Слайд 1Тема: Сознание и познание
Урок 54-55
Проблема познаваемости мира
Урок обществознания 10 класс
(профильный уровень)
МБОУ СШ №1
Гудзишевская Н.В.
Слайд 2Цель урока:
раскрыть сущность проблемы познаваемости мира
Задачи урока:
ознакомить с особенностями
познавательной деятельности
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
?
Слайд 3Основные понятия и термины:
знание
познавательная деятельность
онтология
гносеология
чувственное познание
рациональное познание
ощущения
восприятие
представление
понятие
суждение
агностицизм
априорные идеи
мыслительные операции
абстрагирование
Слайд 4Введение.
Древнегреческий мудрец Сократ стал символом философии как знания
о человеке и его мире. Однажды к нему пришли сограждане и сказали: «Сократ! Жрица из Дельфийского оракула назвала тебя самым мудрым среди эллинов. Радуйся!» На что Сократ ответил: «Меня признали самым мудрым только потому, что я знаю, что ничего не знаю, а афиняне не знают даже этого».
Слайд 5Где же границы нашего познания? Насколько мы, люди, можем познать окружающий
нас мир? Можем ли мы познать самих себя?
Правы ли писатели-фантасты братья Стругацкие, которым принадлежит афоризм: «Чтобы покорить мир, надо его иначе назвать»?
?
Слайд 6План урока:
Бытие и познание.
Познание как деятельность.
Чувственное познание: его возможности и границы.
Сущность
и формы рационального познания.
Слайд 8Мудрейшие из философов, подобно Сократу, Конфуцию, Лао-цзы, убеж-денно говорили, что человеку
открыта лишь ничтожная часть мироздания, что только невежда может считать себя всезнайкой. Чем больше познает человек, чем более он приобщается к мудрости, тем больше понимает, какая бездна непознанного окружает его.
Слайд 9 Бытие - существование, реальность (одна из центральных категорий философии).
Онтология - раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности (термин введён немецким философом Р. Гоклениусом)
Слайд 10Задание: проанализировать текст учебника с 217-219, заполнить таблицу
«Мыслители прошлого о сущности
бытия».
Слайд 11Мыслители прошлого о сущности бытия
Фалес
(ок. 640-562)
Анаксимен
(ок. 588 - ок. 525)
Гераклит
(ок.
540 - 480)
Слайд 14Онтология Аристотеля
Сущее и его виды
Предмет онтологии
(«первой философии»,
«метафизики») – сущее (ον).
Разумеется, все
науки
изучают сущее – а что же ещё
они могли бы изучать?
Но частные науки изучают его
в каких-то специальных
аспектах (физика, например,
как подверженное изменению),
и только онтология
изучает сущее как таковое –
сущее как сущее.
Слайд 15Ансельм
Кентерберийский
Фома Аквинский
Слайд 19 Мир, окружающий человека, вечен во времени и бесконечен в
пространстве. Чем больше тайн об окружающем мире раскрывали люди, тем больше нераскрытого оставалось.
Многие ученые стали задаваться вопросом, а можно ли вообще познать мир?
?
Слайд 20 В 1869г. английский естество-испытатель Т. Гексли ввел термин
«агностицизм», что означает недоступный познанию. Так он обозначил свою позицию, придя в своих исследованиях к выводу, что человечество вряд ли может рассчитывать на познание мира.
Слайд 21 Агностицизм - философское учение, отрицающее возможность познания объективного
мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений.
Слайд 22 Древнегреческий философ Сект Эмпирик говорил: «Мы вообще не в
состоянии сказать, каков предмет на самом деле, но мы можем знать, каким он нам кажется в зависимости от устройства наших органов чувств. Мы видим мир не таким, какой он сам но себе, а таким, каким его должны видеть в силу своей чувственной организации».
Проанализируем его доказа-тельства.
Слайд 23 Доводы Секта Эмпирика: например, простое яблоко.
Опишем наши представления:
Яблоко красное, гладкое, приятно пахнущее, сладкое, хрустящее.
Мы охарактеризовали яблоко с помощью пяти свойств. А почему именно пять свойств, а не трех или семи?
Потому что мы так устроены, у нас пять органов чувств, следовательно, воспринимаемому предмету мы приписываем пять свойств.
Слайд 24?
Теперь задумаемся. А вдруг у яблока объективно не пять,
а десять свойств? Сколько в таком случае свойств мы бы восприни-мали?
Слайд 25Д. Юм: «Человек не способен оценить совпадение своего знания с реальностью
именно потому, что всякое знание про-исходит из опыта, а за пределы любого опыта принципиально невозможно выйти».
И. Кант. «Следовательно, мы должны признать, что отсутст-вует логический способ уста-новления соответствия между объективным миром и системой знания.
Слайд 26Мнение современных философов:
Наши чувства с фотографической точностью воспроизводят действительность и
мы в силах познать окружающий мир.
Фактом является то, что наши знания несут неустранимый отпечаток субъективной действитель-ности: на них неизбежно влияют представления о мире, которые были накоплены до нас, тот культурно-исторический опыт, которым мы обладаем, наши мировоззренческие приоритеты. Скорее, нам следует говорить о «субъективном образе объективного мира».
Слайд 28Познание как деятельность.
Знания
Результат особого процесса – познавательной деятельности
Познание может происходить
непроизвольно, при разных жизненных ситуациях
Специально органи-зованный процесс (исследования)
Слайд 29Знания
О свойствах и предметах
О способах деятельности
Знания приобретаются в результате опыта
Знания
о формировании знаний
Знания – результат специально-организованной деятельности
Цель
Образование
Наука
Результат
Слайд 303 Виды познавательной
деятельности
Слайд 31 Познание – это процесс отражения
и воспроизведения действительности
в
мышлении субъекта, результатом
которого является новое знание о мире.
Слайд 32Чувственное
Рациональное
Ощущение
Восприятие
Представление
Понятие
Суждение
Умозаключение
Познание
Слайд 33 Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета, явлений, процессов.
Восприятие - целостная картина объекта познания (чувственно-конкретный образ)
Представление - актуализирует образ объекта познания, запечатленный в памяти, следовательно, когда-то воздействовавший на наши органы.
Слайд 34 Проанализируем следующие факты:
Зрительное восприятие мира человеком и животным
разное – собаки видят мир черно-белым, пчелы не воспринимают красного цвета, но им доступно восприятие ультрафиолетового излучения.
Восприятие взрослого и ребенка раз-лично – размеры предметов, расстояния между ними.
Люди далекого прошлого не воспри-нимали линейную перспективу.
Индейцы племени Камайура не раз-личают синего и зеленого, называя их «цветом попугая».
Слайд 35 Задание: Запишите первых пять определений изображения, которые пришли вам
Слайд 36Ощущение
Внешние качества
Восприятие яв-лений объек-тивного мира органами чувств
Первоначаль-ный источник
наших знаний
Восприятие
Совокупность внешних качеств
Сложный процесс приема и преобра-зования информа-ции, обеспечиваю-щей отражение объективной реаль-ности, ориентиро-вку в окружающей среде, понимание и усвоение
Представление
Чувственный образ без непо-средственного воздействия
Чувственно-наглядный образ предметов и яв-лений, сохраняе-мый в сознании без их непосред-ственного воз-действия
Слайд 37Характер и содержание
чувственного образа
Особенности
органов чувств
Индивидуальный
опыт
Культурно-
исторический опыт
Результатом
чувственного познания является субъективный образ объективного мира.
Слайд 38Задание: проанализировать приложение № 1, выполнить задание.
Слайд 39Сильные и слабые стороны чувственного и рационального познания
Слайд 40 Рациональное познание - процесс получения знаний о действительности посредством
осуществления различных мыслительных процедур.
Слайд 41 Понятие - мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов посредством
указания на их общие признаки.
Таким образом, понятие дает нам возможность зафиксировать знание об общих признаках какого-либо класса предметов.
Слайд 42Суждение - мысль, содержащая утверж-дение о наличии в действительности какого-либо положения
дел.
Суждения включают в себя понятия, а понятия раскрываются через суждения, Так, например понятие «преступление» входит в суждение «существуют преступ-ления, посягающие на безопасность личности».
Слайд 43Умозаключение - система взаимосвя-занных понятий и суждений, раскрываю-щая совокупность законов и
закономернос-тей в какой-либо предметной области.
Слайд 44анализ;
синтез;
индукция;
дедукция, обобщение;
абстрагирование;
определение и др.
Методы рационального познания
Слайд 45Рациональное познание
Необходимы этап познавательной деятельности
Процесс мышления
Основные мыслительные операции
Сравнение
Уподобление
Отвлечение
Обобщение
Большое
маленькое
Красное
Вкусное
Яблоки
Фрукты
Результат – формирование понятия о данном предмете
Африка Фрукт Изогнутый Гроздь Вкусный
Слайд 46Задание: проанализировать приложение № 2, выполнить задание.
Слайд 48 Задание: проанализируйте записи в таблице. Сформулируйте вывод о взаимосвязи
Слайд 49Домашнее задание
§ 21
задания 4,5 с.225 письменно