Слайд 1МБОУ «СШ №15»
Тема
«Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области
ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей на водных объектах»
Слайд 2
Учебные цели:
1. Ознакомиться с законодательной базой в области ГО, защиты
от ЧС природного и техногенного характера.
2. Изучить организационные основы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, структуру ГО, РСЧС .
Слайд 3Историческая справка МПВО, ГО, ГО и РСЧС
4 октября1932 г.- Утверждено «Положение
о противовоздушной обороне территорий СССР» (МПВО)
1961 г.- Образована Гражданская оборона СССР (ГО)
30 июля 1987 г.- Принято Постановление « О мерах по коренной перестройке системы Гражданской обороны»
1989 г.- Сформирована Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям.
17 июля 1990 г. – Принято Постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей»
Слайд 430 июля 1991г.- корпус спасателей преобразован в Государственный комитет РСФСР по
чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).
19 ноября 1991г. – на базе ГКЧС РСФСР и Штаба ГО РСФСР образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР.
10 января 1994 г.- Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
Слайд 5
Первый учебный вопрос:
Требования федерального законодательства
и подзаконных актов в области ГО.
Структура и основные функции ГО
Слайд 6Нормативно-правовое обеспечение
I.Федеральные законы
«Об обороне» от 31.05.96 г. № 61 –
ФЗ
2. «О гражданской обороне» от 12.02.98 г. № 28 – ФЗ
II. Указы Президента РФ
1.«Концепция национальной безопасности Российской Федерации» от 10.01.2000 г. № 24
2. «О гражданской обороне» от 08.05.93 г. № 643.
Слайд 7Нормативно-правовое обеспечение
III. Постановления Правительства РФ
От 10.07. 1999 № 782 «О создании
(назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»
2. От 16.08.2016 № 804 «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения»
3. От 3.10.1998 № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне»
4. От 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации"
Слайд 8Федеральный закон от 12.02.1998 № 28 – ФЗ
«О гражданской обороне»
Глава I.
Общие положения
Глава II.
Полномочия органов
государственной власти РФ в области ГО
Глава III.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, права и обязанности граждан РФ в области ГО
Глава IV.
Руководство ГО
Глава V.
Силы ГО
Глава VI.
Заключительные положения
Слайд 9Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по
защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также
при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.98 г. № 28 – ФЗ)
Слайд 10Постановления Правительства РФ
от 3.10.98 г. № 1149
«О порядке отнесения
территорий к группам по гражданской обороне»
К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения – Москвы , Санкт-Петербурга и Севастополя.
К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
численность населения превышает 1 млн. человек;
численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1 млн. человек, и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
Слайд 11
Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
численность
населения составляет от 500 тыс. человек до 1 млн. человек,
численность населения составляет от 150 тыс. человек до 500 тыс. человек, и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне или более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
более 30 процентов населения либо территории попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
Ко второй группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.
Слайд 12
Постановление Правительства РФ
от 16.08.2016 г. № 804
«Об утверждении Правил отнесения
организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения»
Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат:
организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение;
организации, имеющие мобилизационное задание (заказ);
организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения ЧС в военное и мирное время;
организации, имеющие уникальные в историко- культурном отношении объекты.
Для организаций устанавливаются следующие категории по гражданской обороне:
особой важности,
первой категории,
второй категории.
Слайд 13Основные задачи ГО и защиты населения
Слайд 14Основными задачами в области ГО являются:
Подготовка населения в области гражданской обороны
Оповещение
населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы
Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты
Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а так же при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Слайд 15Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих
конфликтов
Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время
Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а так же при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны
Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий
Срочное захоронение трупов в военное время
Слайд 16
Принципы организации и ведения гражданской обороны:
1. Организация и ведение гражданской
обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства
2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих действий конфликтов, а так же при чрзвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а так же при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Слайд 17Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
проводят мероприятия
по гражданской обороне,
разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
проводят подготовку населения в области гражданской обороны;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
Слайд 18Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
создают и
содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;
обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а так же при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения;
определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
Слайд 19Полномочия организаций в области ГО:
планируют и организуют проведение мероприятий по
гражданской обороне;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Слайд 20Полномочия организаций в области ГО
Организации, отнесенные в установленном порядке к
категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
:
Слайд 21Полномочия организаций в области ГО
Организации, эксплуатирующие опасные
производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
Слайд 22Права и обязанности граждан РФ в области ГО:
проходят подготовку в
области гражданской обороны;
принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
(ст. 10 ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.98г. №28)
Слайд 23Организационная структура
гражданской обороны
Структуру гражданской обороны
составляет совокупность органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций.
Гражданская оборона РФ организуется и ведется на всей территории страны в соответствии С:
- Конституцией РФ;
- Федеральными законами;
- нормативно-правовыми актами Президента РФ;
- нормативно-правовыми актами Правительства РФ.
Слайд 24
Гражданская оборона состоит из:
Сил и средств
Финансовых
и материальных
резервов
Органов
управления
Слайд 25Руководство гражданской обороной в РФ
Российская Федерация
Федеральные органы
исполнительной власти
и организации
Территории
субъектов
Российской Федерации
Территории муниципальных
образований
Объекты экономики,
учреждения
и организации
Правительство
Российской Федерации
Руководители
федеральных органов исполнительной власти
Главы органов
исполнительной власти –
субъектов
Российской Федерации
Руководители органов
местного самоуправления
Руководители
объектов экономики,
учреждений и организаций
Слайд 26Управление гражданской обороной
Управление ГО на федеральном уровне осуществляет
– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО – МЧС РФ.
Управление гражданской обороной на соответствующих территориях осуществляют:
- на межрегиональном уровне– территориальные органы управления МЧС РФ - региональные центры по делам ГОЧС
- на уровне субъектов РФ – структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение задач в области ГО – Главные управления МЧС России по субъектам РФ;
- на уровне муниципальных образований –органы специально уполномоченные на решение задач в области ГО и ЧС;
- на уровне организаций – структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством РФ.
Слайд 27Количество
работников в структурном подразделении ГОЧС
Количество
Количество
сотрудников работников
в организациях, отнесенных к категориям по ГО
до 500 чел 1 освобожденный
от 501-2000 чел 2-3 освобожденных
от 2001- 5000 чел 3-4 освобожденных
свыше 5001 чел 5-6 освобожденных
В организациях, не отнесенных к категориям по ГО работа по гражданской обороне может выполняться по совместительству одним из работников организации
(Приказ МЧС от 23.05.2017 г. №230)
Слайд 28Количество
отдельных работников по ГО в составе представительств и филиалов
Количество
Количество
сотрудников работников
от 200 - 500 чел 1 освобожденный
от 501-1000 чел 2 освобожденных
от 1001-2000 чел 3 освобожденных
от 2001- 5000 чел 4 освобожденных
свыше 5001 чел 5 освобожденных
(Приказ МЧС от 23.05.2017 г. №230)
Слайд 29
Спасательные воинские формирования
Подразделения ГПС
Аварийно-спасательные формирования и спасательные службы
Нештатные формирования по обеспечению
выполнения мероприятий ГО
Специальные формирования
СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Слайд 30 Специальная техника
Средства индивидуальной защиты
Средства радиационно-химической разведки
и дозиметрического контроля
Средства специальной обработки
Медицинское имущество
боевое ручное стрелковое и холодное оружие
СРЕДСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Слайд 31осуществляется:
в федеральных органах исполнительной власти и подчиненных им бюджетных организациях –
за счет средств федерального бюджета;
в субъектах РФ, органах местного самоуправления и подведомственных им бюджетных организациях – за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
во внебюджетных организациях – за счет собственных средств этих организаций.
ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ГО
Слайд 32Финансирование мероприятий ГО в
организациях
Расходы на подготовку и проведение мероприятий по ГО и защите населения, понесенные:
бюджетными учреждениями, возмещаются в соответствии в утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений;
организациями (за исключением бюджетных учреждений), возмещаются путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
Слайд 33Второй учебный вопрос:
Требования федерального законодательства и подзаконных актов
в области защиты населения и территорий от ЧС .
Структура и основные функции
Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)
Слайд 34
Нормативно-правовое обеспечение деятельности по защите населения и территорий от ЧС
ОСНОВНЫЕ
ДОКУМЕНТЫ
Федеральные законы
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94г. № 68-ФЗ
«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.95 г. № 151-ФЗ
«О пожарной безопасности» от 21.12.94г. №69-ФЗ
«О противодействии терроризму» от 06.03.2006г. № 35 – ФЗ
«Водный кодекс» от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ
Слайд 35Нормативно-правовое обеспечение деятельности по защите населения и территорий от ЧС
Постановления Правительства РФ
«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.03г. № 794.
«О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 8.11.2013г. № 1007
«О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.05.07 г. № 304
«О порядке сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 24.03.97 г. № 334
Слайд 36Нормативно-правовые документы Смоленской области
Областной закон «О защите населения и территорий
Смоленской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 25 марта 2002 г. № 34-3
Постановление Администрации Смоленской области от 11.08.2004 № 269 «О Смоленской областной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Постановление Администрации Смоленской области от 31.08.2006 № 322 «Правила охраны жизни людей на воде в Смоленской области»
Постановление Администрации Смоленской области от 07.06.2006 № 216 «О силах и средствах Смоленской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Слайд 37Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о
ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
(Конституция Российской Федерации)
Слайд 382. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ
«О
защите населения и территорий от ЧС
природного и техногенного характера»
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 2
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ГЛАВА 3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ГЛАВА 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧС И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ
ГЛАВА 5
ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧС
ГЛАВА 6
ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС
ГЛАВА 7
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС
ГЛАВА 8
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС
ГЛАВА 9
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Слайд 39Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате
аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
Гл.I ст.1 Федерального закона от 21.12.94г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Слайд 40Закон определяет:
основные принципы защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, которыми являются:
1. Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;
2. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС;
3. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны;
4. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством РФ порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Слайд 41Основные задачи РСЧС
Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению
защиты населения и территорий от ЧС
Осуществление целевых и научно-технических программ , направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС
Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств,
предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС
Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
Организация своевременного оповещения и информирования населения о ЧС, в том числе экстренного оповещения населения
Прогнозирование и оценка социально экономических последствий ЧС
Слайд 42Основные задачи РСЧС
Осуществление государственной экспертизы, государственного надзора
в области защиты населения и
территорий от ЧС
Ликвидация чрезвычайных ситуаций
Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС,
проведение гуманитарных акций
Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц , непосредственно участвующих в их ликвидации , в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах
Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС
Создание резервов финансовых и материальных ресурсов
для ликвидации ЧС
Слайд 43Обязанности организаций в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Организации
обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Гл.III. Ст. 14. Федеральный закон №-68 от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Слайд 44Права граждан Российской Федерации в области защиты
населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
Граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах ЧС;
получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Гл IY. Ст. 18. Федеральный закон №- 68 от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Слайд 45Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий
от
чрезвычайных ситуаций
Граждане РФ обязаны:
соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Слайд 46Правительство Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2003 г. №794
«О единой государственной
системе предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Слайд 47 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ( РСЧС )
объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС,в т.ч.по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Слайд 48Целевые функции РСЧС
Предупреждение
возникновения
чрезвычайных ситуаций
Ликвидация
чрезвычайных ситуаций
Слайд 49Предупреждение ЧС
обеспечивается заблаговременным проведением
комплекса мероприятий, направленных на:
максимально возможное снижение риска возникновения ЧС;
сохранение здоровья людей;
снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае возникновения ЧС
Слайд 50Ликвидация ЧС –
это аварийно-спасательные и другие неотложные
работы(АСДНР), проводимые при
возникновении ЧС и направленные на:
спасение жизни и сохранение здоровья людей;
снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь;
локализацию зон ЧС, прекращение действия
характерных для них опасных факторов
Слайд 51Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
ЕГС ЧС
П О Д С
И С Т Е М Ы
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ
У Р О В Н И
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ
ОБЪЕКТОВЫЙ
К О О Р Д И Н А Ц И О Н Н Ы Е О Р Г А Н Ы
Правительственная КЧС
КЧС федеральных органов
исполнительной власти
КЧС Ф О
КЧС
органов исполнительной
власти субъектов федерации
КЧС
органов местного
самоуправления
КЧС
организации
П О С Т О Я Н Н О Д Е Й С Т В У Ю Щ И Е О Р Г А Н Ы У П Р А В Л Е Н И Я
МЧС РФ
РЦ ГОЧС
ГУ МЧС РФ по субъекту РФ
ОУ ГОЧС
Отдел, сектор,
уполн. лица ГОЧС
С И Л Ы И СР Е Д С Т В А
Специально подготовленные силы и средства, предназначенные и выделяемые (привлекаемые)
для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ
ОБЪЕКТОВЫЕ
О Р Г А Н Ы П О В С Е Д Н Е В Н О Г О У П Р А В Л Е Н И Я
Н ЦУКС РФ
ЦУКС РЦ ГОЧС
ЦУКС ГУ МЧС РФ
ЕДДС
Дежурно-диспетчерские
службы
Слайд 52Основные задачи органов повседневного управления РСЧС
сбор, анализ, обработка и отображение информации
о ЧС
подготовка предложений руководству для принятия решения на организацию реагирования
обеспечение развертывания штаба ЛЧС и информационное обеспечение его работы
организация оповещения и сбора оперативного состава, входящего в состав оперативных подразделений
Слайд 54
Силы и средства наблюдения и контроля в составе формирований, подразделений, служб,
учреждений и предприятий
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций
К силам и средствам единой системы относятся силы:
Слайд 55РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ (РСЧС)
РЕЖИМ
ПОВСЕДНЕВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕЖИМ
ПОВЫШЕННОЙ
ГОТОВНОСТИ
РЕЖИМ
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ
СИТУАЦИИ
При нормальной производственно-
промышленной,
радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки,
при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий
При ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации
При возникновении
и во время ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Слайд 56Финансирование мероприятий
по ликвидации ЧС
проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах
чрезвычайных ситуаций, средств администрации района, из резервного фонда, страховых фондов и других источников