Слайд 1Дидактические игры на уроках ОБЖ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сокольская школа
– интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья Бугульминского района РТ
Учитель начальных классов
Толстова Н.Т.
Слайд 2Играющий и есть мыслящий.
Обучение - это ремесло, использующее
бесчисленное количество маленьких трюков
Слайд 3Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к урокам ОБЖ перед
нами, учителями, стоит задача : сделать урок интересным, насыщенным, занимательным, и в то же время понятным для обучающихся разного уровня. С другой стороны современное общество характеризуется стремительным увеличением объема знаний. Я пришла к такому выводу, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем. Решение этих задач традиционными средствами на уроках ОБЖ затруднительно
Слайд 4В педагогической практике применяются различные методические приемы для активизации процесса обучения
на уроках ОБЖ. Одним из средств, способствующих формированию у школьников знаний и умений, необходимых для грамотных действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, является дидактическая игра. По определению, игра - это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В игре ребёнок развивается как личность, получает новые знания, овладевает необходимыми умениями. Кроме того, у него появляется возможность актуализовать имеющиеся знания, и проверить свои умения и навыки.
Слайд 5В процессе игровой деятельности происходит развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы
учащихся, так как игра построена на интересе, эмоциональной привлекательности, увлечённости, желании каждого участника проявить себя с наилучшей стороны. В ходе игры у обучаемых формируются такие стороны психики , от которых впоследствии будут зависеть успешность их социальной практики, отношения с окружающими людьми, готовность к действиям в неординарных, в том числе и несущих прямую угрозу жизни и здоровью, ситуациях.
Слайд 6Игровая деятельность выполняет следующие функции:
-обучающая : развитие познавательных процессов, закрепление полученных знаний,
формирование необходимых умений и навыков
- развлекательная : (это основная функция игры) - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
- коммуникативная: освоение диалектики общения, развитие коммуникабельности, общительности обучаемых, сплочение коллектива
-релаксационная: снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему учащихся при обучении
-психотехническая: формирование у учащихся навыков по подготовке своего физиологического состояния для эффективной деятельности
Слайд 7Включение игровой деятельности в учебно-воспитательный процесс позволяет решить ряд конкретных задач:
1. Дидактические задачи : расширение кругозора обучаемых, развитие их познавательной деятельности, умение применять знания на практике, формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных и трудовых умений и навыков.
2. Развивающие задачи : развитие памяти, внимания, мышления, речи, воображения, фантазии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, развитие творческих способностей, рефлексии, способностей находить оптимальные решения, формирование мотивации учебно-познавательной деятельности.
3. Воспитательные задачи: воспитание самостоятельности и воли, формирование определённых подходов и позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание коллективизма, общительности, коммуникативности, сотрудничества.
4. Социализирующие задачи: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль и саморегуляция, обучение общению, психотерапия»
Слайд 8При подготовке и проведении уроков я стараюсь брать во внимание психологические
особенности каждого ребёнка, так как личностно-ориентированное обучение направленно именно на это.
Прежде всего, в своей работе я использую такие формы и методы, которые развивали бы активность и познавательную деятельность самих детей. Я пришла к выводу, что наиболее эффективными являются дидактические игры.
Условно дидактические( познавательные) игры можно подразделить на три вида:
Прямого дидактического воздействия , когда учитель организует свою деятельность совместно с обучаемыми в роли одной из играющих сторон;
Опосредованного дидактического воздействия, когда учитель находится в роли наблюдателя, судьи или болельщика;
Смешанного дидактического воздействия, когда учитель принимает участие в игре в роли ведущего, судьи, эксперта, консультанта
Слайд 9Дидактические игры проводятся по специально созданным для обучения и воспитания учащихся
правилам. Обычно они включают в себя педагогические и игровые задачи ,правила, действия и результат. Дидактические задачи в них реализуются не открыто, а косвенным образом через игровые задания, правила и собственно действия.
Рассматривая понятие игры как средства обучения можно сказать следующее:
1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников
Слайд 10На уроках ОБЖ создаются условия, благоприятствующих творчеству. Их развитие происходит в
учебной деятельности, в которой ученик выражает свое отношение к ней .
Чтобы школьный урок основ безопасности жизнедеятельности облечь в игровую форму используется множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Дидактические игры на уроках ОБЖ можно применять на всех ступенях школьного образования. Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.
Слайд 11Игровая деятельность на уроках ОБЖ используется в следующих случаях для закрепления,
систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ:
Игры при изучении ПДД: «Дорожные знаки», «Выбери действие», «Найди ошибки», «Дорисуй знак», «Светофорики», «Группы знаков», «Выбери действие».
Интеллектуальные игры типа «Брейн-ринг», «Счастливый случай» ,»Звёздный час».
2) При проведении проблемного урока, урока- эксперимента, ролевых игр, где учащиеся получают роли «Эксперта», « Судьи» «Почемучки» и др..
Слайд 12Чрезвычайные ситуации криминогенного характера
Пример 1. При изучении этой темы в 4
классе у обучающихся могут вызвать интерес сказки или инсценировки: « Колобок», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят» и т.д. Для обсуждения, можно предложить следующие вопросы:
Почему волку удалось съесть козлят?
Что помогло проникнуть в их дом?
Какую ошибку совершила бабушка Красной шапочки?
Какие ошибки в поведении Красной шапочки ты можешь назвать?
Какую ошибку с точки зрения личной безопасности совершил колобок?
Слайд 13В качестве фрагмента урока (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Разгадывание кроссвордов, ребусов,
загадок.
Дети в любом возрасте с большой охотой и интересом разгадывают загадки, головоломки, шарады, ребусы, кроссворды. Способ отгадывания кроссвордов на уроках ОБЖ весьма прост.
Ребусы - загадочные рисунки , в которых слова и высказывания зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д.
Загадки, несомненно, окажутся полезными учителю, заинтересовавшему обучающихся этой работой. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия
Слайд 14Настольные игры: домино ,лото ,пазлы .
Пословицы и поговорки.
Например, при изучении темы
«Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагается вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье.
Слайд 15Вывод :
Дидактические игры побуждают работать учащихся, углубляют понимание тем предмета, вовлекают
их в активное сотрудничество с преподавателем, будят любознательность, повышают наблюдательность и поощряют их к первым самостоятельным открытиям, обеспечивают хорошее качество подготовки обучающихся и помогают создать копилку приемов и навыков по развитию познавательной деятельности ,делают урок ОБЖ эффективным, интересным.
В дальнейшей деятельности я планирую продолжить работу по использованию дидактических игр и занимательных заданий на уроках ОБЖ как средства повышения качества знаний обучающихся. Это позволит мне пополнить копилку знаний и применять наиболее интересные методы и приемы.