Слайд 1Урок-викторина по ОБЖ
Тема: «Чрезвычайные ситуации природного характера»
9 класс
Слайд 2Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о чрезвычайных ситуациях природного характера,
причинах их возникновения и возможных последствиях
Слайд 5Опасная ситуация
Опасность — это…
возможность, угроза чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.
Чрезвычайная ситуация-это…
это
обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия.
Природные чрезвычайные ситуации-это…
землетрясение, гроза, ливень, град, снег, гололёд, наводнение, лесные пожары.
Слайд 7Подготовительный этап игры-соревнования
Инструктаж: Игра будет проходить в 5 этапов:
«Словарь» – дано
определение, надо сказать к какому понятию (термину) оно относится;
«Тест» – задан вопрос, надо выбрать правильный вариант ответа;
«Вопрос» – дать развёрнутый ответ на заданный вопрос;
«Величины измерения» – этот блок посвящен опасным природным явлениям, у которых определяется сила, выставляются баллы, созданы шкалы;
«Действия людей при ЧС природного характера» – как нужно себя вести и что делать при той или иной чрезвычайной ситуации (повторение алгоритмов действий).
Слайд 9Этап 1. «Словарь»
Значительное затопление местности в результате подъёма уровня воды в
реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде – это…
наводнение
Природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли – это …
землетрясение
Отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах – это …
обвал
Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории – это…
лесной пожар
Выход на поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называется магмой – это …
извержение вулкана
Слайд 11Этап 2. «Тест»
1. Бывают низовые и верховые, сильные, средние и слабые:
а)
ураганы б) лесные пожары в) землетрясения
2. Одним из признаков о приближении цунами является:
а) поведение животных, которые торопливо уходят на склоны гор;
б) неожиданный ураган с выпадением обильных осадков;
в) резкое повышение или понижение температуры воздуха, обильное таяние ледников, сход лавин.
3. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 120 м/с, - это:
а) тайфун; б) шторм; в) торнадо; г) ураган.
4. Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин:
а) лесные пожары, изменение климата и погодных условий, гибель людей и животных;
б) извержение вулканов, усиление сейсмической активности, повышение уровня воды в реках и водоемах;
в) перекрытие русел рек, изменение ландшафта, гибель людей и животных, разрушение зданий и сооружений, сокрытие их толщами пород.
Слайд 13Этап 3. «Вопрос»
1. Как называется организованный вывоз населения из зоны ЧС?.
2.
При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными? .
3. В каких районах на территории России часто происходят извержение вулканов? .
4. Где действие цунами не опасно? .
5. Чем отличаются низовые пожары от верховых, и какие опаснее?
Слайд 14Этап 4 «Величины измерения»
1. Ветер со скоростью до 20 м/с называется:
а)
ураган б) бриз в) буря г) циклон
2. Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Кто из учёных создал шкалу силы ветра:
а) Рихтер б) Бофорт в) Ломоносов г) Менделеев
3. По какой шкале измеряется интенсивность землетрясения? (по шкале Меркали)
4. Землетрясения, какой силы начинают ощущать люди? (3-4 балла)
5. При землетрясениях какой силы наблюдаются тотальные разрушения, происходит сильное изменение рельефа местности; образуются многочисленные трещины, вертикальные и горизонтальные перемещения по ним; огромные обвалы и оползни; изменяются русла рек, образуются водопады и озёра; характерно разрушение всех зданий и сооружений. ( При землетрясении в 12 баллов).
Слайд 15
Этап 5. «Действия людей при ЧС ситуации природного характера»
1. В какой
последовательности вы постараетесь действовать, если, находясь дома, неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекла, посуды, а времени, чтобы выбежать из здания, нет:
а) отключить электричество, газ, воду, отойти от окон и предметов мебели, которые могут упасть, занять безопасное место в дверном проеме;
б) позвонить в аварийную службу, отключить элект¬ричество, газ, воду, занять место у окна;
в) закрыть окна и двери и занять безопасное место в шкафу.
2.Что необходимо сделать при внезапном возникновении бури, урагана, смерча, если вы находитесь на улице?
Слайд 163.. При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:
а) открыть окна и двери
на нижнем этаже;
б) включить телевизор и радио, выслушать сообщения и рекомендации;
в) перенести на нижние этажи ценные вещи.
4. При извержении вулкана, находясь в непосредственной близости от него, необходимо:
а) убегать перпендикулярно от направления движения лавовых потоков;
б) защитить органы дыхания, следовать в укрытие;
в) укрыться за большим камнем.