Слайд 1НАУКА.
Яшкова Жанна Таймуразовна
учитель истории и обществознания
МОУ «Гимназия № 7»
г. Подольск
Слайд 2НАУКА — ЭТО СФЕРА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОЛУЧЕНИЕ, ОБОСНОВАНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЮ
И ОЦЕНКУ
НОВЫХ ЗНАНИЙ (ПОНЯТИЙ, ЗАКОНОВ, ТЕОРИЙ) О ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ, ЧЕЛОВЕКЕ.
Слайд 3ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ:
пути усиления роли науки в общественном развитии;
проведение фундаментальных
и прикладных исследований, способствующих нововведениям (инновациям) в разностороннюю человеческую деятельность;
эффективность участия ученых в решении глобальных проблем.
Слайд 4ЦЕННОСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
Во-первых, оно самоценно, т. е. ценно само по
себе. Это качество придает ему объективность истинности полученного знания. К науке обращаются, чтобы понять и объяснить.
Во-вторых, ценность научного знания
определяется его полезностью для человеческой деятельности.
Слайд 5ДЕВИЗ НАУКИ:
«Дерзай знать!»
«Знать, чтобы делать!»
«Вся история человечества — это история знаний.
Они
сделали человека тем, что он есть сегодня. На протяжении тысячелетий люди учились генерировать знания,
накапливать, создавать на их основе новые знания, передавать их потомкам». -
Е. Велихов, академик РАН
Слайд 6 СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА.
В античности научные знания растворялись
в системах натурфилософов, в Средневековье — в практике алхимиков, смешивались либо с религиозными, либо с философскими воззрениями.
Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образования подрастающего поколения.
Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о ее претензиях на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов.
Слайд 7СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА.
к XVII—XVIII вв. появляются капитальные труды по
астрономии, физике, математике, развиваются приемы наблюдения и эксперимента в области естествознания.
Одновременно формируется внутренняя социально-организационная структура науки как автономного социального института (наличие материальных средств, профессионализм, сеть коммуникаций).
Вырабатываются социальные нормы, регулирующие деятельность ученого, научных сообществ;
общество признает вклад ученых в развитие науки и производства, это признание облегчает продвижение ученых по лестнице научной карьеры.
О государственном и общественном признании науки свидетельствует возникновение национальных академий наук в Англии, Франции, России.
Слайд 8ФУНКЦИИ НАУКИ:
1) мировоззренческая функция;
2) технологическая;
3) функция рационализации человеческого поведения
и деятельности.
1) познавательная;
2) практически-деятельностная;
3) культурная;
4) культурно-мировоззренческая;
5) социальная (исследование жизни и деятельности человека, роль науки в процессе социального развития и управления, определение путей и способов практического использования добытых знаний).
Слайд 9
СОЦИОКУЛЬТУРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- универсальность (общезначимость и «общекультурность»),
- уникальность (инновационные
структуры, создаваемые научной деятельностью, неповторимы, исключительны, невоспроизводимы),
- нестоимостная производительность (творческим действиям научного сообщества невозможно приписать стоимостных эквивалентов),
- персонифицированность (как и всякое свободное духовное производство, научная деятельность всегда личностна, а приемы ее индивидуальны),
- дисциплинированность (научная деятельность регулируется и дисциплинируется как научное исследование),
- демократизм (научная деятельность немыслима вне критики и свободомыслия),
- коммунальность (научное творчество есть сотворчество, научное знание кристаллизуется в разнообразных контекстах общения – партнерстве, диалоге, дискуссии и т.д.
Слайд 10ОСОБЕННОСТИ НАУКИ КАК СФЕРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Универсальность – сообщает знания, истинные для тех
условий, при которых они получены.
Обезличенность – конечные результаты научного познания не зависят от национальности ученого, от места его проживания или индивидуальных особенностей.
Систематичность – наука имеет определенную взаимосвязанную структуру, а не является бессвязным набором частей.
Фрагментарность – наука делится на отдельные дисциплины, поскольку изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности и ее параметры.
Общезначимость – научные знания могут быть использованы всеми людьми. Наука оперирует единым языком терминов и понятий.
Незавершенность– процесс научного познания бесконечен, так как научное знание не может достичь абсолютной истины.
Преемственность – новые знания определенным образом соотносятся со старыми знаниями.
Слайд 11ОСОБЕННОСТИ НАУКИ КАК СФЕРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Критичность– всякое знание относительно, любые результаты могут
быть поставлены под сомнение и пересмотрены.
Достоверность – любые научные выводы основаны на результатах, прошедших разностороннюю проверку.
Внеморальность – научные истины нейтральны в морально-этическом плане. Нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его использованию.
Рациональность – разработка теорий, выходящих за рамки эмпирического уровня, на основе законов логики.
Чувственность – научные результаты признаются достоверными только после того, как они эмпирически проверены с использованием чувственного восприятия.
Кроме того, для науки характерны свои методы исследований, использование приборов и оборудования, особый язык.
Таким образом, специфика науки как отрасли культуры заключается в следующем:
♦ наука познает реальность посредством изучения отдельных ее частей;
♦ результаты науки требуют эмпирической проверки.
Слайд 12
ОСОБЕННОСТИ (ПРИЗНАКИ) НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:
1) принцип объективности (научное познание должно отразить объект
таким, каков он есть на самом деле);
2) рационалистическая обоснованность;
3) системность знания (не только упорядочено, но и выражается в форме теории или развёрнутого теоретического понятия);
4) принципиальная проверяемость (средствами проверки могут быть научное наблюдение, практика, логические рассуждения).
Слайд 13ОСОБЕННОСТИ (ПРИЗНАКИ) НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:
1) доказательность;
2) логическая непротиворечивость;
3) подтверждаемость опытом;
4) системность;
5) простота (способность, исходя из сравнительно немногих оснований и не прибегая к произвольным допущениям объяснить наивозможно широкий круг явлений = «бритва Оккама»);
6) воспроизводимость (возможность повторить методы и результаты научного исследования);
7) предсказательная сила (гипотезы и теории должны не только объяснять факты, для объяснения которых они созданы, но и предсказывать новые);
8) преемственность (из новых идей, конкурирующих друг с другом, предпочтительнее та, которая "наименее агрессивна" по отношению к предшествующему знанию);
9) наличие методологии – обоснования применяемых приёмов;
10) формализация, выражающаяся, в первую очередь, в формализации языка науки (научные знания фиксируются в виде точных понятий, принципов, законов)
Слайд 14ПЕРЕХОД ОТ «МАЛОЙ НАУКИ» К «БОЛЬШОЙ
НАУКЕ», СТАНОВЯЩЕЙСЯ ВЕДУЩИМ ФАКТОРОМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА.
Слайд 15БОЛЬШАЯ НАУКА:
новая обширная сфера научной и научно-технической деятельности, теоретических и прикладных
исследований и разработок.
Массовый характер привлечения ученых в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями времени.
Эти потребности являются постоянным источником новых идей, указывающих пути научно-технического прогресса (НТП) — единого, взаимообусловленного поступательного развития науки и техники.
В начале XX в. в мире было 100 тыс., а в
конце века — свыше 5 млн. научных работников. Такие высокие темпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.
Слайд 16СХЕМА ПЕРЕХОДА ОТ ИДЕИ ДО КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА:
фундаментальная наука — прикладная наука
—
опытно-конструкторские разработки.
Затем новый продукт внедряется в массовое производство.
Слайд 17ИННОВАЦИЯ — ЭТО НОВОВВЕДЕНИЕ, Т. Е. СОЗДАНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ НОВЫХ
СРЕДСТВ, ПРОДУКТОВ, ПРОЦЕССОВ:
ТЕХНИЧЕСКИХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ, КУЛЬТУРНЫХ, ОРГАНИЗАЦИОННЫХ.
Слайд 18 Наука имеет дело с объектами реальности, которая не сводится к
объектам обыденного опыта.
Применяет свой специальный язык с особой терминологией, которая оказывает обратное воздействие на повседневный язык.
Для научных исследований необходима специальная аппаратура.
Научное знание отличает системность, истинность, обоснованность.
Занятие наукой требует специально подготовленных кадров, системы учреждений, где готовятся кадры для науки и проводятся научные исследования. 6. Ориентирована на постижение сущности, поиск объективной истины, получение новых знаний вне зависимости от того, возможно ли сегодня их практическое применение.
«Наука, — говорил естествоиспытатель,
член Петербургской академии наук К. М. Бэр, — вечна в
своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни
временем, ни пространством, неизмерима по своему объему,
бесконечна по своей задаче».
НАИБОЛЕЕ ОБЩЕЗНАЧИМЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ.
Слайд 19НАИБОЛЕЕ ОБЩЕЗНАЧИМЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ.
Всеохватность;
незавершенность науки способствует появлению различных научных школ,
гласной и негласной конкурентной борьбе за эффективное и быстрое проведение исследований;
оптимальное сочетание индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов;
Дифференцированность.
Добросовестность проявляется:
— в тщательном продумывании и безукоризненно точном проведении всех этапов исследований;
— в доказательности новых научных знаний, в их неоднократной проверке;
— в научной честности и объективности, в стремлении к истине; ученый не может считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими-то другими обстоятельствами (вспомните изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»);
— в том, чтобы не вводить в науку скороспелые, необоснованные новации.
«Не навреди!»
Сплав высоких моральных категорий — добра и совести — образовал новое качество - добросовестность, ставшее одним из первейших требований к научному труду.
Слайд 21СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ В ЗАЩИТЕ ЧЕЛОВЕКА И ПЛАНЕТЫ — НЕОТЪЕМЛЕМАЯ
ЧАСТЬ ЭТИКИ НАУКИ.
Российский ученый-биохимик В. А. Энгельгардт писал:
«В случае глобальных проблем, кризисов ученым не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство ответственности, чтобы найти правильный путь преодоления возникших угроз».
Слайд 22http://planeta-104.ya.ru/replies.xml?item_no=596
http://www.respublika.info/4195/textmodestart/textmodestop/
http://www.dental-revue.ru/wiki/index.php/DentaWiki
http://sport.ivbt.ru/viewtopic.php?p=971105
http://www.worldhotnews.ru/page/66/
http://www.qimmed.ru/sections/institut-genetiki-cheloveka.html
http://krauss.in.ua/news/2008-04-12-56
http://www.sno-iei.ru/index/0-32
http://kaleidoskop.moole.ru/
Боголюбов Л.Н. Обществознание 11 кл. (профиль)