Презентация, доклад по обществознанию Социальная структура и социальные отношения (11 класс)

Содержание

Словарь:Социология – наука об обществе, как целостной системе, социальных институтах, процессах, социальных общностях, группах, личности и об их связи и отношениях.

Слайд 1Социальная структура и социальные отношения
Д/З: § 1, знать, задания на р/л,

письменно
Социальная структура и социальные отношенияД/З: § 1, знать, задания на р/л, письменно

Слайд 2Словарь:
Социология – наука об обществе, как целостной системе, социальных институтах, процессах,

социальных общностях, группах, личности и об их связи и отношениях.
Словарь:Социология – наука об обществе, как целостной системе, социальных институтах, процессах, социальных общностях, группах, личности и об

Слайд 3Проблемы, изучаемые социологией (стр.5):
Критерии отнесения людей к различным группам;
Перемещение людей и

групп в «социальном пространстве»;
Формирование и распад отдельных групп;
Сущность и проявление социального неравенства.
Проблемы, изучаемые социологией (стр.5):Критерии отнесения людей к различным группам;Перемещение людей и групп в «социальном пространстве»;Формирование и распад

Слайд 4Два наиболее значительных учения:
Карл Маркс (1816-1883)
Макс Вебер (1864-1920)

Два наиболее значительных учения:Карл Маркс (1816-1883)Макс Вебер (1864-1920)

Слайд 5Притча
Один вельможа в скромном будничном кафтане отправился на праздник к

знатном у горожанину. Он очутился среди людей, блистающих великолепием нарядов из шелка и бархата . С презрением гости смотрели на его бедную одежду. Вельможу умышленно не замечали, презрительно морщили нос и оттесняли от стола, ломившегося от великолепных яств.
ПритчаОдин вельможа в скромном будничном кафтане отправился на праздник к  знатном у горожанину. Он очутился среди

Слайд 6Тогда вельможа пошел домой , надел свой самый красивый кафтан и

вернулся на праздник, исполненный достоинства, как какой-нибудь правитель. Гости сразу же стали заискивать перед ним. Каждый старался вступить с ни м в разговор, или по крайней мере, запомнить одно из его мудрых слов. Можно было подумать, что праздничный стол приготовили только для него . Со всех сторон ему предлагал и самые вкусные кушанья .

Тогда вельможа пошел домой , надел свой самый красивый кафтан и вернулся на праздник, исполненный достоинства, как

Слайд 7Но вместо того, чтобы есть, вельможа запихивал их в широкие рукава

кафтана. Гости осаждали его вопросами : «О, господин, что ты делаешь ?
Почему ты не ешь того, что мы тебе предлагаем? » А вельможа, продолжая набивать свой кафтан яствами, ответил спокойно:
«Я справедливый
человек, и если говорить по правде, то ваше гостеприимство относится
не ко мне, а к моему кафтану. Поэтому он должен получить то, что заслуживает» .

Но вместо того, чтобы есть, вельможа запихивал их в широкие рукава кафтана. Гости осаждали его вопросами :

Слайд 8Взросление в обществе (стр.5):

Взросление в обществе (стр.5):

Слайд 9Словарь:
Социальная дифференциация (от лат. differentia - различие) - это разделение общества

на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.

Словарь:Социальная дифференциация (от лат. differentia - различие) - это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают

Слайд 10Представьте эти общества с точки
зрения социальной дифференциации.

Представьте эти общества с точки зрения социальной дифференциации.

Слайд 11Вопросы для характеристики:
Наличие дифференциации.
Изменение дифференциации по мере развития общества.
В чем различия

в группах?
Вопросы для характеристики:Наличие дифференциации.Изменение дифференциации по мере развития общества.В чем различия в группах?

Слайд 12Выводы:
Во всех обществах есть социальное расслоение.
С развитием общества оно усложняется.
Различия в

неодинаковом доступе к экономическим ресурсам, политической власти, к образованию и другим социальным благам.
Выводы:Во всех обществах есть социальное расслоение.С развитием общества оно усложняется.Различия в неодинаковом доступе к экономическим ресурсам, политической

Слайд 13Задание:
Прокомментируйте схему средневекового общества с точки зрения социальной дифференциации.

Задание:Прокомментируйте схему средневекового общества с точки зрения социальной дифференциации.

Слайд 14В зависимости от обладания благами группы выстраиваются вдоль некой шкалы неравенства.

В зависимости от обладания благами группы выстраиваются вдоль некой шкалы неравенства.

Слайд 15Словарь:
Страта (от лат. stratum — слой, настил) – большая группа людей,

объединенная каким-либо
общим социальным признаком (имущественным, уровнем
образования, профессиональным, властью, престижем и др.).

Словарь:Страта (от лат. stratum — слой, настил) – большая группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным,

Слайд 16Словарь:
Социальная стратификация -расположение индивидов и групп
сверху вниз по горизонтальным слоям

(стратам) по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти,
профессиональном престиже.
Словарь:Социальная стратификация -расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям (стратам) по признаку неравенства в доходах,

Слайд 17В чем сходства и различия?
Геологическая стратификация
Социальная
стратификация

В чем сходства и различия?Геологическая стратификацияСоциальная стратификация

Слайд 18Причины возникновения неравенства:

Причины возникновения неравенства:

Слайд 19Дискуссия:
«Вся история человечества доказывает, что неравенство необходимо для достижения некоего идеала

человеческого совершенства как индивидуального, так и коллективного».
Дискуссия:«Вся история человечества доказывает, что неравенство необходимо для достижения некоего идеала человеческого совершенства как индивидуального, так и

Слайд 20Устранимо ли неравенство? (стр. 7)

Устранимо ли неравенство? (стр. 7)

Слайд 21Устранимо ли неравенство? (стр. 7)

Устранимо ли неравенство? (стр. 7)

Слайд 22Виды социальной стратификации
экономическая
политическая
профессиональная
выражается в различии
доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных
и

средних слоев населения

деление общества на управляющих
и управляемых, политических лидеров и массу

выделение в обществе
различных групп по роду их деятельности, занятиям

М.П. Офёркина, учитель истории и обществознания

Виды социальной стратификацииэкономическаяполитическаяпрофессиональнаявыражается в различиидоходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедныхи средних слоев населенияделение общества на управляющихи

Слайд 23Социальная стратификация по Марксу (стр. 7-9):
1. Что считали главной формой социальной

стратификации К. Маркс и его сторонники?
2. Кто до Маркса уже выдвигал понятие «социальный класс»? Озвучьте их взгляды.
3. В чем новизна теории классов по К. Марксу?
4. Проанализируйте классовую теорию К. Маркса. В чем ее сильные и слабые стороны?

Социальная стратификация по Марксу  (стр. 7-9):1. Что считали главной формой социальной стратификации К. Маркс и его

Слайд 24
Главная форма социальной стратификации -
общественный класс.
Социальная стратификация по Марксу (стр. 7-9):
М.П.

Офёркина, учитель истории и обществознания
Главная форма социальной стратификации -общественный класс.Социальная стратификация по Марксу  (стр. 7-9):М.П. Офёркина, учитель истории и

Слайд 25Социальная стратификация по Веберу (стр. 9-10):
1. Что считал главной формой социальной

стратификации М. Вебер?
2. Какой главный критерий он выделял?
3. Какие группы, помимо классов, выделяет социолог?
4. Приведите примеры.
5. Назовите критерии выделения статусных групп.
6. В чем вы видите отличия класса и статусной группы?
7. Какой еще тип стратификации выделил Вебер?
Социальная стратификация по Веберу  (стр. 9-10):1. Что считал главной формой социальной стратификации М. Вебер? 2. Какой

Слайд 26Социальная стратификация по Веберу:
Выделил в социальной структуре классы.
Главный критерий - богатство,

т. е. накопленный доход.
Люди одного класса имеют одинаковые жизненные шансы
на получение благ.
Для каждого человека он выделяет статусные
группы: касты, сословия, бюрократию.
Критерии выделения статусных групп:
• этническая принадлежность;
территориальная общность;
• религиозные взгляды;
• общность профессии;
• престиж.

Вебер Макс (1864-1920)

М.П. Офёркина, учитель истории и обществознания

Социальная стратификация по Веберу:Выделил в социальной структуре классы.Главный критерий - богатство, т. е. накопленный доход.Люди одного класса

Слайд 27Социальная стратификация по Веберу:

Социальная стратификация по Веберу:

Слайд 28Современная социальная стратификация:
1. Почему классовая теория марксизма в настоящее время подвергается

сомнению?
2. В чем суть теории стратификации Р. Дарендорфа, Б. Барбера?
3. В чем их сходство и различие?
4. Какая из этих теорий, с вашей точки зрения, наиболее полно отражает социальную структуру общества? Свой ответ поясните.

Современная социальная стратификация:1. Почему классовая теория марксизма в настоящее время подвергается сомнению? 2. В чем суть теории

Слайд 29Марксистская теория устарела, в современном обществе она не работает.
Ральф Дарендорф
Современная социальная

стратификация:

М.П. Офёркина, учитель истории и обществознания

Марксистская теория устарела, в современном обществе она не работает.Ральф ДарендорфСовременная социальная стратификация:М.П. Офёркина, учитель истории и обществознания

Слайд 31Социальная структура индустриального общества
Социальная структура постиндустриального общества
Источник: http://lib.ololo.cc/b/214621/read

Социальная структура индустриального обществаСоциальная структура постиндустриального обществаИсточник: http://lib.ololo.cc/b/214621/read

Слайд 32Словарь:
Социальная мобильность – изменение индивидом или социальной группой своей позицией в

социальной иерархии.
Словарь:Социальная мобильность – изменение индивидом или социальной группой своей позицией в социальной иерархии.

Слайд 33Социальная мобильность:

Социальная мобильность:

Слайд 34Словарь:
Межпоколенная мобильность – предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции,

чем родители, или опускаются ниже.
Внутрипоколенная мобильность – индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции (социальная карьера).
Словарь:Межпоколенная мобильность – предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции, чем родители, или опускаются ниже.Внутрипоколенная мобильность

Слайд 35Источник: http://www.emc.komi.com/08/20/039.htm

Источник: http://www.emc.komi.com/08/20/039.htm

Слайд 36Основные формы социальной мобильности
Источник: http://read.virmk.ru/s/SANZ_SOC/g-082.htm

Основные формы социальной мобильностиИсточник: http://read.virmk.ru/s/SANZ_SOC/g-082.htm

Слайд 37Источник: http://www.emc.komi.com/08/20/040.htm

Источник: http://www.emc.komi.com/08/20/040.htm

Слайд 38Причины групповой мобильности
М.П. Офёркина, учитель истории и обществознания

Причины групповой мобильностиМ.П. Офёркина, учитель истории и обществознания

Слайд 39Причины индивидуальной мобильности
М.П. Офёркина, учитель истории и обществознания

Причины индивидуальной мобильностиМ.П. Офёркина, учитель истории и обществознания

Слайд 40Кто?
Люди, опустившиеся на дно жизни
бродяги
нищие
бомжи
В чём опасность для общества?
Питательная среда для

экстремистских организаций

Люмпены

М.П. Офёркина, учитель истории и обществознания

Кто?Люди, опустившиеся на дно жизнибродягинищиебомжиВ чём опасность для общества?Питательная среда для экстремистских организацийЛюмпеныМ.П. Офёркина, учитель истории и

Слайд 41 Кто?
миграции

войны

революции

стихийные бедствия

В чём опасность для общества?
Эти слои стремятся к «твёрдой руке», создают базу для антидемократических режимов.
Исключения: нередко выходцы из этих групп предприимчивы и успешны в профессии.

Маргиналы

М.П. Офёркина, учитель истории и обществознания

Кто?миграции    войны

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть