Слайд 1Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития
образования и повышения квалификации им. С.Н.Донского – II»
Кафедра управления
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Организация безопасной среды в школе
.
Выполнил:
Горчаков Денис Михайлович
слушатель курсов профессиональной
переподготовки по специальности
«Менеджмент в образовании»
Научный руководитель:
Слепцова С.Д.,
зам. зав. кафедрой управления
Слайд 2
…Все больше и больше будущее человечества представляет собой бег наперегонки
между образованием и катастрофой…
Г. Уэллс
Слайд 3Актуальность данной работы заключается в изучении проблемы безопасности образовательной среды школы,
в оценке современной проблемы обеспечения безопасности образовательной среды, методов и измерений уровня безопасности, содержания деятельности и сопровождению безопасности образовательной среды.
Объект: безопасная образовательная среда.
Предмет: организация безопасной среды в школе.
Цель: поиск и определение теоретических предпосылок для создания модели безопасной среды в школе и разработка системы мониторинга.
Слайд 4Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в работе теоретические
положения и выводы позволяют совершенствовать процесс создания безопасной среды школы. Созданная в процессе исследования система работы, может быть рекомендована и внедрена в практику школы.
Опытно – экспериментальная база исследования:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Мохсоголлохская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов" Хангаласского района Республики Саха (Якутия).
Структура работы: дипломная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, использованной литературы и приложения
Слайд 5
Модель безопасной школы – это форма организации образовательного процесса,
при которой гарантируются условия для индивидуального развития ребенка и соблюдается комплекс норм психолого – физической безопасности, прав каждого участника.
Слайд 6
Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность условий деятельности образовательного учреждения,
определяющих его безопасное функционирование, и готовность сотрудников и учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС).
Слайд 7Модель необходимой безопасности может быть представлена в данной школе следующих положениях:
физическая защита (физическое здоровье) – охрана,
гражданская оборона, техника безопасности, защищенность от терроризма и т.д.;
психологическая защита (психологическое здоровье) – климат в коллективе, удовлетворенность уровнем образования;
санитарно-гигиеническое (экологическая защита) состояние ОУ, контролируемое службой Роспотребнадзора.
Слайд 8Модель достаточной безопасности включает следующие основные компоненты:
1. Социальная безопасность – формирование
положительной эмоциональной атмосферы в процессе взаимодействия всех социальных субъектов образовательного учреждения; создание условий для развития детского самоуправления и самореализации школьников в образовательном учреждении.
2. Экологическая безопасность (ЧС природного характера) – углубление и расширение знаний детей о законах экологии, способствовать росту информированности об экологических проблемах.
3. Экономическая безопасность – обеспечение бесперебойного образовательного процесса по заранее установленным нормативам, а также, частичное резервирование средств для последующего вложения в капитальный ремонт здания и модернизацию образовательного процесса школы.
4. Информационная безопасность – обеспечение защиты персональных данных учащихся, сотрудников, а так же создание благоприятного информационного климата и развития информационной инфраструктуры.
5. Психологическая безопасность – укрепление психологического здоровья школьников и педагогического коллектива путем создания здоровой рабочий атмосферы и совместных коллективных мероприятий созидательного плана.
6. Образовательная безопасность – формирование единой системы стабильных образовательных стандартов в рамках действующей государственной политики в образовании и воспитании подрастающих поколений.
Слайд 9Критерии и показатели, на которые должны ориентироваться образовательные учреждения, очень разнообразны.
Чтобы как-то сориентировать школы на организацию комплексной безопасности, выбраны шесть видов безопасности по содержанию, которые, являются теми критериями, за которыми должны постоянно следить руководители гражданской обороны и администрация ОУ. Эти виды безопасности следующие: физическая, экологическая, экономическая, информационная, психологическая, образовательная, социальная и санитарно-гигиеническая.
Слайд 13Система обеспечения безопасности детей в ОУ
РЕБЕНОК
Изучение
курса ОБЖ
Участие
родителей
Внеклассные
мероприятия
Занятия
Помощь ГИБДД
Перемена
Вход
в школу,
гардероб
Дорога в школу
Защита при ЧС
Слайд 14Мориторинг это наблюдение, оценка, анализ состояния изменения.
Цель является постоянное отслеживание деятельности
системы ОУ по обеспечению безопасной среды; разработка прогноза ее развития.
Задачами мониторинга являются:
1 осуществление анализа состояния безопасности ОУ
2 сбор информации
3 выявление основных проблем в организации обеспечения безопасности ОУ
4 создание прогнозов, аналитических, справочных материалов ,докладов
5 совершенствование технологии обеспечения безопасности в школе.
В этой части своей работы я провожу мониторинг разработанной модели безопасной среды школы по следующим критериям;
1 показатель физической безопасности
2 показатель санитарно-гигиенической безопасности
3 социальной безопасности
4 экологической безопасности
5 экономической безопасности
6 информационной безопасности
7 психологической безопасности
8 образовательной безопасности
Слайд 15 Физическая безопасность
Таблица 5
Показатели физической безопасности
Критерии Единицы измерения Показатели Примечания
Средства охраны:
пожарная сигнализация, охранная сигнализация,
красная (тревожная) кнопка
Противопожарная оценка ОУ Категория
План эвакуации, схема эвакуации,
помещение для эвакуации
Обеспечение режима допуска в ОУ
Наличие видеонаблюдения
Встреча родственниками после школы (нач.школа) Наличие телефона в ОУ
Страховка учащихся
Питание в ОУ ,охваченных питанием
Занятие физкультурой (основная группа; лечебная группа) Физиологические показатели: рост – вес (с учетом возраста) стандартов/общ.кол-во в классе; школе
Температура воздуха в классах
Травматизм: в школе; вне школы
Заболевания сезонные: детей/педагогов
Слайд 16 Таблица 6
Показатели санитарно-гигиенической безопасности
Наличие грызунов
в ОУ
Действующие туалеты Кол-во на этаже
Действующие краны у столовой
Действующие полотенце сушилки
Наличие бесперебойного снабжения горячей водой
Мыло в санузлах
Электрополотенце
Врачи на две смены
Освещенность классов: ГОСТ 24940-96
Удаленность от: автомагистралей; портов (аэро-, морских); промзон;
городских свалок;
лесных и торфяных массивов; общежития для мигрантов.
Наличие массовых инфекционных заболеваний за:
1 год;
2 года;
3 года. (динамика)
Слайд 17Таблица 8
Показатели социальной безопасности в ОУ
Наличие социального педагога
Информированность педагогов о проблемах
детей и учета особенностей этих детей в работе с ними
Изменение трудовой мотивации, превращение труда из фактора жизненного успеха в фактор выживания
Кол-во Кол-во уволенных/ 3 года
Снижение качества трудового потенциала (переподготовка, повышение квалификации, ученая степень и звание)
Падение нравственности и морали, утверждение власти денег, пропаганда и культивирование потребительства у детей и педагогов
Нарастание правового нигилизма, теневой экономики, коррупции, взяточничества, нарушение трудовых прав и трудового законодательства
Терроризм (кинднепинг)
Наличие структур ГО ОУ
Проведение дня здоровья
для: школьников
учителей.
Количество выпускников, поступивших в вузы и СПО
Слайд 18Таблица 9
Показатели экологической безопасности ОУ
Экологический паспорт учреждения
Экологическое состояние микрорайона ОУ (здания и
участка)
Степень загрязненности почв
Степень загрязненности воздуха
% (ПДК) Диоксид азота, оксид углерода, взвешенные вещества
Степень загрязненности воды в микрорайоне % (ПДК) %
Загрязнение воздуха в помещенияхОУ
Загрязнение воды в помещенияхОУ
Радиационный фон в микрорайоне
мкР/ч Норма 8-9,
максимум 13 мкР/час
Уровень шума: в микрорайоне ОУ Нормы для районов жилой застройки – 55 дБА в дневное время и 45 дБА– в ночное
Площадь озеленения пришкольной территории (га или % от общейплощади)
Га
1,8 тысяч га
Наличие предприятий с вредными отходами производства
Наличие герметизирующих средств в классах иСИЗ
Возможность временной эвакуации: собственный подвал с сист. регенерации воздуха, запасами воды и НЗ
Ед./вместимост ь
Ед./вместимость
Наличие датчиков: РХБЗ;
дымоуловитель.
Наличие ионизаторов воздуха
Слайд 19Экономическая безопасность
Таблица 10
Показатели экономической безопасности
Наполняемость min необходимого школьного бюджета
Возможность выделения резервных (директорский фонд) средств Д
Показатель
самофинансирования % от min необходимого школьного бюджета
Привлечение сторонних источников финансирования (государственных)
Эффективность целевого использования бюджета
Наличие спонсорской помощи
Таблица 11
Показатели информационной безопасности в ОУ
Бесплатный доступ к информационным ресурсам, Интернету;
библиотеки и медиотеки (учебной литературы);
ЦОР (цифровые образовательные ресурсы);
в том числе и получение учебников от
государства. Учебники должны содержать точную и достаточно современную информацию
Школьники имеют право на создание и распространение любых средств массовой информации
Учащиеся имеют право создавать различные общественные объединения, если они не противоречат соответствующему закону (наличие Устава)
Информирование родителей на собраниях о социальной и психологической защите детей и ОУ
Проведение мониторинга заболевания учителей за 1 год
Блокировка в ОУ сайтов экстремистского и порнографического содержания
Слайд 20Таблица 12
Показатели психологической безопасности в ОУ
Наличие психолога
Наличие антагонистических групп и группировок
Взаимопонимание учителей и
учащихся Д
Возможность выбора ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут)
Ежемесячное увеличение оплаты
Наличие кружков и секций при ОУ
Посещаемость кружков в школе
Обустроенность классов:
Ремонт (эстетическое оформление кабинетов);
ПК (персональный компьютер); ИАД (интерактивная доска).
Расположение ОУ в «зеленой» зоне
- озеленение вОУ;
- на пришкольном участке;
- аквариум На 1 чел. не менее 16 кв. м. (СНиП 2.07.01-89)
Время подъезда к ОУ (мл.классы); маршрут пути (ст. классы)
Мин. До 40 мин.; сложный; простой.
Освещенность ОУ по периметру здания (лкс)
Тренировочные эвакуации: 1 раз в месяц; 1 раз в полгода;
Наличие комнаты психологической разгрузки
Слайд 21Таблица 13
Показатели образовательной безопасности ОУ
Соответствие уровня учебных программ виду ОП
Соответствие учебных пособий
реализуемым учебным программам
Соблюдена преемственность в распределении нагрузки по классам и ступеням обучения
Описание в пояснительной записке к скорректированной учебной программе способов достижения учащимися соответствующего уровня образованности
Наличие разноуровневых дидактических материалов, позволяющих дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс
Оптимальность форм учета достижений обучающихся сформулированным целям ОП
Преемственность в изучении учебного предмета по вертикали и горизонтали
Укомплектованность основного состава педагогического коллектива, необходимая для реализации ОП данного вида
Системность в повышении квалификации педагогических кадров
Эффективность использования материально-технического оснащения образовательного процесса
Взаимодействие с учреждениями:
– профессионального образования и культуры;
- дополнительного образования;
- межшкольными учебными комбинатами
Наличие загородной зоны
Слайд 22Таблица 14
Признаки определения степени защиты ОУ
Степень защиты ОУ
Необходимая
Достаточная
Высокая •
Наличие основных видов безопасности,
дающих возможность предупреждать и реагировать на ЧС в течение малого промежутка времени (5–10мин.).
ОУ обладает большей возможностью, по сравнению со средней степенью безопасности, предупреждать и ликвидировать своими силами угрозы (приборы и средства связи).
Обладание приборами реагирования по предупреждению угроз по всем видам безопасности.
Нахождение ОУ в благоприятных условиях («зеленая зона», вдали от промышленных предприятий, дорог, общежитий, портов и аэродромов, свалок, торфяников).
Благоприятный климат внутри коллектива Все виды
комплексной безопасности ОУ обеспечивают защиту свыше 85%
ППС и учащихся, комфортные условия работы и учебы;
100% поступление учеников ввузы
Средняя Реагирование л/сна внешние угрозы в течение 15 минут.
Питание один раз за смену. Интернет по времени ограничен.
Кружковая работа обеспечивает менее 50% учащихся.
Свыше 75% выпускников поступили в вузы
Комплексная безопасность ОУ обеспечена на 75%
Низкая
Отсутствие видеонаблюдения. Отсутствие страховки учащихся.
Процент заболевших учащихся – до 50 человек в месяц.
Отсутствие собственных помещений для эвакуации.
Тренировочная эвакуация проходит один раз в год.
Отсутствие собственной базы отдыха.
Процент поступивших в вузы выпускников – менее 75%
Комплексная безопасность ОУ обеспечена ниже 75%
Слайд 23заключение
1 На основе анализа теории и практики по теме исследования определены
показатели безопасности образовательной среды:
1 показатель физической безопасности
2 показатель санитарно-гигиенической безопасности
3 социальной безопасности
4 экологической безопасности
5 экономической безопасности
6 информационной безопасности
7 психологической безопасности
8 образовательной безопасности
Слайд 242 Разработан и апробирован проект (модель) безопасной среды школы.
С
учетом вышеизложенного можно выделить два основных направления работы:
обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасности поведения в различных ситуациях;
организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.
Слайд 253 Определена эффективность разработанной модели.
Как видно из всего вышесказанного, создание безопасной
среды - очень трудная работа. Нужно продумать каждую сферу и создать удобную и безопасную среду, которая бы могла защитить как учеников, так и педагогических работников.
Мне кажется, что на создание такой высокоорганизованной, точно спланированной и в тоже время качественной среды, должны уйти месяцы кропотливой работы. Современные школы успешно справляются с этой задачей, и родители могут не бояться за своих детей. Они всегда под защитой и обеспечены всем необходимым.
Сейчас в век информационных технологий обеспечивать безопасность образовательного учреждения становится проще и легче. За детьми следят не только учителя и охранники, но и камеры наблюдения, разнообразные системы АС, при входе в школу. Это упрощает создание безопасной среды в школе.
Организация безопасной среды в школе достигла того уровня, когда родители могут не беспокоиться о своих детях, ибо теперь в школе очень безопасно и за этим бдительно следят.
Материалы помогут педагогическому коллективу школы обеспечить научный подход к организации безопасного учебного процесса, обосновать необходимость и понимание обеспечения безопасности учителя, ученика и персонала школы, представить оптимальные способы решения проблемы создания безопасной образовательной среды.