Слайд 1Право на труд. Трудовые отношения.
Гапочка Ю.И., учитель истории и обществознания МБОУ
СОШ № 28 С УИОП г. Воронежа
Слайд 3Мобилизующий этап.
«Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье,
труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека».
Константин Дмитриевич Ушинский.
Какие пословицы, поговорки, высказывания о труде вы знаете?
Слайд 6По подсчётам учёных, треть жизни люди проводят на работе.
Сегодня в сложившихся
условиях экономического кризиса нам приходится слышать дома в разговоре родителей, по телевизору, на улице, в транспорте о сокращении рабочих мест, продолжительности рабочей недели, задержке заработной платы и т. д.
Беспокойство этих людей не беспричинно. Было бы странно, если бы отношения, возникающие в процессе труда, не имели бы трудового регулирования и не приобрели характер правоотношений. На все эти вопросы отвечает трудовое право.
Сегодня на уроке мы поговорим о трудовом праве, трудовых правоотношениях, правах и обязанностях работника и работодателя.
Слайд 7Составить таблицу соответствия:
Слайд 8Первичное усвоение новых знаний
Работа с Конституцией Российской Федерации (ст. 37) и
текстом учебника с. 146-147.
1. Что означает свобода труда?
2. Какие документы регламентируют трудовые отношения в Российской Федерации?
3. Задание: выстроить документы, указанные в учебнике, по рейтингу. Аргументируйте, почему так построили список документов.
4. Выстроить список на магнитной доске.
Слайд 9Запись в тетрадь:
трудовые правоотношения - это отношения, основанные на соглашении между
работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным и трудовым договором.
Слайд 11Ответы на вопросы:
Как вы считаете, нужны ли профсоюзы сегодня?
Какова
главная цель деятельности профсоюзов?
Являются ли ваши родители членами профсоюзов?
Слайд 12Решение практических правовых задач:
1. Старший брат 16-летней Ольги работает в казино.
Он предложил Ольге устроить её на работу в качестве уборщицы игрового зала. Может ли администрация казино заключить с Ольгой трудовой договор?
Слайд 13Решение практических правовых задач:
2. Несовершеннолетний Иван подал заявление на имя директора
магазина. В заявлении он просил принять его на работу ночным сторожем. Можно ли принять Ивана для выполнения этой работы?
3. Несовершеннолетний Антон устраивается на работу. В отдел кадров предприятия он принёс трудовую книжку, паспорт, заявление, документ воинского учёта, свидетельство государственного пенсионного страхования. Можно ли с Антоном оформить трудовой договор?
Слайд 14Решение практических правовых задач:
4.В марте 17-летняя Ольга была принята на работу.
В июне она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск в июле. Администрация завода отказалась удовлетворить просьбу Ольги, сославшись на то, что отпуск за первый год работы предоставляется работникам по истечении шести месяцев непрерывной работы. Права ли администрация завода?
5. Сироткин, 16 лет, и Мальцев, 17 лет, приняты на работу на автозавод учениками слесаря. В течение первых двух месяцев они работали по 7 часов в день. Затем им поручили работу на полуавтомате, и мастер распорядился, чтобы Сироткин и Мальцев работали по 8 часов в день. Инженер по технике безопасности указал мастеру на нарушение закона. Мастер возразил, сказав, что им присвоен третий разряд и они уже не являются учениками. Кто прав в данной ситуации? Поясните свой ответ.
Слайд 15«Словарь урока»:
Учащиеся заполняют «словарь урока»:
1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание
материальных и духовных ценностей, называется ____________________________.
Слайд 16« Словарь урока»:
2. Отношения, возникающие между людьми по поводу их непосредственного
участия в процессе труда, называются _____________________________.
3. Отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях, называется _________________________.
4. Главный правовой акт трудового права ______________________.
Слайд 17Домашнее задание:
1. П. 17, проработать терминологию, ответить на вопросы.
2. П. 17, проработать
терминологию, ответить на вопросы устно, выполнить задания, с. 153
3. П.17 ,составить самостоятельно трудовой договор воображаемого работника и работодателя.
Слайд 18Рефлексия "Синквейн".
В конце урока учащимся предлагается написать синквейн на основе изученного
материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Слайд 19Рефлексия:
Что такое « труд»? Применяем метод синквейна.