Слайд 1Реализация компетентностного подхода в преподавании обществознания
Из опыта работы учителя обществознания
МБОУ
Гимназия № 6 Косиновой Натальи Станиславовны
Слайд 2Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего
(полного) общего образования:
личностным
метапредметным
предметным
Слайд 6Предметные результаты по обществознанию отражают:
1)
СФОРМИРОВАННОСТЬ ЗНАНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ КАК ЦЕЛОСТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ
СИСТЕМЕ В ЕДИНСТВЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОСНОВНЫХ СФЕР И ИНСТИТУТОВ
ОСОЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ВОЗМОЖНЫХ ПЕРСПЕКТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
УМЕНИЕ ВЫЯВЛЯТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ, ИЕРАРХИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И ПРОЦЕССОВ
ОВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМ ПОНЯТИЙНЫМ АППАРАТОМ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
2)
СФОРМИРОВАННОСТЬ ПОНИМАНИЯ СПЕЦИФИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
ОВЛАДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМИ МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ
3)
ВЛАДЕНИЕ ОПЫТОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛУЧАЕМЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ОБОСНОВАННЫХ И СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМЫХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНО СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫПОЛНЕНИЕМ ТИПИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ (ГРАЖДАНИН, ЧЛЕН СЕМЬИ, РАБОТНИК, ПОТРЕБИТЕЛЬ)
Слайд 7Предметные результаты по обществознанию отражают:
4)
ВЛАДЕНИЕ УМЕНИЯМИ САМОСТОЯТЕЛЬНО МОДЕЛИРОВАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ ПО
ЗАДАННЫМ ПАРАМЕТРАМ, ВЫЯВЛЯТЬ ВОЗМОЖНЫЕ МОТИВЫ ДЕЙСТВИЙ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
АНАЛИЗИРОВАТЬ МОТИВАЦИЮ СОБСТВЕННЫХ ПОСТУПКОВ И ДЕЙСТВИЙ
5)
СФОРМИРОВАННОСТЬ УМЕНИЙ ИЗВЛЕКАТЬ СОЦИАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ НЕАДАПТИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, АНАЛИЗИРОВАТЬ ЕЕ, СООТНОСИТЬ СО ЗНАНИЯМИ, ПОЛУЧЕННЫМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА
ИНТЕГРИРОВАТЬ ВСЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ В ЕДИНЫЙ КОМПЕКС
Слайд 8У учащихся должны быть сформированы:
политические и социальные компетенции (способность брать на
себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем, сотрудничество, успешное выполнение основных социальных ролей)
компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с представителями других культур, языков, религий)
коммуникативные компетенции (владение монологической и диалогической речью, иностранным языком, создание и восприятие текста)
информационные компетенции (прием, переработка, передача информации, преобразование информации, компьютерная грамотность, владение Интернет-технологиями)
когнитивные компетенции (постановка и решение познавательных задач, формулирование и разрешение проблем, навыки исследовательской деятельности, готовность учиться всю жизнь)
Слайд 9Компетентностный подход
может быть реализован на уроках обществознания во многом
благодаря использованию в учебном процессе современных образовательных технологий
- технология развития критического мышления
- метод проектов
- информационные технологии
- дискуссионные технологии
- технология портфолио
Слайд 10Учащийся, умеющий критически мыслить:
владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения
способен
выделять в тексте противоречия
умеет аргументировать собственную точку зрения
чувствует уверенность при работе с различными источниками информации
может эффективно использовать самые разнообразные информационные ресурсы
на уровне ценностей принципиально принимает многополярность окружающего мира, возможность существования различных точек зрения
Слайд 11Приемы и стратегии КМ
«Общее - уникальное»
«Денотатный граф»
«Кластеры»
«Сводная таблица»
«Фишбон» и другие
Слайд 12Работа с понятийным аппаратом
1) от понятия к признаку
2) сколько смыслов у
одного понятия?
3) близкие понятия: сходство и различие
Слайд 13Денотатный граф
представляет собой способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия
поможет
учащимся успешно выполнять задания ЕГЭ, связанные с признаками тех или иных понятий
Слайд 15Работа с примерами и обобщениями
Что может являться примерами:
факты прошлого и
современности
события из собственного опыта
реальные события и смоделированные ситуации
Задание.
Раскройте на трех примерах различные проявления воздействия политики на культуру
Слайд 16Приемы и формы работы
Использование дискуссионных приемов и форм обучения
Работа с дополнительными
источниками информации (газеты, журналы, Интернет, телепередачи и др.)
Подготовка учащимися докладов, сообщений
Работа над проектами. Проект «Социальная реклама»
Слайд 17Портфолио-технология в учебном процессе
В современной отечественной литературе также можно встретить разные
классификации типов портфолио.
портфолио документов
портфолио работ
портфолио отзывов
комплексный портфолио
Слайд 18Функции портфолио в учебном процессе
«накопительная» - накопитель достижений учащегося
поддерживает учебные цели
помогает
учащемуся в актуализации знаний, в установлении связей между уже изученным материалом и новыми знаниями
отражает динамику развития учащегося, фиксирует изменения и личностный рост учащегося за определенный промежуток времени
демонстрирует стиль обучения, который свойственен данному учащемуся (как учителю, преподавателю, так и самому учащемуся)
показывает особенности общей культуры учащегося, его кругозора, отдельных сторон интеллекта
оптимизирует процесс и результат оценки, показывая диапазон навыков и умений учащихся
Слайд 19Функции портфолио в учебном процессе
помогает учащемуся осуществлять рефлексию собственной учебной работы
помогает
учащемуся подготовить и осуществить собственную исследовательскую работу
служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося на зачете, итоговом занятии
позволяет учащемуся смоделировать и реализовать свой образовательный маршрут
позволяет учащемуся проявить свои творческие способности в оформлении и презентации портфолио
развивает навыки как индивидуальной, так и групповой работы, т.к. портфолио может выполняться коллективно, работа по группам может осуществляться при подготовке и проведении портфолио-конференции
обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;
расширяет возможности изучения процесса обучения
Слайд 20Структура портфолио
Портрет
Коллектор
Рабочие материалы
Мои достижения