Слайд 1Социальный конфликт
10 класс
Подготовила учитель ФГОУ сош № 4 МО РФ
Латыпова
О.Ш.
Слайд 2-углубить знания обучающихся о конфликте;
-дать представление о формах, видах и стадиях
конфликта;
-раскрыть типичные черты социальных конфликтов;
-определить условия, способствующие успешному разрешению личностных и социальных конфликтов.
Цели урока:
План урока:
Социальный конфликт его участники
Предмет, причина и повод конфликта
Функции социальных конфликтов
Стадии конфликта
Классификации социальных конфликтов
Способы решения социальных конфликтов
Пути выхода из социального конфликта
Выводы
Слайд 3Социальный конфликт - это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при
столкновении их нeсовместимых взглядов, позиций и интересов. Конфликт - это противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон
Социальный конфликт его участники
Слайд 4Социальный конфликт его участники
Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном
противоборстве друг с другом.
Свидетели -это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны.
Подстрекатели- это те, кто подталкивает других участников к конфликту.
Слайд 5Социальный конфликт его участники
Пособники -это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической
помощью и другими средствами.
Посредники- это люди, которые пытаются своми действиями предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
Слайд 6Предмет , причина и повод конфликта
Предмет конфликта - вопрос или
благо, из-за которых разгорается конфликт.
Причина конфликта –
объективные обстоятельства,
которые предопределяют
появление конфликта.
Слайд 7Предмет, причина и повод конфликта
Причинами социальных конфликтов могут быть
-социальная неоднородность общества, наличие противоположных стремлений;
- различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации;
-религиозные различия;
-поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).
.
Слайд 8Предмет , причина и повод конфликта
Повод для конфликта-
незначительное происшествие,
которое способствует возникновению конфликта , но сам конфликт может не развиваться
Слайд 9Предмет, причина и повод конфликта
В основе любого конфликта лежит противоречие.
Противоречие
— фундаментальная несовместимость, несогласие каких-то важных — политических, экономических, этнических интересов.
Виды противоречий
Слайд 10Предмет, причина и повод конфликта
Слайд 11Предмет, причина и повод конфликта
Слайд 12Функции социальных конфликтов
Негативные
Позитивные
Информирование о наличии социальной напряженности
Стимулирование социальных изменений
Снятие социальной напряженности
Создание
стрессовых ситуаций
Дезорганизация социальной жизни
Разрушение социальной системы
Слайд 13Социальный конфликт может характеризоваться многими условиями, влияющими на eгo развитие:
-
намерениями участников конфликта (добиться компромисса или полностью уничтожить соперника);
- отношениями к средствам физического насилия, в том числе вооруженного;
- уровнем доверия между сторонами (насколько они гoтoвы следовать определенным правилам взаимодействия);
- адекватностью оценки конфликтующими cтopoнaми истинного положения дел.
Стадии конфликта
Слайд 14 Стадии конфликта
Социальный конфликт проходит три основные стадии.
Предконфликтная — конфликтная ситуация.
Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, понять причины конфликта, оценивают свои возможности; выбор способа воздействия на противника
Слайд 15 Стадии конфликта
Непосредственно конфликт — недоверие и отсутствие уважения к противнику;
согласие невозможно. Наличие инцидента (повода), т. е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.
Слайд 16 Стадии конфликта
Разрешение конфликта — завершение инцидента, устранение причин конфликта
Слайд 17Классификации социальных конфликтов
Слайд 18Классификации социальных конфликтов
Слайд 19Способы решения социальных конфликтов
Компромисс (от лат. compromissum) — решение проблемы через
взаимные уступки сторон.
Переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы.
.
Слайд 20Способы решения социальных конфликтов
Посредничество — использование третьей стороны в заочном решении
проблемы.
Арбитраж (от фр. arbitrage — третейский суд) — обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы.
Применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее
Слайд 21Способы решения социальных конфликтов
Рекомендации, способствующие процессу разрешения конфликта:
во время переговоров приоритет
должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов;
конфликтующие стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряжённости;
участники конфликта должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу;
все конфликтующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу
Слайд 22Пути выхода из социального конфликта
Реставрация —
возвращение общества к
доконфликтному состоянию:
к прежним формам
социальной жизни,
социальным институтам,
которые продолжают
существовать с учетом новой
ситуации.
Невмешательство
(выжидание) — надежда на
то, что «все само собой
образуется». Это путь
затягивания и проволочек
реформ, топтания на месте
Слайд 23Пути выхода из социального конфликта
Обновление — активный выход из конфликта путем
отбрасывания, отказа от старого, развития нового.
Общая стратегия выхода из социального конфликта должна заключаться в совмещении этих трёх путей.
Слайд 24Пути выхода из социального конфликта
Современная конфликтология:
сформулировала условия, способствующие успешному разрешению социальных
конфликтов:
своевременный и точный диагноз причин конфликта, т. е. выявление существующих противоречий, интересов, целей;
обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны. достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон;
Слайд 25Пути выхода из социального конфликта
совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно
использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.
Слайд 26Таким образом, конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе,
своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между субъектами эмоционального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Избежать конфликтных ситуаций практически невозможно, но вполне возможно дoбиться тoгo, чтобы они были заключены в инcтитyциoнальные рамки, определенные нормированными отношениями.
Выводы