Слайд 1Формирование метапредметных компетенций на уроках ОБЖ
Слайд 2 Метапредметный урок- применение метапредметных и универсальных учебных действий в связи с
жизненными потребностями. На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.
Слайд 3От развития УУД к метапредметным компетенциям
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
Регулятивные (организация учебной деятельности)
Познавательные
(общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные (социальная компетентность и учёт позиции других людей)
Слайд 4Ключевые компетенции:
ценностно-смысловые
общекультурные
учебно-познавательные
информационные
коммуникативные
социально-трудовые
личностное самосовершенствование
Слайд 5Результат развития метапредметных компетенций
Развивается:
культура сотрудничества;
культура работы с информацией;
диагностика, коррекция и развитие
познавательных процессов как психологическое сопровождение формирования исследовательской деятельности;
умение как творческий процесс;
учение как саморазвитие.
Слайд 6Образовательные продукты:
Уровень развития метапредметных компетенций проявляется в образовательных продуктах:
а) внешних:
исследовательские
работы;
рефераты;
книжки;
макеты;
задачники;
презентации;
карты;
сценические постановки;
поделки и т.п.
Слайд 7Образовательные продукты:
б) внутренних:
организационно-деятельностные умения;
способы познавательной деятельности;
коммуникативные навыки;
творческие способности.
Слайд 8Результатом обучения является формирование базовых качеств образованности человека
У учащихся появляется
возможность:
быть ТВОРЧЕСКИМ, уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценящим инновации;
САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ, уметь брать на себя ответственность за свое образование;
РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ, уметь выбирать и использовать различные конструктивные способы их решения;
быть УВЕРЕННЫМ в своих возможностях и иметь высокую самооценку;
быть ТОЛЕРАНТНЫМ (эмоционально устойчивым), эмпатийно, доброжелательно относиться к многообразию жизни.
Слайд 9Метапредметный урок- это урок, целью которого является
- ориентация на тесную связь
обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся,
- умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
- создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса. Сценарий урока нужно составить таким образом, чтобы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.
Слайд 10- формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в
одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности
- формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.
Слайд 11Метапредметный урок- это урок,
на котором...
- происходит интеграция различных профилей обучения в
единую систему знаний о мире.
- обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания. "Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.
Слайд 12- школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые
лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.
- ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт.
- ученик осваивает способы, даже не деятельности – ЖИЗНИ.
Слайд 13Метапредметный урок- это урок, с помощью которого...
- происходит сохранение и отстаивание культуры
мышления и культуры формирования целостного мировоззрения;
- обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;
- можно подготовить ребенка к реальной жизни;
- в общее содержание образования включается метапредметное содержание путем:
- выделения отдельных учебных дисциплин (метапредметов "Проблема", "Знание", и др.);
- включения в обычные учебные предметы фундаментальных образовательных объектов (отражающих единство мира).
- учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на уроке (или вообще деятельности) по восстановлению генезиса того или иного понятия, этот процесс можно сравнить с созданием алгоритма решения проблемы: провели доказательство какого-либо факта, затем составили алгоритм своей деятельности "для будущих поколений";
- вся сложность мира представляется через изучаемый предмет.
Слайд 14Признаки метапредметного урока
· Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся
Рефлексия,
перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.
Активизация интереса и мотивации обучения учащихся.
Использование образовательных технологий:
-технология совместного обучения;
-технология исследовательской деятельности;
-проектная деятельность;
-проблемно-диалогическая технология;
-игровая технология.
Организация внеурочной деятельности школьников:
-разработка и реализация надпредметных проектов:
-участие в исследовательской работе.
Слайд 15Роль музейной педагогики в развитии метапредметных компетенций
Обращение к ценностям, накопленным и
свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры.
Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры.
В этой связи для образования представляют интерес.
Слайд 16Социокультурные функции музейного пространства
расширение образовательного пространства личности через приобщение к музейной
педагогике;
гармонизация развития творческой личности;
формирование национальной идеологии,
сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
создание новой музейной аудитории;
расширение социального пространства влияния музея.
Слайд 17 "Жизнь на уроке должна стать подлинной… и тогда у наших
детей появится желание и смысл учиться"
"межпредметный урок -
интегрированный урок -
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК"