Слайд 1Право Древнего Египта и Древнеегипетская литература
Слайд 2Основные черты права
Древнего Египта
Источником права в Древнем Египте первоначально был
обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о составлении кодификаций, однако ни одна из них не дошла до настоящего времени.
Слайд 3Правовые источники Древнего Египта
Слайд 4Отличалось правовое положение разных слоев населения:
Слайд 5Вещное право в Древнем Египте
Земля Египта находилась полностью в государственной собственности
и принадлежала единолично фараону. Понятия частной собственности не существовала. Уделы передавались по царскому распоряжению для ведения хозяйства отдельным общинам.
В Египте впервые было составлено завещание. Частные лица подписывали договоры об аренде, купли-продаже, ссуде и образовании товарищества.
Слайд 6Семейное право Египта
В государстве главенствовал матриархат. Дети носили имя матери. Женщина
обладала широкими правами: на выбор условий заключения брака, на развод. И мужчины, и женщины наследовали на одинаковых условиях.
Слайд 7Уголовное право Египта
Новое законодательство постепенно вытеснило обычай кровной мести и совершения
выкупов. Наказания отличались особой жестокостью. Практиковалось применение смертной казни, телесные наказания и членовредительство. Под особой защитой фараона были религиозные дела. Преступления против веры часто приводили к смерти.
Слайд 8Процессуальное право Древнего Египта
Судебная инстанция находилась также в ведении фараона и
не имела независимости. Верховенство власти принадлежало царю и его помощнику – визирю. Высшим судебным органом, сформированным в период Древнего царства, были «шесть палат». Управление ими осуществлялось визирем.
Слайд 9В особых случаях и при рассмотрении сложных дел правосудие вершил сам
фараон или специальная судебная коллегия. В эпоху Нового царства судебные полномочия осуществлялись:
Слайд 10Существовало и взяточничество, несмотря на то, что жрецы носили на груди
«знак Истины»
Жрецы Древнего Египта
Слайд 11Древнеегипетская литература
Египетская литература, возникшая как часть египетской культуры одного из древнейших
государств на нашей планете и вместе с ней исчезнувшая, прожила долгую жизнь, примерно с III тыс. до н. э. до III в. н. э., когда государство становится частью политического мира эллинизма.
Слайд 12Древнеегипетская литература
Египетская литература неразрывно связана с жизнью общества и его религиозной
идеологией. Во многих произведениях обнаруживается религиозное мироощущение в различных его проявлениях, в том числе, и в общественно-политической и традиционно-правовой тематике. Ряд произведений создавался под импульсом современных им политических веяний и инспирировался фараонами. Гуманистическая идея, выражавшая интерес общества к человеку, и неразрывно связанное с этим интересом человеколюбивое отношение к нему пронизывают литературу Древнего Египта.
Слайд 13«ПРАВДА И КРИВДА»
В древние-древние времена в Египте было два брата -
Правда и Кривда. Правда был прекрасен и не было ему равных. Завидовал ему Кривда и решил его погубить. Достал он красивый кинжал и отдал на хранение слуге Правды. Слуга решил почистить кинжал, но он выскользнул из рук хранителя утвари и был утерян. Приходит Кривда и просит его свой кинжал. Слуга сознается, что потерял оружие Кривды. Схватил его Кривда и пошел к Правде. Позвал он богов Эннеад на суд, убедил, что этот кинжал был единственным в своем роде и попросил в качестве наказания ослепить Правду. Так Эннеады и сделали.
Решил отомстить за отца сын Правды. Нашел он самого красивого быка и оставил его пастуху Кривды. Пришел Кривда к своему пастуху и заметил быка сына Правды. Захотел он его и после спора забрал его. Мальчик услышал, что Кривда забрал быка, и пришел к пастуху за ним. Не мог пастух отдать быка и поэтому сын Правды повел пастуха к Кривде, а затем и начал суд. Вновь боги Эннеады должны были вынести вердикт. Не поверили они сыну Правды в существование такого быка. В ответ мальчик спросил их о кинжале Кривды. Сказал он Эннеаде, что он сын Правды, и пришел мстить за своего отца. Тогда Кривда поклялся именем фараона, что "если найдут Правду живым, то пусть ослепят его на оба глаза и сделают его привратником Правды". Поклялся также сын Правды именем фараона и Амона, что если найдут его отца живым, то пусть Кривде дадут сто простых ударов и пять рваных ран, а потом ослепят на оба глаза и сделают привратником Правды.
Так решился спор между Кривдой и Правдой.
Слайд 15КНИГА МЕРТВЫХ
«Книга мёртвых» в Древнем Египте — сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещавшийся в гробницу
с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии.
Слайд 16Суд Осириса
На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому
из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи:
Слайд 17Суд Осириса
В этой же главе приводится речь, которая произносится при выходе
из «чертога обоюдной правды». Она интересна тем, что в ней покойный говорит:
Слайд 18Он, как на настоящем судебном процессе, доказывает что обвинение против него необоснованно, что нет свидетелей против
него. Что особенно интересно, с этой речью он обращается к 42 богам, которых можно назвать присяжными, которых он «умилостивил тем, что им приятно».
Элементы морали, необходимые для стабильной социальной и экономической жизни, в Древнем Египте первоначально закрепились религией, а только затем законом. По своему описанию суд Осириса очень похож на суд фараона — верховного судьи (аналогично Осирису — владыке обоюдной правды), который являлся председателем верховной судебной коллегии из 30 судей (аналогия с богами на суде Осириса).
Слайд 19Осирис (царь и судья загробного мира) сидит на троне со знаками царской власти
(с короной, с жезлом и плетью). Наверху изображены 42 бога (очевидно, боги номов). В центре зала стоят весы, на которых боги Тот и Анубис взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце, то есть совесть усопшего, лёгкая или обременённая грехами, а на другой Правда в виде пера богини Маат или фигурки Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и перо весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила).
125-я глава, в которой описывается посмертный суд Осириса над умершим. К главе имеется иллюстрация