Слайд 1Международная торговля.
Если каждая страна может производить товары и услуги для
собственного потребления, почему существует международная торговля? Кто выигрывает от неё, страна-экспортёр или страна-импортёр?
Международное разделение труда основывалось прежде всего на различиях в природно-климатических условиях производства товаров в от дельных странах. Сторонники свободной торговли английские экономисты А. Смит и Д. Рикардо считали, что отмена ограничений на торговлю, беспрепятственный обмен товарами, произведёнными в разных странах, обеспечивают выгоду всем участникам торговли и наилучшее распределение ресурсов между странами. Международная торговля основана на принципах абсолютного и сравнительного преимущества.
Слайд 21. Абсолютное и сравнительное преимущество
Концепцию абсолютного преимущества разработал А. Смит.
Абсолютное преимущество
имеет страна, если она производит товар более эффективно. Это означает, что странам выгодно обмениваться избытками товаров, изготовленных с минимальными затратами. Факторами абсолютного преимущества могут быть: климатические условия и географическое положение страны, наличие собственных сырьевых ресурсов, наличие дешёвых трудовых ресурсов, наличие квалифицированных кадров, развитая техника, технология, инфраструктура, наличие финансовых ресурсов.
Слайд 3Пример. Принцип сравнительного преимущества рассмотрим на при мере двух стран -
Франции и Германии. Каждая из них производит среди прочих два вида товаров: сыр и шоколад. Возможности производства этих товаров (в час) обеими странами показаны в таблице (цифры условные).
Абсолютное преимущество в производстве обоих товаров имеет Герма ния. Но если бы эти страны решили торговать друг с другом, то они должны были определить, какой товар продавать, а какой- покупать. Здесь всту пает в силу принцип сравнительного преимущества.
Допустим, Франция .выбирает производство сыра (15 т); при этом она отказывается от произв_рдства шоколада (18 т). Для того чтобы можно было сопоставить потери обеих стран, следует определять потери в расчёте на
одну едиmщу товара: 18 : 15 = 1,2 т шоколада. Эта потеря- альтернатив
ная стоимость производства сыра для Франции.
Слайд 5Следовательно, потери от производства сыра ниже у Франции, поэтому именно ей
выгоднее специализироваться на производстве сыра, а производство шоколада выгоднее для Германии.
Концепцию сравнительного преимущества разработал Д. Риккардо.
Сравнительное преимущество имеет страна, если она производит то вар с меньшей альтернативной стоимостью, чем другие страны. В отличие от абсолютного преимущества, которым обладает небольшое количество стран, сравнительное преимущество имеет любая страна при сопоставлении конкретных видов товаров с производством таких же товаров другими странами.
Участвуя в международном разделении труда, страны могут получать в обмен на свои товары необходимые им сырьё, оборудование, потребительские товары.
Экспорт - продажа за границу товаров и услуг.
Импорт- закупка и ввоз в страну иностранных товаров и услуг.
Сальдо торгового баланса - разница между экспортом и импортом за определённьrй период.
Внешнеторговый оборот - сумма экспорта и импорта страны.
В настоящее время значительная доля в мировом товарообмене приходится на новые товары и технологии: аэрокосмическое оборудование, электронику, фармацевтические товары, машиностроение. Быстро развивается мировой рынок услуг: транспортных, туристских, строительных, финансовых, - а также услуг по передаче новых технологий (патентов и лицензий).
Слайд 62. Современные тенденции развития мирового хозяйства
Принято считать, что процесс формирования
мирового хозяйства, начавшийся в XVI в., завершился на рубеже XIX- ХХ столетий. Мировое хозяйство - это совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений.
Сегодня производство и продажа товаров - это глобальный процесс, в который вовлечены производственные и финансовые ресурсы многих стран. При этом не только граждане и фирмы, но и государства руководствуются в своей внешнеэкономической деятельности нормами международного права.
Глобализация - это усиление взаимозависимости и взаимовлияния национальных экономик; это постепенное превращение мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний. Такое комплексное взаимодействие фирм, государств и международных организаций обеспечивает самое эффективное использование ресурсов разных стран. Сейчас бывает трудно определить, в какой стране произведён товар, если учесть, что отдельные этапы создания товара-научные разработки, добыча сырья и производство материалов, изготовление от дельных узлов, сборка, реклама - проходили в разных странах.
Слайд 7Причины глобализации многообразны: экономические, научно-техни ческие, информационные, организационные и социокультурные. Основны
ми факторами, ускоряющими глобализацию, являются:
• открытость рынков товаров и услуг, рынков факторов производства;
• единство инструментов и методов проведения экономической поли тики;
• развитие наукоёмких технологий, развитие средств транспорта, связи и интернет-технологий;
• усиление роли международных экономических организаций, в том числе транснациональных корпораций.
Выделяют несколько форм экономической интеграции.
Слайд 8Глобализация может создавать угрозу для национальной экономической безопасности отдельных стран в
случае их слишком высокой зависимости от поставок продовольствия, энергоресурсов из-за рубежа. Дальней шее усиление глобализации вызывает обострение глобальных проблем, на пример экологические кризисы, мировые финансовые кризисы.
Вспомните из курса экономической географии, какие примеры соответствуют данным формам экономической интеграции?
Учёные подчёркивают противоречивость процесса глобализации.
• С одной стороны, она ведёт к более эффективному распределению ресурсов между странами, развитию конкуренции и стимулированию научно технического прогресса. Это способствует росту всеобщего благосостояния.
• С другой стороны, глобализация приводит к дальнейшему усилению неравномерности распределения доходов, усилению технологического отставания многих стран. Растёт зависимость стран от ситуации на мировых товарных и финансовых рынках, растёт структурная безработица из за падения конкурентоспособности многих отраслей национальных хозяйств. «То т, кто имеет союзников, уже не вполне независим» (Г. Трумэн).
К современной тенденции развития мирового хозяйства относятся: экономическая интеграция, выравнивание уровней развитых национальных экономик, сохранение экономических противоречий между странами, необходимость решения глобальных проблем.
Слайд 9Возможно, вы слышали о забастовках антиглобалистов. К чему призывают и против
чего выступают эти люди?
Слайд 103. Государственная политика в области международной торговли.
Государства стран мира проводят
активную внешнеторговую политику, которая ориентируется или на свободное развитие внешней торговли, или на ограничение свободной торговли.
Внешнеторговая политика, ориентированная на свободное развитие внешней торговли, называется «ф ритредерство» (англ. free trаdе- свободная торговля). Свободное развитие внешней торговли приносит выгоду всем странам. Однако все страны используют комплекс мер для стимулирования экспорта и защиты национальных рынков от внешней конкуренции.
В 1995 г. в целях регулирования мировой торговли на международном уровне была образована Всемирная торговая организация (ВТО). Она про водит линию на обеспечение свободы торговли и равенства всех участников, регулирует спорные вопросы. ВТО признаёт пошлины как единственное средство протекционистской политики и выступает против использования нетарифных барьеров.
Слайд 11Принципы ВТО:
• торговый режим должен быть одинаков для всех партнёров;
• постепенное снижение внешнеторговых
пошлин;
• устойчивость и предсказуемость во внешнеторговой политике.
Россия проводит переговоры для вступления в ВТО. Вступление в ВТО позволит России получить выгоды от режима наибольшего благоприятствования на торговлю со всеми странами - членами ВТО, облегчит условия доступа на зарубежные рынки. Вместе с тем снижение импортных тарифов принесёт потери для бюджета России. Кроме того, ожидается снижение производства и занятости в ряде отраслей. От России потребуется также допуск иностранных компаний на рынок банковских, страховых и других услуг, значительное повышение тарифов на энергоносители, отказ от поддержки сельскохозяйственного экспорта и других важных инструментов внешней торговли.
Станет ли вступление в ВТО благом для России? Может ли Россия остаться в стороне от процессов глобализации?
Слайд 12Другой вариант государственной политики в области международной торговли - протекционизм.
Протекционизм
- государственная политика ограничения свободной торговли (англ. protection - защита). В условиях острой международной конкуренции государство ограничивает международную торговлю, возводя различные барьеры на пути свободной торговли.
Причинами протекционизма могут быть: необходимость защиты отраслей национальной обороны; защита молодых отраслей, которые не смогут выжить в условиях открытого рынка; защита от дешёвой иностранной рабочей силы; стимулирование роста ВВП, ответные меры на жёсткость внешнеторговой политики других стран, защита от демпинга.
Демпииг - установление искусственно заниженных цен на экспортируемые товары с целью вытеснения конкурентов с мировых рынков.
? Используя формулу ВВП, объясните, почему искусственное ограничение импорта может стимулировать рост ВВП.
Слайд 13Проводя политику протекционизма, правительства стран применяют тарифные и нетарифные барьеры.
Тарифные барьеры
- пошлины на импортные товары - это налоги в государственный бюджет, уплачиваемые импортёрами продукции. Пошлинами облагаются товары не только для защиты отечественных производителей, но и для пополнения казны. В соответствии с этими целями им портные пошлины бывают протекционистскими и фискальными (фиск - казна).
Слайд 14Протекционистские барьеры вводятся на товары, аналогичные отечественным товарам. С учётом пошлины
импортные товары становятся более дорогими и менее конкурентоспособными, чем отечественные товары. Например, макароны продаются как отечественных производителей, так и итальянских. Введение пошлины на итальянские макароны вызовет снижение их предложения, в результате чего они станут дороже, а величина спроса на них сократится.
Фискальные барьеры вводятся на товары, которые не производятся в покупающей стране. Эти тарифы не защищают отечественных производителей, а вводятся с целью пополнить казну. Например, в России не выращивают киви, импортная пошлина на этот товар не защищает отечественных производителей, но даёт доход в бюджет России.
Нетарифные барьеры - это меры неценового характера для ограничения импорта: импортные квоты, стандарты и технические условия, лицензия, субсидии, эмбаpro и др.
Импортная квота- количественное ограничение на ввоз определённых товаров. Например, закупая импортные автомобили, многие страны устанавливают, какое максимальное количество автомобилей может быть ввезено для продажи в течение года.
Для ограничения импорта государство может устанавливать жёсткие стандарты и техничecкue условия, которым должны отвечать импортные товары. Например, шумность и содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей, сведения на упаковке товаров о наличии кон сервантов в составе продуктов.
Слайд 15Государство также может осуществлять контроль над импортом путём лицензирования. Лицензия -
разрешение на импорт определённых товаров. В ряде стран зарубежным продавцам бьвает очень сложно купить лицензию для ввоза товара. Особенно это характерно для Японии и Великобритании.
Для стимулирования собственного экспорта применяются государственные субсидии фирмам - экспортёрам. Так, отдельные китайские пред приятия, дабы проникнуть на зарубежные рынки, продают свою продукцию по очень низким ценам; при этом государство выплачивает им субсидии, чтобы компенсировать убытки. Субсидии также широко применяются во многих странах для поддержки отечественных сельскохозяйственных производителей.
Эмбарго - запрет на импорт определённых товаров. Например, в России вводился запрет на некоторые товары из Грузии, Молдавии, Прибалтики.
В результате применения протекционистских мер периодически вспыхивают «меховые», «стальные», «куриные», «винные», «авто мобильные» войны. Виды торговых барьеров в международной торговле можно представить в виде схемы.
Слайд 16Вывод
• Выгоды стран от участия в мировой торговле определяются принципами абсолютного и
сравнительного преимущества.
• Два варианта внешнеторговой политики:
- свободное развитие внешней торговли;
-протекционизм.
• На современном этапе наблюдается быстрый рост открытости национальных экономик. Это имеет как позитивные, так и негативные последствия.