Презентация, доклад на тему Автономное пребывание человека в природной среде 2014г.

Содержание

План урока 10 классПричины попадания человека в условия вынужденной автономии. Меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования. Правила поведения в условиях вынужденной автономии. Преподаватель ОБЖКовалев Александр ПрокофьевичСОШ № 2г. Моздок

Слайд 1Автономное пребывание человека
в природной среде
Преподаватель ОБЖ
Ковалев

Александр Прокофьевич

СОШ № 2
г. Моздок

Автономное пребывание человека в природной среде    Преподаватель ОБЖКовалев Александр ПрокофьевичСОШ № 2г. Моздок

Слайд 2
План урока
10 класс
Причины попадания человека в условия вынужденной автономии.
Меры

профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования.
Правила поведения в условиях вынужденной автономии.

Преподаватель ОБЖ
Ковалев Александр Прокофьевич


СОШ № 2
г. Моздок

План урока 10 классПричины попадания человека в условия вынужденной автономии. Меры профилактики и подготовка к безопасному поведению

Слайд 3

Автономное существование - наиболее опасная экстремальная или аварийная ситуация, так как

положение человека, оказавшегося один на один с природной средой, обычно возникает неожиданно и вынужденно, причём помощь извне проблематична.

Автономное существование в природной среде – это самостоятельное, независимое существование его в природных условиях.
Автономное существование человека в природной среде может добровольным или вынужденным.

Автономное существование - наиболее опасная экстремальная  или аварийная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на

Слайд 4

Акклиматизация - процесс приспособления организма человека к новым климатогеографическим условиям. В

основе акклиматизации лежит выработка организмом приспособительных реакций, направленных на поддержание его нормальной жизнедеятельности в новых условиях окружающей среды.

Выживание - активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях с использованием для этого всего, что дает окружающая среда и собственные теоретические знания и практический опыт.

Акклиматизация - процесс приспособления организма человека к новым климатогеографическим условиям.  В основе акклиматизации лежит выработка организмом

Слайд 5

1. ЧС природного характера: стихийные бедствия, (землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи,

лесные пожары).
2. Экстремальные ситуации: резкое изменение природных условий (резкое похолодание, ливень, метель, пурга, снегопад, мороз, засуха и т.д.). Потеря ориентировки на местности (во время похода, экспедиции).
3. Аварийные ситуации на транспорте в условиях природной среды.

Причины автономного существования

А) Климатогеографические особенности района:
температура и влажность воздуха, солнечная радиация, осадки, давление атмосферы, ветер, ураган), а также: рельеф местности, водоисточники, флора и фауна, фотопериодика (полярная ночь, полярный день), колебания магнитного поля Земли.
Б) Психофизиологические факторы:
страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, голод, заболевание и травмы.

Факторы, способствующие развитию
экстремальных ситуаций:

1. ЧС природного характера: стихийные бедствия, (землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары). 2. Экстремальные ситуации: резкое

Слайд 6

Факторы, способствующие выживанию:
А) психофизические качества человека (психическая устойчивость, физическая подготовленность,

обученность действиям при выживании);
Б) одежда, водно-пищевой запас, подручные средства, используемые для различных целей, аварийно-спасательное снаряжение, устройства для сигнализации и связи.

В автономном существовании человек столкнётся с ситуациями:
А) резкого изменения теплового режима; Б) акклиматизации и реакклиматизации; В) изменения режима питания, питьевого режима.

Факторы, способствующие выживанию: А) психофизические качества человека (психическая устойчивость, физическая подготовленность, обученность действиям при выживании); Б) одежда,

Слайд 7
Резкое изменения теплового режима:
Все живые организмы делятся на две группы:

пойкилотермные ("разнотермные") и гомойотермные ("одинаковотеплые"). Пойкилотермность - фактор, снижающий выживаемость, т.к. жизненная активность организмов зависит от изменений температуры среды.
Гомойотермность - фактор, повышающий выживаемость.


Человек относится к гомойотермным организмам с температурой тела в пределах 36,4°С - 37,5°С, её повышение вызывает состояние перегрева (гипертермии), а понижение - переохлаждение (гипотермия). Физиологическая система терморегуляции у человека включает в себя регулирование теплообразованием и теплоотдачей.
Теплообразование происходит в скелетных мышцах в результате сложных химических реакций при усвоении пищи.

Резкое изменения теплового режима: Все живые организмы делятся на две группы: пойкилотермные (

Слайд 8
1. Кондукцией (кондукция (проведение) - прямая передача тепла от тела к

твердой среде. Максимальная теплоотдача - в положении лёжа. 2. Конвекцией - теплоотдача посредством течения воздуха или воды по границам тела. Чем ниже температура среды и сильнее ветер, тем выше конвекция.
3. Излучением (излучение (радиация) - отдача тепла в виде инфракрасных лучей.
4. Испарением - влага с кожных покровов и слизистых оболочек верхних дыхательных путей (потение) охлаждаясь усиливает теплоотдачу тела человека.

Теплоотдача происходит четырьмя способами:

1. Кондукцией (кондукция (проведение) - прямая передача тепла от тела к твердой среде. Максимальная теплоотдача - в

Слайд 9
Человеческий организм не способен самостоятельно поддерживать температуру своего тела на необходимом

уровне в условиях охлаждения.
Под влиянием охлаждения снижается уровень обменных процессов, ослабляется деятельность центральной нервной системы - всё это приводит к ослаблению организма, способствует обострению имеющихся заболеваний или возникновению новых.


Регулирование теплового режима
достигается несколькими способами: а) оптимальным чередованием состояния активности и покоя;
б) оборудованием простейших временных укрытий из природных и подручных материалов;
в) организацией рационального питания; г) организацией внешних источников тепла (костров).

Человеческий организм не способен самостоятельно поддерживать температуру своего тела на необходимом уровне в условиях охлаждения. Под влиянием

Слайд 10
I. По предназначению: 1. Дымовые - разводят для подачи сигнала бедствия,

а также, чтобы отогнать комаров и мошкару; 2. Жаровые - для приготовления пищи, для обогрева, для просушки вещей; 3. Пламенные - для освещения места привала, для кипячения воды, для подогревания пищи.

Типы костров:


II. По их устройству: 1. "Шалаш" - пламенный 2. "Колодец" - пламенный (в сырую погоду) 3. "Звёздный" - пламенно-жаровой 4. "Нодья" - жаровой 5. "Очаг" - пламенный

I. По предназначению:  1. Дымовые - разводят для подачи сигнала бедствия, а также, чтобы отогнать комаров

Слайд 11
Акклиматизация и реакклиматизация: Акклиматизация в горной местности: Факторы, отрицательно влияющие на

организм: снижение концентрации кислорода в воздухе, понижение барометрического давления, а также высокая интенсивность ультра-фиолетового излучения солнца.
Акклиматизация в жарком климате: Факторы, отрицательно влияющие на организм: высокая температура воздуха, значительная интенсивность солнечной радиации, высокая (или низкая) влажность атмосферного воздуха, резкие колебания температуры окружающей среды в течение суток.
Характерное патологическое состояние: тепловое истощение, тепловой удар, тепловые судороги (при большой потере минеральных солей).

Акклиматизация и реакклиматизация:  Акклиматизация в горной местности:  Факторы, отрицательно влияющие на организм: снижение концентрации кислорода

Слайд 12
Акклиматизация в условиях
Крайнего Севера:
Факторы, отрицательно влияющие на организм: низкая температура

окружающей среды (в зимние месяцы до - 60°С), нарушение светового режима (полярный день, полярная ночь), ультрафиолетовая недостаточ-ность. В этих условиях происходит резкое изменение реактивности организма. Появляются чрезмерная утомляемость, сонливость в дневные часы, понижение аппетита, иногда одышка. Нарушение светового режима может привести к бессоннице и невротическим состояниям. Реакклиматизация - повторное приспособление к ранее привычным условиям после временного пребывания в другой климато-географической среде.

Акклиматизация в условияхКрайнего Севера: Факторы, отрицательно влияющие на организм: низкая температура окружающей среды (в зимние месяцы до

Слайд 13
Окружающая среда - увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или

препятствует успеху выживания. Везде своя специфика выживания.
Порядок действий:
1) устранить непосредственную угрозу для жизни (покинуть транспортное средство, выйти из очага пожара и т.д.)
2) в случае необходимости оказать себе первую медицинскую помощь;
3) дать оценку сложившейся ситуации;
4) выработать план дальнейших действий: А) сориентироваться на местности;
Б) принять решение оставаться на месте или двигаться в поисках жилья;
В) соорудить временное укрытие;
Г) принять меры по обеспечению пищей и водой;
Д) принять меры к подаче сигналов бедствия.

Правила поведения в условияхвынужденной автономии

Окружающая среда - увеличивает или сокращает сроки автономного существования,  способствует или препятствует успеху выживания. Везде своя

Слайд 14
а) Сориентироваться на местности:
Ориентирование: по местным предметам, Солнцу и часам,

звёздам, компасу, по квартальным столбам (квартальные столбы: грань между двумя наименьшими номерами - всегда ориентирована на север).
б) Принять решение:
Оставаться на месте, если:
сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;
место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т.п.);
направление на ближайший населённый пункт и расстояние до него не известно.
а) Сориентироваться на местности: Ориентирование: по местным предметам, Солнцу и часам, звёздам, компасу, по квартальным столбам (квартальные

Слайд 15
Уйти с места аварии, если:
точно

известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья позволяет его преодолеть; - возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т.п.;
- человек не может быть обнаружен спасателями на этом месте из-за окружающей его густой растительности; - в течение трёх суток нет связи и помощи (следует помнить, что приняв решение о движении необходимо на месте первоначального местонахож-дения оставить ТУР (куча камней с воткнутой веткой с тряпкой), с запиской, где указаны дата и направление движения. В дальнейшем такие записки (на коре дерева, бересты и т.д.) следует оставлять углём на месте каждого ночлега или большого привала.
в) Временное укрытие (соорудить)

Уйти с места аварии, если: точно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние

Слайд 16
г) Обеспечение пищей и водой:
Дикорастущие растения, рыба, охота. Незнакомые ягоды, грибы,

растения - воздержаться в приёме.
Нельзя употреблять растения, выделяющие на изломе млечный (похожий на молоко) сок, косточки и семена плодов и ягод, грибы с неприятным запахом.
Косвенные признаки съедобности растения: - плоды, поклёванные птицами; - множество косточек, обрывки кожуры у подножья плодовых деревьев; - птичий помёт на ветках и стволах; - растения, обглоданные животными - плоды обнаруженные в гнёздах и норах.
Рыбалка: леска - из шнурков, одежды.
Крючок - сережки, блесна - пуговицы, невидимки.
Вода - фильтровать, кипятить (камни опускать в воду).
В идеальных условиях человек может обходиться без воды в течение 14 суток.


г) Обеспечение пищей и водой:Дикорастущие растения, рыба, охота. Незнакомые ягоды, грибы, растения - воздержаться в приёме. Нельзя

Слайд 17
д) Подача сигналов бедствия:
- с помощью радиостанции (азбука Морзе),
пиротехнические

сигнальные средства, - сигнальные костры (три костра, расположенных на прямой линии в 10-15 метрах друг от друга или в виде равностороннего треугольника),
с помощью сигнального зеркала (фольга, металл в центре отверстие для наведения на самолёт, луч направляется вдоль горизонта. Световой зайчик обнаруживается на расстоянии до 25км), - сигналы международного кода - вытаптываются на снегу, выкладываются из камней, веток, дёрна и др. подручных средств:

Домашнее задание
§ 1 стр. 6-9


д) Подача сигналов бедствия: - с помощью радиостанции (азбука Морзе), пиротехнические сигнальные средства,  - сигнальные костры

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть