Слайд 1Влияние биоритмов
на успеваемость обучающихся
.
Слайд 2Цель
определить, влияет ли принадлежность обучающихся к различным биоритмам на их успеваемость;
составить модель биоритмов для конкретного человека. На основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные и благоприятные дни для успешного обучения.
Слайд 3 Задачи
узнать, что такое биоритмы;
определить биоритмы обучающихся
провести социологический опрос
и отследить успеваемость «сов», «жаворонков», «голубей»;
на основе полученных результатов сделать вывод, влияют ли биоритмы на успеваемость.
Слайд 4
Гипотеза:
Если биоритмы есть, то они влияют на работоспособность и успеваемость
школьников.
Слайд 5 Из истории вопроса
О существовании биологических ритмов людям известно с древних
времен. Уже в «Ветхом Завете» даны указания о правильном образе жизни, питании, чередовании фаз активности и отдыха. О том же писали ученые древности: Гиппократ, Авиценна и другие. Основателем хронобиологии — науки о биоритмах, принято считать немецкого врача Христофора Вильяма Гуфелянда, который в 1797 году обратил внимание коллег на универсальность ритмических процессов в биологии: каждый день жизнь повторяется в определенных ритмах, а суточный цикл, связанный с вращением Земли вокруг своей оси регулирует жизнедеятельность всего живого, включая организм человека.
Слайд 6Биологические ритмы
Биологические ритмы - эволюционная форма адаптации к условиям
ритмических изменений параметров внешней среды. Это временное взаимодействие различных функциональных систем организма друг с другом и с окружающей средой, способствующее их гармоничному согласованию и жизнедеятельности в целом.
Слайд 7Биологические ритмы
Высокочастотные биоритмы
Ритмы высокой частоты: от доли секунды до 30 мин.
Ритмы протекают на молекулярном уровне, проявляются на ЭЭГ, ЭКГ, регистрируются при дыхании, перистальтике кишечника и др.
Среднечастотные биоритмы
Ведущая роль среди всех биоритмов, безусловно, принадлежит суточному, обусловленному вращением Земли вокруг своей оси.
Низкочастотные биоритмы
Месячный ритм один из важнейших биоритмов . Годовой ритм обусловлен вращением Земли вокруг Солнца, благодаря чему на нашей планете происходит смена сезонов года. Многолетние ритмы например: китайскимйкалендарь: год свиньи, год лошади, год собаки
Слайд 8
Выделяют три группы людей, имеющие три типа суточных биоритмов (Среднечастотные биоритмы )
«Жаворонки». Это люди, у которых среднечастотные ритмы сдвигаются вперед, то есть имеющие синдром опережающей фазы сна.
«Голуби». Это люди дневного типа
«Совы». Это люди, у которых наблюдается отставание фазы сна.
Слайд 9«Голуби»
Проявляют постоянную активность
Работоспособность и степень усвоения учебного материала зависит от уровня
подготовки ребенка к процессу обучения.
Слайд 10«Жаворонки»
На первом уроке у учащихся хронотипа «жаворонки» значительно лучше скорость реагирования
на сенсорные сигналы, а следовательно и степень усвоения учебного материала.
Слайд 11«Совы»
Начиная со второго урока «совы» просыпаются и их работоспособность
не ниже, чем у других хронотипов.
Слайд 12
Ученые установили, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам,
называемым биоритмами:
Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, т.е. его физическое состояние, энергию, силу, выносливость. Периодичность ритма составляет 23 дня.
Эмоциональный биоритм характеризует состояние нервной системы, настроение. Продолжительность периода эмоционального цикла равна 28 дням.
Интеллектуальный цикл определяет мыслительные способности, способность обрабатывать информацию. Цикличность его – 33 дня.
Слайд 13Известные отечественные хронобиологи В.А. Доскин и Н.А. Лаврентьева выявили, что большинство
людей испытывают ритмические колебания работоспособности:
41% предпочитают для работы утренние часы,
30% - вечерние и даже ночные,
29% - трудятся одинаково эффективно в любые часы во время бодрствования.
Слайд 14 Суточная ритмика работоспособности человека: 1 - утренний тип, 2 -
средний тип, 3 - вечерний тип.
Слайд 16 Результаты исследования
«Жаворонки» - 26%
«Совы» - 23% ;
«Голуби» - 51%
Слайд 17Этапы построения биоритмов
1. Ввод исходных данных.
2. Заполнение расчетной области производится по
выражениям, описывающим указанные циклы:
Физический цикл: Ff (х) = sin (2πx/23);
Эмоциональный цикл: Fэ (х) = sin (2πx/28);
Интеллектуальный цикл: Fи (х) = sin (2πx/33);
где х – возраст человека в днях.
3. Период исследования 30 дней
Слайд 18 В некоторых странах людям рискованных профессий (летчикам, каскадерам
и т.д.) предоставляется выходной в тот день, когда нулевую отметку пересекают одновременно две или три кривые биоритмов.
Слайд 19Влияние биоритмов на человека происходит постоянно независимо от внешних и внутренних
факторов, они способны как многократно увеличивать способности, так и абсолютно лишить сил. Все биоритмы связаны между собой и с другими факторами (возрастом, состоянием здоровья, экстремальными воздействиями окружающей среды и т.д.). Благодаря биоритмам осуществляется выраженность и вариабельность определяют индивидуальность человека, связь между телом, разумом и духом человека. Каждый из нас может не только рационально и эффективно применять свои внутренние ритмы, но и управлять ими.
Выводы:
Слайд 20Выводы:
На первом уроке более активны «жаворонки», потом следуют «голуби»,
а затем «совы».
Соблюдение режима дня, построенного с учётом биоритмов каждого человека, необходимо для поддержания высокой работоспособности, бодрости и хорошей успеваемости школьников.
Слайд 21При учёте показания графика биоритмов можно достигнуть: прогнозирование физического самочувствия и
результативности усилий учащихся на различных предметах
Изучив понятия о биологических ритмах, можно рассмотреть влияние биологических ритмов на трудоспособность человека на протяжении некоторого времени
Выводы:
Слайд 22Рекомендации:
Если человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным самой природой, и эти ритмы
оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, то уважительное отношение и учет этих ритмов— основа человеческого здоровья и успешного будущего.
«Жаворонкам», важную и сложную работу не следует оставлять на вечер.
Если у «сов» утром всё валится из рук, не нужно огорчаться – впереди целый вечер.
Если вы «голубь», не расслабляйтесь и не сбивайте свои идеальные биологические часы.
Слайд 23Советы
1) Если на спаде физический цикл?
Постарайтесь в это время преодолевать
свою леность, не забывайте о прогулках на свежем воздухе и побольше физических занятий
2) Если на спаде эмоциональный цикл?
Учитесь властвовать собою, начните день с улыбки,
скажите несколько комплементов себе, окружающим, радуйтесь теплому солнечному дню…
3) Сложнее если в это время идет спад интеллектуальный… Что же делать в этом случае?
Но и тогда не стоит огорчаться. Вспомните все то, что вы знаете. Ваши отличные и хорошие отметки соответствуют вашему интеллектуальному развитию. Значит, вам нужно только поверить в удачу и успех. А может, стоит принимать витамины или поработать с тестами – для развития памяти, внимания.
Слайд 24ритм работоспособности (обучения)являются важнейшими компонентами суточной системы биоритмов организма учащихся. Для
создания условий высокой успеваемости при одновременном сохранении здоровья необходимо гармонизировать (синхронизировать) эти ритмы путем строгого соблюдения режима работы.