Слайд 1«Технология решения ситуационных задач на уроках истории и обществознания как средство
развития общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский техникум архитектуры и строительства»
Дей Альбина Ярославовна, преподаватель истории, обществознания
2015
Слайд 2
Цель использования технологии решения ситуационных задач: способствовать достижению личностных, метапредметных и
предметных образовательных результатов
Проектирование содержания, методики и форм обучения истории и обществознания с целью развития профессиональных и общих компетенций
Слайд 3К кейс-технологиям активизирующим учебный процесс, относятся:
метод ситуационного анализа (анализа
конкретных ситуаций),
Ситуационные задачи и упражнения (кейс - стади);
метод инцидента;
метод ситуационно-ролевых игр;
метод разбора деловой корреспонденции;
игровое проектирование;
метод дискуссии.
Слайд 4
учебный процесс отличается большей практической направленностью
основное время отводится
самостоятельной деятельности обучающихся, как аудиторной, так и внеаудиторной
создаются условия для развития предметных и общих компетенций
кейс – технология апробируется на разных курсах истории и обществознания
Слайд 5Решение ситуационных задач - кейсовая технология (метод) обучения действием,
способствует реализации
компетентностного подхода
ориентированная на работу в проблемном поле
Суть состоит в том, что приобретенные знания, умения, навыки и опыт есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению проблем, противоречий, в результате чего и происходит развитие общих компетенций
процесс изучения, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом
Слайд 6Метод ситуационного упражнения (задачи) заключается в том, что обучающемуся предлагается текст
с подробным описанием сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Иногда в тексте предлагаются уже осуществлённые действия, принятые решения для анализа их правомерности. Ситуационные задачи могут быть связаны с проблемами прошлого, настоящего и даже будущего времени.
Метод кейс-стади или метод конкретных ситуаций — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач — ситуаций (решение кейсов).
Непосредственная цель метода кейс-стади — совместными усилиями группы обучающихся проанализировать возникающую ситуацию, выработать практическое решение; окончание процесса — оценка предложенных алгоритмов, выбор лучшего из них в контексте поставленной проблемы.
Слайд 7
Кейс- технологии работают на развитие компетенций
2
учебно – познавательной
учебно- информационной
социокультурной
коммуникативной
гражданской
социально
– политической
и других
Слайд 8Учебная задача
Целевая установка
Содержание задачи
Критерии оценки
Учебная (проблемная) ситуация
деятельность
РЕЗУЛЬТАТ
предметные
метапредметные
личностные
Слайд 9 Модель ситуационной задачи :
Название задачи
Личностно значимый для обучающегося познавательный вопрос
Информация
по данному вопросу (текст, таблица, график, статистические данные и др.)
Задания на работу с данной информацией.
Оценка
Слайд 10
Рекомендации по работе в пять этапов:
первый этап - знакомство с ситуацией,
её особенностями;
второй этап - выделение основной проблемы (основных проблем)
третий этап - предложение концепций, тем для «мозгового штурма»;
четвёртый этап - анализ последствий принятия решения;
пятый этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможные проблемы, механизмы их предотвращения и решения
Слайд 11 В чем эффективность технологии?
Обучающиеся -
не ждут готовых знаний, а сами
их вырабатывают,
не просто слушают, а слышат преподавателя и друг друга,
соотносят теорию с реальной жизнью,
могут формулировать вопрос,
аргументировать ответ,
делать собственные выводы,
отстаивать своё мнение
Слайд 12развивать способность прорабатывать различные проблемы
находить решение, научиться работать с информацией.
демонстрировать
различные позиции и точки зрения
развивать навыки анализа и критического мышления
успешно адаптироваться в обществе,
продвигаться к профессиональной карьере.
обучающиеся приходят к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов, можно определить от чего зависит тот или иной выход, т.е.
формируется ответственность обучающихся за выбор