Презентация, доклад по обществознанию (профильный уровень) Самопознание и развитие личности

Содержание

Цель урока: ознакомить с особенностями процесса самопознанияЗадачи урока: выявить роль самосознания в развитии личности; определить трудности познания человеком самого себя развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы,

Слайд 1Тема: Сознание и познание
Урок 67 – 69
Самопознание и развитие личности

Обществознание 10

класс
(профильный уровень)
МБОУ СШ №1
Гудзишевская Н.В.

Тема: Сознание и познаниеУрок 67 – 69Самопознание и развитие личностиОбществознание 10 класс (профильный уровень)МБОУ СШ №1Гудзишевская Н.В.

Слайд 2Цель урока:

ознакомить с особенностями процесса самопознания



Задачи урока:
выявить роль самосознания

в развитии личности; определить трудности познания человеком самого себя
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

?

Цель урока: ознакомить с особенностями процесса самопознанияЗадачи урока: выявить роль самосознания в развитии личности; определить трудности познания

Слайд 3Основные понятия и термины:

самосознание
самопознание
самооценка
Я-концепция
Я-образ
идентичность

Основные понятия и термины: самосознание самопознание самооценка Я-концепция Я-образ идентичность

Слайд 4Д/задание:

§ 27

Д/задание:§ 27

Слайд 5?
Задание: проанализируйте две точки зрения, какая из них вам

кажется наиболее правильной?

Введение.

?  Задание: проанализируйте две точки зрения, какая из них вам кажется наиболее правильной?Введение.

Слайд 6 Поэт Е. Евтушенко утверждает, что человек - это знание,

которое познает самого себя. И этот процесс продолжается всю жизнь.

Французский поэт XVв. Франсуа Вийон:

Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.

Поэт Е. Евтушенко утверждает, что человек - это знание, которое познает самого себя. И этот

Слайд 7Самосознание и самопознание.
Роль самооценки в формировании личности.
Развитие самопознания и формирование личности.
План:

Самосознание и самопознание.Роль самооценки в формировании личности.Развитие самопознания и формирование личности.План:

Слайд 81 Самосознание и
самопознание

1 Самосознание и самопознание

Слайд 9Философы о внутреннем мире человека и его самосознании.
Дж. Локк -

человек познает себя интуитивно на основе рефлек-сии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами.
Философы о внутреннем мире человека и его самосознании. Дж. Локк - человек познает себя интуитивно на основе

Слайд 10И. Кант - понимание «я» как ценностно-личностное измере-ние
ввел в научный

оборот разделение сознания и самосознания человека
самосознание - необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.
И. Кант - понимание «я» как ценностно-личностное измере-ние ввел в научный оборот разделение сознания и самосознания человека

Слайд 11Г. Гегель - рассматривал самосознание в развитии
выделял ступени, соответ-ствующие фазам

развития человеческой деятельности.
Г. Гегель - рассматривал самосознание в развитии выделял ступени, соответ-ствующие фазам развития человеческой деятельности.

Слайд 12Современная психология о самосознании и самопознании
субъект и объект познания совпадают,

поэтому сложно установить степень достоверности знаний человека о самом себе.
самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.
важный признак самосознания - готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.
Современная психология о самосознании и самопознании субъект и объект познания совпадают, поэтому сложно установить степень достоверности знаний

Слайд 13 самопознание происходит на индивидуальном уровне в течение всей жизни
личность

проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации - это процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности
для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои особенности


самопознание происходит на индивидуальном уровне в течение всей жизни личность проявляет себя не только через самосознание,

Слайд 14?
Задание: по методу американских психологов Куна и Мак-Портленда, называется

он «Кто я? 20 предложений», проведем самодиагносику.
В течение 15 мин вы должны ответить на вопрос «Кто я?», использовав для этой цели 20 слов или предложений. Не старайтесь отобрать правильные или неправильные, важные или неважные ответы. Пишите их так, как они приходят вам в голову.


?  Задание: по методу американских психологов Куна и Мак-Портленда, называется он «Кто я? 20 предложений», проведем

Слайд 15

Задание: познакомьтесь с приложением № 1, интерпретируйте ваши

ответы.

Задание: познакомьтесь с приложением № 1, интерпретируйте ваши ответы.

Слайд 16Кто Я ?
Какой Я?

Кто Я ?Какой Я?

Слайд 172 Роль самооценки
в формировании
личности

2 Роль самооценки в формировании личности

Слайд 18 Самооценка - представление о своих способностях, отношении к

себе других людей.
Самооценка - представление о своих способностях, отношении к себе других людей.

Слайд 19?
Задание: проанализируйте определение понятия «самооценка»? Почему в определении содержатся

два компонента?
?  Задание: проанализируйте определение понятия «самооценка»? Почему в определении содержатся два компонента?

Слайд 20Самооценка
Отношение к собственной
внешности +
представления о своих
способностях +
отношение

других людей.

Эмоциональное
отношение
к собственному образу

ВСЕГДА СУБЪЕКТИВНА!

Самооценка Отношение к собственной внешности + представления о своих способностях +отношение других людей.Эмоциональное отношениек собственному образуВСЕГДА СУБЪЕКТИВНА!

Слайд 21

Задание: познакомьтесь с приложением № 2, выполните задание,

интерпретируйте результаты.

Задание: познакомьтесь с приложением № 2, выполните задание, интерпретируйте результаты.

Слайд 22 В отличие от других качеств личности, самоо-ценка весьма изменчива

и во многом зависит от ситуации, периода жизни, событий. Поэтому важно помнить о трех основных моментах, которые важны для понимания самооцен-ки.
В отличие от других качеств личности, самоо-ценка весьма изменчива и во многом зависит от ситуации,

Слайд 23Сопоставление образа реального «Я» с образом того
идеала, к которому мы

стремимся:

Самооценка = Успех: Притязание

Основные моменты
самооценки

?

Реальный образ

Идеал

Реальный образ

Идеал

Успех

Снижение требований к идеалу

Сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, к которому мы стремимся:Самооценка = Успех: ПритязаниеОсновные моментысамооценки?Реальный образИдеал

Слайд 24?
3. Оценка себя на отношении
к собственным
успехам и неудачам
Меняется

на
протяжении жизни

2. Оценка себя на основе оценок
других: «Ты самый умный»,
«Какой же ты дурак»

?3. Оценка себя на отношении к собственным успехам и неудачам Меняется на протяжении жизни2. Оценка себя на

Слайд 253 Развитие самопознания
и формирование личности

3  Развитие самопознанияи формирование личности

Слайд 26 Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических

особенностей.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Слайд 27
Виды самопознания
Опосредованное
(через самоанализ)
Непосредственное
(самонаблюдение, в т.ч. через дневники,

анкеты и тесты)

Самоисповедь
(полный внутренний отчет перед самим собой)

Рефлексия (размышления о происходящем в сознании)

Познание себя путем познания других, в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности.

Виды самопознанияОпосредованное (через самоанализ) Непосредственное (самонаблюдение, в т.ч. через дневники, анкеты и тесты)Самоисповедь (полный внутренний отчет

Слайд 28 Этапы самопознания:

самоузнавание - различения себя и внешнего

мира:
различение ощущений, исходящих извне, и ощущений, вызываемых изнутри, выделение границ своего тела

начало перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа «Я»
формирование способности к самостоятельным действиям с предметами, благодаря чему формируется восприятие себя как активного субъекта

период развития самооценки:
взрослые
друзья
собственное мнение Я-концепция


Этапы самопознания: самоузнавание - различения себя и внешнего мира: различение ощущений, исходящих извне, и ощущений,

Слайд 29Я – концепция - совокупность всех представлений о различных сторонах своей

личности и организма.
Я – концепция - совокупность всех представлений о различных сторонах своей личности и организма.

Слайд 30Я - концепция
По временной отнесенности :
Я-настоящее,
Я-прошлое,
Я-будущее
По содержанию:
Я-физическое,


Я-умственное,
Я-эмоциональное,
Я-социальное

По источнику информации:
разные зеркальные Я:
Я глазами мамы,
Я глазами друга и т. д.

Я - концепцияПо временной отнесенности : Я-настоящее, Я-прошлое, Я-будущееПо содержанию: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное,Я-социальноеПо источнику информации: разные зеркальные

Слайд 31 Центральное место в осмыслении процесса собственного развития занимает понятие

идентичности.

осознание временной протяжен-ности собственного существова-ния
идентичность предполагает восприятие собственной цело-стности, единства, тождествен-ности самому себе
определение степени своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности (пол, националь-ность, социальный строй и т. д.)

Центральное место в осмыслении процесса собственного развития занимает понятие идентичности.осознание временной протяжен-ности собственного существова-нияидентичность предполагает

Слайд 32Подростковая идентичность
Три измерения подростковой идентичности:
описание себя через принадлежность

к определенной категории людей и через предпочитаемые виды дея-тельности и вкусы (я ученик, я любитель современной музыки и т. п.)
описание, с одной стороны, официального социального статуса, а с другой — личностных черт (я россиянин, я смелый, я решительный)
характеристики личности, социально одобряемые и не одобряемые (я не люблю подлецов, я стараюсь быть честным)
Подростковая идентичность   Три измерения подростковой идентичности:описание себя через принадлежность к определенной категории людей и через

Слайд 33Четыре варианта обретения идентичности у подростков:
Диффузная идентичность - отсутствие у подростка

каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малая озабоченность проблемой выбора
Предрешенная идентичность - подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих
Отложенная —подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее
Реализованная идентичность - подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно
Четыре варианта обретения идентичности у подростков:Диффузная идентичность - отсутствие у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть