Слайд 1Выполнила: Шилина Надежда
Презентация на тему: «Разрешительная система в Российской Федерации»
Слайд 2Разрешительная система в Российской Федерации
Разрешительная система — это урегулированная правом совокупность
общественных отношений между субъектами административной власти и гражданами (организациями), возникающих в связи с выдачей разрешения на занятие определенной деятельностью и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности.
Слайд 3Цель разрешительной системы — обеспечение безопасности граждан, общества, государства.
управление автомобилями
производство
оружия и т. д.
Некоторые виды общественно полезной деятельности
если они осуществляются непрофессионально, без соблюдения необходимых правил, могут причинить большой вред обществу.
Слайд 4В разрешительной системе можно выделить четыре главных элемента:
1) наличие относительного
запрета.
Слайд 52) деятельность по выдаче разрешений, осуществляемая субъектами функциональной власти в отношении
граждан, организаций, организационно им не подчиненных. Для невластной стороны это означает получение разрешения.
Слайд 63) длящиеся отношения между властными и невластными субъектами, обязательным элементом которых
является надзор за соблюдением лицензиатами и иными субъектами, получившими разрешения, правил и условий при осуществлении соответствующей деятельности.
Слайд 74) применение принудительных мер для прекращения (пресечения) нарушений правил, условий разрешенной
деятельности и привлечение виновных к юридической ответственности.
Слайд 8Разрешения, выдаваемые в рамках рассматриваемой системы, и все складывающиеся при этом
отношения следует отличать от смежных явлений.
Слайд 9Во-первых, от разрешений, выдаваемых линейным руководителем своему подчиненному, как разового характера
(например, санкция прокурора на совершение следователем прокуратуры обыска), так и путем предоставления определенного полномочия (например, налагать дисциплинарные взыскания на подчиненных). Здесь существуют совсем иные отношения, процедуры, отсутствует возможность административного принуждения.
Слайд 11Субъектами разрешительных правоотношений являются граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и
организации (в том числе юридические лица), с одной стороны, и субъекты публичной власти — с другой.
Слайд 12Разрешение носит экстерриториальный характер.
Это означает, что деятельность может осуществляться на
всей территории РФ.
Слайд 13Федеральными актами может быть установлено бессрочное действие разрешения (лицензии). Но, как
правило, срок их действия определяется положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, но не может быть менее пяти лет. На меньший срок разрешение выдается только в индивидуальном порядке по заявлению соискателя лицензии.
Слайд 14Правовая основа разрешительной системы
Правовая основа разрешительной системы состоит из многих юридических
актов разной юридической силы.
Ведущая роль здесь принадлежит Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Слайд 15Разрешительное производство. Возбуждение дела.
В разрешительном производстве выделяются такие стадии:
1) предварительная (возбуждение
разрешительного дела);
2) принятия решения;
3) исполнения решения;
4) надзора за соблюдением лицами, получившими разрешение, установленных требований и условий;
5) аттестация, аккредитация разрешенной деятельности;
6) переоформление, продление разрешений;
7) применение мер принуждения за допущенные нарушения правил и условий.
Слайд 16Разрешительная система в Российской Федерации
Относительный запрет и личный (частный) интерес
побуждают заинтересованное лицо подать заявление о выдаче разрешения (лицензии). Это становится началом разрешительно производства. У невластного субъекта есть право обратиться с заявлением, а значит, возбудить лицензированное дело.
Слайд 17Регистрация заявления означает, что заведено разрешительное дело, и порождает обязанность субъекта
власти его рассмотреть, а значит, кроме всего прочего, проверить соблюдение.
Обязательных общих и специальных лицензионных требований. Общие требования — это соблюдение законодательства РФ, экологических, санитарно-эпидемических, противопожарных правил. Специальные требования обусловлены спецификой отдельных видов деятельности.
К ним относятся квалификационные требования к соискателям лицензии, работникам лицензируемой организации, наличие необходимых помещений, оборудования, технических средств.
Если требования непосредственно вытекают из действующих норм и правил, то условия определяются на основе правил, но с учетом конкретных обстоятельств, например, число обучаемых в учебном заведении.
Слайд 18Принятие и исполнение решения
После регистрации заявления решение должно быть принято в
срок, не превышающий 60 дней.
Слайд 19При лицензировании отдельных видов деятельности могут быть и иные основания отказа
в выдаче лицензии.
Слайд 20В некоторых случаях получение документа о наличии лицензии не завершает стадию
исполнения разрешения.
Слайд 22Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
После исполнения решения о
выдаче лицензии (разрешения) лицо получает право заниматься тем, на что выдано разрешение, а компетентные субъекты публичной власти приобретают право осуществлять надзор за соблюдением лицензиатами соответствующих правил и условий.
Слайд 23Лицензирующие органы при осуществлении надзора вправе:
проводить проверки соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности
лицензионным требованиям и условиям;
запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по возникающим вопросам;
составлять по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения и устанавливать сроки их устранения;
выносить предупреждение лицензиату;
осуществлять иные, предусмотренные законодательством РФ полномочия.
Слайд 24Иные органы государственной власти при выявлении нарушений лицензионных требований и условий
обязаны сообщить органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах. Фактически все лицензирующие органы одновременно являются субъектами административного надзора. При этом функции лицензирования (допуска) и надзора часто выполняют разные структурные подразделения органа, разные должностные лица.
Слайд 25Субъект, получивший разрешение (учреждение, водитель транспортного средства и др.), обязан обеспечивать
условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.
Если утрачены документы, подтверждающие наличие лицензии, юридическое лицо преобразовано, изменилось место нахождения или наименование лицензиата, он обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении документа
Слайд 28Вторая ступень — аттестация, которая является одной из форм надзора за
качеством пролицензированной деятельности. Аттестация осуществляется государственной аттестационной комиссией. Ее цель — установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников учебного заведения требованиям государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки (специальностям).
Слайд 29Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии
В связи с допущенными нарушениями правил и
условий лицензионной деятельности могут применяться разнообразные меры административного принуждения. Это меры пресечения: предостережение, изъятие документов, имущества, запрещение эксплуатации, отстранение от работы, приостановление действия лицензии и др.
Слайд 31Аннулирование лицензии производится по решению суда на основании заявления лицензирующего или
иного компетентного государственного органа. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда.