Слайд 1Групповая работа на уроках ОБЖ
Слайд 2Групповые формы организации обучения на уроках ОБЖ способствуют:
вовлечению каждого ученика в
активный познавательный процесс, что развивает умение думать самостоятельно, позволяет решать разнообразные проблемы, применять необходимые знания на практике, легко адаптироваться в меняющейся жизненной ситуации;
развитию коммуникативных умений, продуктивного сотрудничества с другими людьми, культуры социального общения, так как ученик поочередно выполняет различные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.;
Слайд 3вовлечению каждого ученика в активный познавательный процесс, что развивает умение думать
самостоятельно, позволяет решать разнообразные проблемы, применять необходимые знания на практике, легко адаптироваться в меняющейся жизненной ситуации;
развитию коммуникативных умений, продуктивного сотрудничества с другими людьми, культуры социального общения, так как ученик поочередно выполняет различные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.;
Слайд 4Групповые формы обучения предмету подразделяются (классификация В. А. Сластенина) на:
Бригадные – организуется
деятельность специально сформированных групп для выполнения определенных заданий временных групп учащихся;
Звеньевые – организуется учебная деятельность постоянных групп учащихся;
Слайд 5Кооперативно-групповые – организуется деятельность групп, выполняющих часть общего, как правило, объемного задания;
Дифференцированно-групповые –
организуются временные или постоянные группы в зависимости от учебных возможностей, обученности учащихся;
Парные – организуются группы для освоения нового материала, контроля знаний и т.д., могут быть временные и постоянные.
Слайд 6На начальном этапе при вовлечении каждого ученика в активную групповую деятельность
необходимо уделять внимание обучению культуре общения, приучая учащихся:
взаимодействовать в группе с любым партнером вежливо, доброжелательно, терпимо общаться с партнером;
работать активно и ответственно, отвечая не только за свои успехи, но и за успехи всей группы;
осознавать, что работа в группах – это серьезный совместный познавательный труд.
Слайд 7Комплектование групп
Варианты комплектования групп:
Класс разбивается на группы по два-три человека (можно
заранее при подготовке к уроку). Поначалу группы не стоит делать большими, в каждой группе должен быть сильный, средний, слабый ученик, мальчики и девочки.
Группы формируются по желанию учащихся, ученики сами определяют функции каждого при выполнении задания, при этом предусматривают специальные роли:
Слайд 8- организатор активной деятельности каждого ученика – отслеживает активность своих партнеров
в группе;
- следящий за культурой общения и взаимопомощи внутри группы;
- редактор – контролирует правильность выполнения задания;
- лидер – берет на себя ответственность за подготовку партнеров по группе к докладу или отчету по законченному заданию.
Слайд 93. Группы могут формироваться по уровню обученности, в процессе работы они
могут распадаться на подгруппы – тройки или пары.
4. Исходя из специфики решаемой цели или педагогической ситуации в классе, можно организовать однородную группу (сильный или слабых учеников). Сильные могут быть экспертами в общем классном задании, определять параметры и критерии совместной деятельности; слабым учитель уделяет особое внимание.
Слайд 101. Обучение в команде
При реализации данного вида групповой работы большое внимание уделяется общим целям
и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы всех участников группы (команды), каждого ее члена. Учебно-познавательная деятельность каждого школьника осуществляется при постоянном взаимодействии с другими членами группы. Перед каждым школьником стоит задача не только сделать что-то вместе, а познать что-то новое вместе. При этом вся команда должна знать, чего достиг в совместной работе каждый ее член.
Слайд 11«Вертушка»
Группам дается определенное задание, необходимые опорные материалы. Задание дается либо по
частям (каждый ученик работает над своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный, либо слабый). Выполнение любого задания объясняется учеником вслух и контролируется всей группой. По окончании работы учащимся предлагаются индивидуальные тесты (соревнуются не сильные со слабыми, а каждый учащийся проверяет свои знания).
Слайд 12Командно-игровая деятельность
Учащимся после объяснения учителем нового материала предлагаются соревновательные турниры. Для этого
организуются «турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равных по уровню обученности (слабые со слабыми, сильные с сильными). Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов, при этом не учитывается «планка» стола. В этой деятельности слабоуспевающие учащиеся имеют равные шансы на победу наряду с сильными учащимися.
Слайд 13 Учимся вместе
Класс делится на разнородные (по уровню обученности) группы по три-пять
человек. Каждая группа получает одно задание, которое является частью большой темы, над которой на уроке работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение нового материала. Внутри группа сама определяет, что делает каждый ее член, контролирует правильность выполнения задания.
Слайд 14Исследовательская работа
Учащиеся работают индивидуально или в группах по три-шесть человек, при
этом акцент делается на их самостоятельную деятельность. Школьники выбирают подтему общей темы, над которой предстоит работать всему классу.
После этого в малых, группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Таким образом, каждый вносит свой вклад в решение общей задачи. Кроме этого, в группах организуются дискуссии, обсуждения, которые позволяют каждому члену группы познакомиться с работой другого.
Слайд 15Рефлексия на уроках ОБЖ
Педагогическая рефлексия - это деятельностная способность интеллекта объектировать
собственные психические процессы, воспринимать и анализировать свою деятельность. Являясь механизмом самоанализа, педагогическая рефлексия становится инструментом самоконтроля, осмысления, ответственного поведения, дает возможность проследить причинно-следственные отношения в собственном мире.
Слайд 16Условия рефлексии:
Полное доверие к преподавателю, к членам группы.
Отсутствие страха, неуверенности.
Недопустимость нескромности,
субъективность оценок, иронии, иных проявлений бестактности.
Демократичность, корректность в отношениях.
Регулярность проведения рефлексии, что проявляется в повторном использовании одного и того же упражнения.
Уместность записи в процессе рефлексии, фиксации впечатления от основных фактов, рисования. Это обеспечивает последовательность хода мыслей.
Слайд 17Приём «Букет настроения»
В начале урока обучающимся раздаются бумажные цветы: красные и
голубые. На доске изображена ваза. В конце урока преподаватель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы удовлетворены своей работой, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось – голубой»
Слайд 18Прием «Комплимент»
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться
данным прием, в котором обучающиеся оценивают работы и вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и преподавателя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Слайд 19Прием «Запрет»
Этот прием используется, когда обучающиеся сводят размышления о себе и
происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Обучающимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.
Слайд 20Индивидуальная письменная (личностная) рефлексия
1. Hа уроках ОБЖ я:
- узнал
- понял
- научился
Слайд 21 «Плюс-минус-интересно».
«+»Что понравилось на уроке?
«-» Что не понравилось на уроке?
«И»Любопытные факты, о
которых узнали. Что бы ещё хотелось узнать.
Слайд 22Прием ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)
Знаю
Узнал новое
Хочу узнать подробнее
Слайд 23Прием «Демонстрации»
Во время учебного процесса преподаватель сам должен демонстрировать рефлексию своей
деятельности:
«Вот сейчас я закончил первую часть своего рассуждения и перехожу ко второй»,
«Мне кажется, что у нас очень хорошо идет работа. Это, наверное, происходит потому, что вначале мы четко определили цели и выделили шаги ее достижения…»,
«Сейчас своей интонацией хотел подчеркнуть, как я отношусь к...»,
«Я очень волнуюсь, потому что…» и т.д.
Слайд 24Прием «Вопрос себе»
Этот прием обучает обучающихся самим себе задавать вопросы. Вопрос
– это средство фиксации знания о незнании, причем если этот вопрос ставит сам обучающийся, то тем самым он фиксирует знание о своем незнании, выводя, соответственно, себя в рефлексивную позицию.
Некоторым вопросам обучающегося надо обучить в явной форме. Например, таким: «Что я сейчас делаю?», «Я понял, но что же я понял?», а также вопросам «Почему?»(« Почему я делаю то, что делаю сейчас?», «Почему я понял именно так?», «Почему я сначала понял так, а затем иначе?»), «Как?» («Как я это сделал?») и «Зачем?» («Зачем я это делаю?») применительно ко всем типам ситуаций.
Слайд 25Прием «Пометки на полях»
(«v» - я так и думал, «+» -
новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён)
Очень удобный прием, когда на уроке необходимо охватить большой объем материала, особенно когда он носит теоретический характер. Так как обучающиеся работают с рабочими тетрадями это достаточно легко сделать.
Слайд 26Шкала успеха
Я мог (ла) бы работать и лучше.
Сегодня понял (а), чего
мне не хватает для успешной работы.
Сегодня я работал (а) в полную силу. У меня все получилось.
Я очень старался (ась), но у меня не все получилось.
Я сегодня плохо работал (а).