Слайд 1РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Слайд 2 актуальность темы
развитие адаптационного потенциала детей, имеющих отклонения в развитии;
личность должна идти впереди проблем и дефектов;
развитие мыслительной деятельности;
использование специальных форм и методов обучения;
выявление и учет нарушений развития
Слайд 3 Цель исследования:
изучить особенности мыслительной деятельности как психического
процесса,
особенности познавательной сферы детей,
существующие методики коррекции мыслительной деятельности обучающихся с задержкой психического развития на уроках истории.
Слайд 4 Объект исследования:
мыслительная деятельность детей среднего школьного возраста
с задержкой психического развития
Слайд 5 Предмет исследования:
процесс формирования
и развития
мыслительной деятельности
у обучающихся
среднего школьного возраста
с задержкой психического развития
на уроках истории
Слайд 6Методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,
анализ документации,
наблюдение,
анализ
продуктивной деятельности обучающихся,
беседы с родителями и детьми.
Слайд 7Практическая значимость работы:
исследование может быть использовано на уроках
истории и во внеурочное время учителями – предметниками и психологами, работающими с обучающимися среднего школьного возраста с задержкой психического развития.
Слайд 8База исследования:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республиканский центр дистанционного
образования детей-инвалидов
Слайд 9Мыслительная деятельность
Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных
на раскрытие сущности процессов и явлений.
Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация.
Слайд 10МЫШЛЕНИЕ
- орудие высшей ориентировки человека в окружающем
мире и в
себе самом.
И.П. ПАВЛОВ
Слайд 11Мышление является высшим познавательным процессом.
Мышление представляет собой форму
творческого отражения человеком действительности.
Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти преставлений и образов.
Слайд 13операции мышления:
Обобщение
Анализ
Сравнение
Синтез
Конкретизация
Абстрагирование
Слайд 14Операции мышления
Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие
его части.
Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.
Абстрагирование- мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
Обобщение- это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.
Слайд 15формы мышления
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных
свойств предмета или явления.
Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.
Умозаключение - это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.
Аналогией - называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Слайд 16
Методы работы с обучающимися
СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Слайд 17Мультимедийный урок
Сочетает в себе видео, звук, текст и графику (рисунки, схемы);
Мультимедиа
используется для усиления обучающего эффекта;
Для более доступного объяснения учебного материала;
НО! УЧИТЕЛЬ остаётся главным участником образовательного процесса.
Слайд 18Обучение с помощью компьютера
Дает возможность ученику проявить самостоятельность;
Развивать мышление и логику;
Проследить
и проанализировать результаты своей учебной деятельности;
Найти неоходимый для учебы материал, не выходя из дома.
Слайд 19 Интернет, несомненно важное изобретение человечества, которое помогло обществу шагнуть далеко
вперед. Весь мир крутится вокруг Интернета.
Слайд 20Формула ПОПС
П- позиция (Я считаю, что…)
О- объяснение (потому что…)
П- пример в
подтверждение
С- следствие (заключение)
Слайд 21Условия подготовки к уроку:
Определение уровня развития учеников;
Отношение к учёбе;
Творческая атмосфера на
уроке;
Психологический контакт с учеником;
Организация познавательной деятельности ученика;
Слайд 22Работа по развитию мыслительной деятельности
на уроке истории
вызывает неоднозначную реакцию
Шатунов Максим
Сулейманова Земфира
Богачёв Станислав
от задумчивости до радости открытия нового
Слайд 23Индивидуализация обучения учеников с ограниченными возможностями здоровья означает формирование ЗУН:
овладение социально-бытовыми
умениями, используемыми в повседневной жизни;
навыками коммуникации;
дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Слайд 24 Заключение
Новые формы мышления становятся опорой
для дальнейшего совершенствования и развития остальных психических процессов: восприятия, памяти, речи, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы.
Проводить с такими детьми коррекционно-развивающую работу по формированию всех психических процессов.
При подготовке к урокам необходимо учитывать особенности психофизического развития учеников.
Практиковать модульную и компрессивную методики обучения, как способ развития мыслительной деятельности обучающихся с задержкой психического развития