Слайд 1Учет возрастных и поколенческих особенностей при преподавании финансовой грамотности
Черняева Татьяна Ивановна,
доктор социологических наук,
профессор
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Поволжский институт управления
имени П.А. Столыпина
Саратов.09.10.2019
Слайд 2 Возрастные особенности младших школьников 6-11 лет
Физическое созревание – стабильность
Окостенение скелета,
но ещё много хрящевой ткани
Мелкие и точные движения
пальцев и кисти руки
затруднительны и утомительны
Развивается аналитико-систематическая функция коры; но: преобладает процесс возбуждения возбудимость и импульсивность
Слайд 3Психологические особенности младших школьников
Готовность к школе (?) – способность преодолеть давление
ситуации, начальная рефлексия
Ведущий тип деятельности – учебная
Малая дифференцированность восприятия, неточности и ошибки
Слабость произвольного внимания (концентрация -10-15 минут)
Наглядно-образная память
Образное мышление
Рождение социального "Я"
Кризис 7 лет
Слайд 4Возрастные особенности обучающихся 11- 13 лет
Разные темпы физического развития и
полового созревания, скачкообразный характер развития, внутренний дисбаланс
Переход от развития «по социальному проекту» к саморазвитию
Процессы торможения и возбуждения не сбалансированы (периоды заторможенности, сонливости сменяются гиперактивностью)
Слайд 5Психологические особенности обучающихся 11- 13 лет
Ведущий тип деятельности – учение
и общение
Основное новообразование -чувство взрослости потребность в дифференциации, автономии от взрослых + поиск своей социальной ниши
Частая смена социальных контактов
Улучшаются возможности произвольной регуляции, если есть интерес/воля
Постепенно формируется абстрактно –логическое мышление
Слайд 6Поколение 2000-х
Появилось целое поколение детей, которые утрут нос любому родителю
Знакомьтесь
— центениалы
Слайд 7Теория поколений Нила Хау (Neil Howe) и Уильяма Штраусса (William Strauss)-1991
год
Поколения сменяют друг друга раз в 20–25 лет
Недавно оформилось поколение, следующее за миллениалами — центениалы, их ещё называют поколением Z
Слайд 8Чем они отличаются от других поколений?
Это первое поколение, которое родилось в
эпоху интернета. Центениалы не помнят, какой была жизнь без гаджетов, и проводят со смартфонами и планшетами больше 8 часов в день. На каждый шаг у них — приложения, которыми они пользуются так же естественно, как дышат. Поколение Z не делит мир на цифровой и реальный, их жизнь плавно перетекает на экран и обратно.
Слайд 9Как технологии повлияли на центениалов?
Центениалы любят общаться в Сети, причём анонимно:
предпочитают социальные сети, в которых можно прятаться. Это не Twitter, а Snapchat, из которого исчезают сообщения.
Это первое поколение, выросшее в мультикультурной среде. Центениалам всё равно, где родился собеседник и как он выглядит. Пожалуй, это самое терпимое и спокойное поколение.
Слайд 10Особенности познавательной деятельности
Минус — центениалы не любят долго концентрироваться.
Среди детей
и подростков распространяется синдром дефицита внимания и гиперактивность.
Поколение Z предпочитает смотреть, а не читать. Им нужно уловить максимум информации в короткий срок.
Слайд 11Особенности познавательной деятельности
Центениалы учились в обнимку с технологиями и привыкли
к перекрёстному изучению предметов. В их голове каждый параграф учебника пронизан гиперссылками, как в «Википедии».
Они привыкли думать глобально, потому что мгновенно получают информацию со всего света. Они хотят делать открытия, любят исследования и разработку.
Слайд 12Особенности познавательной деятельности
Центениалы часто переключают внимание, но поэтому быстрее принимают
решения. Поколение Z не любит возвращаться к одному вопросу несколько раз
Это поколение, которое предпочитает увидеть. Общаясь в Сети, центениалы используют эмодзи, смайлы, картинки.
Слайд 13Ценности
Они ценят безопасность
Центениалы хотят стабильности, спокойствия и процветания
Им не
нравятся одноразовые вещи, они хотят покупать то, что прослужит долго. Среди них модно быть минималистами
У центениалов очень трезвые представления о жизни и о том, как добиваться успеха. Миллениалы мечтают, чтобы весь мир заметил, какие они прекрасные и замечательные. У центениалов нет таких иллюзий. Они собираются много работать и зарабатывать: 72% выпускников задумываются о предпринимательстве.
Слайд 14Ответственность
Центениалы — это не бунтующие подростки. Они мало курят и пьют, даже
к сексу относятся ответственнее. ВОЗ говорит о снижении количества подростковых беременностей во всём мире, а в США этот показатель сейчас вообще самый низкий за последние 50 лет.
Слайд 159 простых советов педагога, как учить поколение Z
Слайд 16 1. УчитыватьTwitter-эффект
Важная черта Z-детей — склонность к так называемому
Twitter-эффекту.
Масштаб любой работы уменьшается. Раньше школьники писали сочинения, теперь минимальный объём текстов — всего 250 слов. часто бывает трудно получить от ученика подробный развёрнутый Он просто не понимает, зачем долго говорить, если можно произнести ключевых фраз. Поколение Z хочет жить быстро. В этом нет ничего страшного.
Слайд 172. Не заставлять учить то, что не нужно
У современных школьников очень
развито целеполагание. Многие не хотят учить то, что им кажется ненужным. Нужно следить за трендами, иначе в какой-то момент вы обнаружите, что отстали на целый век
Слайд 183. Общаться с детьми в соцсетях, но осторожно
Общение с педагогами в
соцсетях вырабатывает у детей полезный навык чётко задавать вопросы и понимать лаконичные ответы
Лучше ничего не лайкать, а посты спорного содержания игнорировать.
Школьник не должен чувствовать, словно учитель пытается контролировать его жизнь в интернете. Это тоже разрушает доверие.
Слайд 194. Не сравнивать детей с самим собой
Z-детям (да и любым детям)
нельзя говорить: «А вот в наше время…» и сравнивать их с собой. То, что поколения, даже в пределах десятилетия, от друга отличаются, — это нормально. Важно понимать, на какой класс, и подстраиваться под это.
У каждого поколения есть свои характерные привычки, которые учителя могут использовать. Сейчас школьникам нужен азарт, дух соревнования.
Можно давать им сложные задачи в большом количестве, упирая на рода спортивные «ачивки» (от английского «achieve» — «достигать
Слайд 205. Не заставлять их всё делать по шаблону
Вместо этого можно формировать
новые, более сложные формы заданий, когда человек может показать свои знания без лишних слов.
А ещё не давать обширных абстрактных упражнений. Например, сочинение на два часа.
Ученику может быть интересна тема, но дома ему сложно выкроить два часа для однообразной работы. Ему хочется почувствовать, что уже есть конечный результат.
Слайд 216. Смотреть полезные видео (самому!)
Поколение Z любит видео, поэтому иногда на
уроках можно показывать интересные научные и околонаучные ролики.
Иногда достаточно просто сказать, по каким ключевым словам можно найти материал
Это хороший способ проверить, интересна ли детям тема. Человек гуглит, значит, он включён в процесс.
Слайд 227. Уважать их интересы
Надменный подход «я взрослый, я лучше знаю» лучше
оставить.
Он не поможет в работе со школьниками. Это применимо только предмета: здесь педагог действительно лучше знает, снисходительное отношение к интересам детей вызывает отторжение. После этого возможно, уже не захотят доверять учителю.
Слайд 23
8. Объяснить, почему в учёбе есть смысл
Играть в компьютерные игры,
сфокусировавшись на этом, дети могут долго. Ровно потому, что это интересно.
Раньше считалось нормальным делать что-то, не понимая, зачем этим надо заниматься: «Сказали — надо, значит, буду».
Но дети поколения Z больше знают и чаще задают вопросы. Они ничего не станут делать, если решат, что в этом нет смысла.
Слайд 249. Узнать, чего хочет сам ребёнок
(а не его родители)
Когда учитель
чётко понимает, зачем ребёнку нужно заниматься, просто объяснить ему это.
Но иногда к педагогам приходят родители, которые говорят: «Хочу, чтобы он поступил на физтех». Тогда как школьник этого не хочет. Понятно, что даже если он поступит, то уйдёт через полгода.
Нет смысла выдумывать стимулы, когда ребёнок занимается предметом не по собственному желанию, а из-за тщеславия родителей. Лучше объяснить родителям, что идея плохая.
Слайд 255 увлечений поколения Z, которые не понимают родители
1. Мять сквиши и делать
слаймы
новое увлечение — сквиши (от английского squish — «мягкий», «легко сдавливаемый»)
подростки ведут каналы на YouTube, где рассказывают, как приготовить слаймы дома. Чтобы игрушка выглядела ярче и красивее, в состав добавляют блёстки, краски, бисер — в общем, всё зависит от вашей фантазии.
Слайд 262. Снимать ролики в TikTok (не путайте с конфетами!)
TikTok позволяет менять
скорость видео, добавлять фильтры, маски и звуковые дорожки
Слайд 273. Смотреть и записывать АСМР-видео
человек на экране просто шепчет, хрустит, шуршит
и шелестит
человек не говорит ни слова, а только перебирает в руках песок, чертит карандашом, стучит деревянными фигурками, гладит мягкий плед и совершает другие, на первый взгляд, бесполезные действия
Слайд 284. Следить за необычными бьюти-блогерами
Они следят за совершенно другими инфлуенсерами. Дело
в ироничном отношении и к собственной внешности в целом, и к макияжу в частности
Слайд 295. Общаться в новых соцсетях и мессенджерах
Один из самых популярных сайтов у подростков — Discord, где
общаются геймеры
позволяет общаться онлайн одновременно со всеми членами команды в игре и не перегружать при этом жёсткий диск и процессор.
На втором месте по популярности — сайт Rhyme, который чем-то напоминает Last.fm
основная аудитория ресурса — поклонники хип-хопа и современной музыки.
Слайд 30КАК наладить контакт с центениалами?
для них всё нужно визуализировать, любая
информация должна быть наглядной
всё нужно делать быстро. Скорость работы становится важной как никогда
центениалы любят делиться интересным, но быстро забывают об этом. Учитесь выделяться.
они любят покупать, но предпочитают покупки онлайн, а в интернет выходят с мобильных устройств. Работайте с ними именно через такие каналы
Слайд 31Учет возрастных и поколенческих особенностей при преподавании финансовой грамотности
Черняева Татьяна Ивановна,
доктор социологических наук,
профессор
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Поволжский институт управления
имени П.А. Столыпина
Саратов.08.10.2019