
Слайд 3 Дорожные знаки. Такие привычные, такие знакомые, такие полезные.
А когда же
они возникли?!
Как выглядели первые?
Да и вообще, интересно ведь.
Раз уж возникли подобные вопросы, предлагаем окунуться в историю, в историю дорожных знаков…
Слайд 4 Люди давно стали заботиться о развитии дорог, создании удобств для движения
конных обозов и пеших граждан .
Слайд 5 Для того, чтобы люди не сбились с пути, дорогу помечали.
Так в
древнем Риме в третьем веке до нашей эры вдоль дорог через определенные расстояния устанавливали каменные столбы-указатели. А в самом Риме около здания Форума стоял позолоченный камень, от которого велся счет расстояний всех главных дорог. По этим столбам можно было узнать направление дороги и определить расстояние.
Слайд 6 О дорогах заботились наши предки еще с тех пор, когда ездили
на лошадях или ходили пешком. В степи укладывали камни и ставили столбы, а в лесу делали затесы на деревьях и вешки из сучьев. На перекрестках устанавливали каменные или деревянные кресты, строили часовни.
Слайд 7 Первые дорожные знаки были установлены в 1903 году на улицах Парижа.
Они были квадратной формы и имели чёрный фон. Таким образом, создатели пытались сделать знаки заметными издалека.
В 1903 г. во Франции приняли Акт по моторным машинам об установке знаков перед перекрестками, опасными поворотами и прочими «ужастями». Через несколько лет стало ясно, что и без запретов не обойтись.
В то время законодательно было утверждено к установке всего девять знаков. В наше время все они утратили свою актуальность.
Слайд 8 При царе Алексее Михайловиче впервые стали устанавливать верстовые столбы. Он повелел
между Москвой и загородной своей резиденцией – селом Коломенским – через каждую версту поставить высокие столбы, которые в народе прозвали «коломенскими верстами».
Тогда же про высоких людей сложилась поговорка: «Высок, как коломенская верста».
Слайд 9 При Петре I строительство дорог в России резко возросло. На больших
дорогах, большаках, стали устанавливать верстовые столбы и окрашивать их полосами в цвета русского национального флага, потому что «полосатость» хорошо просматривалась на расстоянии.
Слайд 10 Позже на столбах, расположенных на перекрестках, стали делать надписи о том,
куда ведет «путь-дорога».
Дороги, на которых устанавливались столбы, назывались столбовыми, в отличие от второстепенных дорог, на которых столбов не было.
Слайд 11 Пока скорость экипажа лошадей не превышала 20 км/ч, об особых дорожных
знаках не помышляли. Когда же появились автомобили, вытеснившие с дорог и улиц конные экипажи, скорости резко возросли и встал вопрос об организации движения, введении дорожных знаков, которые бы более подробно рассказывали водителям о предстоящем пути, предупреждали об опасностях.
Слайд 12 Почти за сто лет с того времени количество знаков увеличилось, они
меняли свой вид. Изменения шли параллельно с усовершенствованием самих средств передвижения. Поскольку опасность возрастает пропорционально скорости, внимание к дорожным знакам и к их установке возрастает.
Слайд 13 Поначалу каждая страна имела свои знаки, изготовляли их дорожные органы, каждый
на свой лад. Когда международные автомобильные сообщения были развиты слабо и водители одной страны редко ездили в другую, то такое положение можно было терпеть.
Сейчас же автомобильные сообщения между странами получили большое развитие. Тысячи зарубежных автотуристов приезжают в нашу страну, многие российские автолюбители выезжают в другие государства. Стала нужна международная информация на дорогах, которая была бы понятна любому водителю в любой стране. Возникла необходимость введения международных дорожных знаков.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЯЗЫК ЗНАКОВ
Слайд 14В 1909 году в Париже состоялась первая Международная конференция по автомобильному
движению.
На этой конференции обсуждались и вопросы о дорожной сигнализации.
Конференция утвердила четыре предупреждающих знака:
«Неровная дорога»,
«Извилистая дорога»,
«Пересечение с железной дорогой»,
«Пересечение дорог»,
которые должны были устанавливаться за 250 метров до опасного участка.
Слайд 15 В 1926 году в Париже созывается Международная конференция с участием 50
государств, в том числе и СССР.
На этой конференции система дорожной сигнализации была дополнена еще двумя знаками:
«Неохраняемый железнодорожный переезд»,
«Остановка обязательна»
и приняла «Международную конвенцию о дорожном транспорте».
Стандарт на шесть первых знаков был введён в действие в 1927 году.
Слайд 16 В 1931 году в Женеве на Конференции по дорожному движению была
принята новая «Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах».
Количество дорожных знаков было увеличено до 26 и они были разбиты на три группы:
предупреждающие,
предписывающие,
указательные.
Эта система знаков действовала в нашей стране до 1961 года.
В 1933 году количество знаков увеличилось до 22. Дальнейшее увеличение количества дорожных знаков до 39 происходило уже в 1953 году.
В 1964 году знаков, регламентирующих дорожное движение в нашей стране, стало уже 78.
Слайд 17 В 1949 году в Женеве на очередной Международной конференции по дорожному
движению был принят
«Протокол о дорожных знаках и сигналах».
В Протоколе были даны рекомендации о размещении знаков, их размерах и цвете. Для предупреждающих и запрещающих знаков должен применяться светлый фон - белый или желтый, для предписывающих знаков - синий. Протоколом предусматривалось существование 51 дорожного знака:
22 - предупреждающих,
18 - запрещающих,
2 - предписывающих ,
9 - указательных.
В нашей стране система знаков, предусмотренная Протоколом 1949 года, была введена позже и просуществовала до 1973 года.
Слайд 18 В 1968 году в Вене собралась Международная конференция с участием представителей
СССР, где была принята «Конвенция о дорожных знаках и сигналах», отдающая предпочтение символам, а не надписям.
Объяснялось это тем, что символы воспринимаются быстрее, чем надписи. К тому же они больше понятны ночью и в условиях плохой видимости. Новый стандарт так же максимально учитывал положения ранее заключённых международных соглашений.
США конвенцию тогда не подписали, не захотев отказываться от множества словесных пояснений на своих дорожных знаках. В те годы надписи типа:
«Не та дорога! Поворачивайте назад!»
или
«Этот мост не ремонтировался сорок лет, ездить опасно!»,
были в Штатах явлением обычным.
Слайд 19 На основании этой конвенции и Европейского соглашения, дополняющего «Конвенцию о дорожных
знаках и сигналах», был утвержден Государственным комитетом стандартов Совета Министров СССР ГОСТ 10807-71 «Знаки дорожные». Этот ГОСТ предусматривал установку на наших улицах и дорогах 126 видов дорожных знаков.
В 1978 году был принят новый ГОСТ 10807-78, который установил семь групп дорожных знаков:
предупреждающие знаки;
знаки приоритета;
запрещающие знаки;
предписывающие знаки;
информационно- указательные знаки;
знаки сервиса;
знаки дополнительной информации (таблички).
Слайд 20 Дорожные знаки рассказывают, где можно двигаться машинам или пешеходам и с
какой скоростью, где можно перейти дорогу, предупреждают об опасностях. Поэтому дорожные знаки называют дорожной азбукой.
Согласно новому стандарту, группа информационно-указательных знаков разделена на две самостоятельные группы: знаки особых предписаний и информационные.
В настоящее время все дорожные знаки разделены на восемь групп:
предупреждающие знаки;
знаки приоритета;
запрещающие знаки;
предписывающие знаки;
знаки особых предписаний;
информационные знаки;
знаки сервиса;
знаки дополнительной информации (таблички).
Слайд 21 В группу знаков особых предписаний включены, в частности, прежние информационно-указательные знаки,
устанавливающие или отменяющие особый режим движения:
«Автомагистраль»,
«Дорога для автомобилей»,
«Дорога с односторонним движением»,
«Реверсивное движение»
и другие.
Слайд 22 Дорожные знаки относятся к одной из наиболее динамичных групп технических средств
организации дорожного движения. Развитие транспорта, специфика дорожного движения выдвигают новые требования, для успешного удовлетворения которых вводятся новые дорожные знаки.
Если в 1903 г. на дорогах нашей Родины применялось всего 4 дорожных знака, предупреждавших водителей самоходных транспортных средств о возможной опасности, то в настоящее время на улицах и дорогах России применяется более двух с половиной сотен дорожных знаков восьми групп, подробно регламентирующих практически все стороны дорожного движения.
Слайд 23 Большинство дорожных знаков предназначены водителям, некоторые относятся и к пешеходам. Знаки
предупреждают об опасности, запрещают, разрешают, информируют.
Они бывают круглые, прямоугольные, треугольные. Знаки различаются не только изображением, но и размером, формой, цветом. Чтобы в дорожных знаках можно было легче разобраться, они распределены по своему назначению по группам. Всего таких групп восемь.
Дорожные знаки
Слайд 24 Предупреждающие знаки информируют водителей о том, что впереди опасный участок
дороги, надо быть внимательным и снизить скорость. Они предупреждают водителей, на что обратить внимание на этом участке дороге: на дорожные работы или на близость школы или детского сада и т.д.
Почти все эти знаки – это треугольники с белым фоном, красной каемкой и черным рисунком.
1. Предупреждающие знаки
Знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» сообщает о приближении к регулируемому железнодорожному переезду, а о нерегулируемом переезде предупреждает знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума».
Слайд 25 Знак «Выброс гравия» устанавливается перед участками дорог, на которых возможен выброс
гравия, щебня и т.п. из-под колес транспортных средств. Чаще всего это происходит там, где проводится ремонт дороги.
Выброс гравия, щебня и т.п. опасен для проходящих рядом с проезжей частью пешеходов. При попадании в человека, особенно в его лицо, этих материалов возможны травмы. Поэтому надо отворачиваться от проезжающих мимо автомобилей, поворачиваться к ним спиной.
Слайд 26 Знак «Пешеходный переход». Этот знак предупреждает водителей о том, что впереди
будет пешеходный переход. Водителю, возможно, придется снизить скорость, ведь на проезжей части могут быть люди. Но пешеходам переходить дорогу этот знак НЕ РАЗРЕШАЕТ!
Знак «Дети» устанавливается у школ, детских садов и других детских учреждений. Он предупреждает водителей, что на этом участке дороги на проезжей части возможно появление людей. А детей знак предупреждает, что появляться им на проезжей части запрещено!
Слайд 27 Знак «Дорожные работы» предупреждает о том, что впереди ведутся работы на
тротуаре, обочине, проезжей части или на разделительной полосе.
Особую опасность такие участки работ представляют в темное время суток, так как в этих местах часто оставляют строительные материалы, дорожные машины и механизмы без должного обозначения и освещения. При необходимости обойти препятствие по проезжей части нужно пропускать проезжающие автомобили и ни в коем случае не идти перед ними!
Предусмотреть все опасные случаи невозможно, и поэтому есть знак «Прочие опасности».
Слайд 282. Знаки приоритета
Слово приоритет означает первенство в чем-либо.
Знаки приоритета устанавливают
очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.
В отличие от предупреждающих знаков знаки приоритета не имеют общих внешних признаков – они различны по форме и цвету фона.
Основные знаки приоритета:
«Главная дорога»,
«Уступите дорогу»,
«Движение без остановки запрещено».
Слайд 29 Запрещающие – самые строгие среди дорожных знаков. Они вводят запреты и
ограничения.
У них круглая форма с красным окаймлением и белым фоном, рисунок черный. Только знаки, запрещающие остановку и стоянку автомобилей, имеют синий фон.
3. Запрещающие знаки
Слайд 30Знак «Движение тракторов запрещено». Запрещается движение тракторов и самоходных машин.
Знак «Движение
на велосипедах запрещено». Запрещается движение велосипедов и мопедов. Но велосипед или мопед можно вести руками.
Знак «Въезд запрещен». Запрещает въезд всех транспортных средств за знак.
Слайд 31 Знак «Движение пешеходов запрещено». Это единственный из запрещающих знаков, который относится
непосредственно к пешеходам. Пешеход, изображенный на этом знаке, перечеркнут красной чертой. Знак может запрещать движение пешеходов на некоторых участках дорог, например, в тоннелях, на путепроводах, там, где идет ремонт и т.д.
Знак «Поворот направо запрещен».
Слайд 324. Предписывающие знаки
Предписание – это указание, распоряжение, приказ. Предписывающие знаки имеют
круглую форму с голубым фоном и белым рисунком. Они указывают направление движения, минимальную скорость и т. д.
Например, знаки: «Движение направо», «Движение прямо и налево».
Другие предписывающие знаки дают разрешение на движение по специальным дорожкам только отдельным участникам движения, например, велосипедистам или пешеходам.
Слайд 335. Знаки особых предписаний
Знаки особых предписаний вводят или отменяют определенные режимы
движения.
Это прямоугольники с различным фоном: синим, зеленым, белым. Большинство их имеет синий фон и белые изображения.
"Место остановки автобуса и (или) троллейбуса".
"Место остановки трамвая".
"Пешеходный переход".
"Искусственная неровность".
"Жилая зона".
"Пешеходная зона".
Слайд 346. Информационные знаки
Информация- означает сообщение о положении дел, о состоянии
чего-либо.
Информационные знаки сообщают о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения.
Знаки этой группы прямоугольной формы. Они имеют различный фон: синий, зеленый, белый и желтый. Большинство их имеет синий фон и белые изображения.
"Место стоянки".
"Подземный пешеходный переход".
"Надземный пешеходный переход".
Слайд 357. Знаки сервиса
Слово сервис в переводе с английского обозначает обслуживание,
оказание услуг, добрая услуга.
Знаки сервиса указывают участникам дорожного движения места расположения таких нужных объектов, как пункт первой помощи, пункт питания, автозаправочная станция или пост дорожно-патрульной службы.
Все знаки сервиса прямоугольные, голубые с черным рисунком на белом фоне.
"Пункт медицинской помощи".
"Автозаправочная станция".
"Питьевая вода".
Слайд 36 Таблички очень разнообразны по своим значениям, все они или уточняют, или
ограничивают действие знаков. Например, любой знак с табличкой «Субботние, воскресные и праздничные дни» действует только в эти дни.
8. Знаки дополнительной информации (таблички)
Знаки дополнительной информации отличаются от всех других знаков. Они меньше по размеру, выполнены в виде прямоугольных белых табличек с черными изображениями и надписями. Таблички применяются только вместе с другими знаками.
Слайд 37 Знак «Дети» может применяться с табличкой, которая называется «Расстояние до
объекта».
Это означает, что от места установки знака до участка дороги, где возможно появление детей на проезжей части, расстояние 100 метров.
Слайд 381. Дорожные знаки во всех странах
С) разные
З) одинаковые
2. Если человек зашёл
в общественный транспорт, он
Н) пассажир
М) водитель
3. Знаки: телефон, пункт питания, автозаправочная станция – это
О) предписывающие знаки
А) знаки сервиса
4. Знак «Пешеходный переход» выглядит так:
Т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека
Д) красный треугольник с изображением человека
5. Предписывающие знаки имеют форму
А) круга
О) треугольника
6. С какого возраста разрешается на дорогах езда на велосипеде?
Г) с 10 лет
К) с 14 лет
Закрепление пройденного материала
ЗНАТОК
Слайд 40 Вопросы для закрепления знаний
Для чего нужны дорожные знаки?
На
какие группы делятся все дорожные знаки?
Когда стали появляться первые дорожные знаки?
Сколько дорожных знаков было утверждено на первой Международной конференции по автомобильному движению в Париже в 1909 году?
Какие внешние признаки имеют предупреждающие, запрещающие, предписывающие дорожные знаки?
Слайд 41Изучи дорожные знаки,
чтобы не нарушать правила