Презентация, доклад по обществознанию (профильный уровень) Проблема познаваемости мира

Содержание

Цель урока: раскрыть сущность проблемы познаваемости мираЗадачи урока: ознакомить с особенностями познавательной деятельности развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания способствовать

Слайд 1Тема: Сознание и познание
Урок 54-55
Проблема познаваемости мира

Урок обществознания 10 класс

(профильный уровень)
МБОУ СШ №1
Гудзишевская Н.В.

Тема: Сознание и познаниеУрок 54-55 Проблема познаваемости мираУрок обществознания 10 класс (профильный уровень)МБОУ СШ №1Гудзишевская Н.В.

Слайд 2Цель урока:

раскрыть сущность проблемы познаваемости мира
Задачи урока:
ознакомить с особенностями

познавательной деятельности
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

?

Цель урока: раскрыть сущность проблемы познаваемости мираЗадачи урока: ознакомить с особенностями познавательной деятельности развивать у учащихся умения

Слайд 3Основные понятия и термины:
знание
познавательная деятельность
онтология
гносеология
чувственное познание

рациональное познание
ощущения
восприятие
представление
понятие
суждение
агностицизм
априорные идеи
мыслительные операции
абстрагирование
Основные понятия и термины: знание познавательная деятельность онтология гносеология чувственное познание рациональное познание ощущения восприятие представление понятие

Слайд 4Введение.
Древнегреческий мудрец Сократ стал символом философии как знания

о человеке и его мире. Однажды к нему пришли сограждане и сказали: «Сократ! Жрица из Дельфийского оракула назвала тебя самым мудрым среди эллинов. Радуйся!» На что Сократ ответил: «Меня признали самым мудрым только потому, что я знаю, что ничего не знаю, а афиняне не знают даже этого».

Введение.  Древнегреческий мудрец Сократ стал символом философии как знания о человеке и его мире. Однажды к

Слайд 5Где же границы нашего познания? Насколько мы, люди, можем познать окружающий

нас мир? Можем ли мы познать самих себя?
Правы ли писатели-фантасты братья Стругацкие, которым принадлежит афоризм: «Чтобы покорить мир, надо его иначе назвать»?

?

Где же границы нашего познания? Насколько мы, люди, можем познать окружающий нас мир? Можем ли мы познать

Слайд 6План урока:

Бытие и познание.
Познание как деятельность.
Чувственное познание: его возможности и границы.
Сущность

и формы рационального познания.


План урока:Бытие и познание.Познание как деятельность.Чувственное познание: его возможности и границы.Сущность и формы рационального познания.

Слайд 71. Бытие и познание.

1. Бытие и познание.

Слайд 8Мудрейшие из философов, подобно Сократу, Конфуцию, Лао-цзы, убеж-денно говорили, что человеку

открыта лишь ничтожная часть мироздания, что только невежда может считать себя всезнайкой. Чем больше познает человек, чем более он приобщается к мудрости, тем больше понимает, какая бездна непознанного окружает его.
Мудрейшие из философов, подобно Сократу, Конфуцию, Лао-цзы, убеж-денно говорили, что человеку открыта лишь ничтожная часть мироздания, что

Слайд 9 Бытие - существование, реальность (одна из центральных категорий философии).


Онтология - раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности (термин введён немецким философом Р. Гоклениусом)



Бытие - существование, реальность (одна из центральных категорий философии).  Онтология - раздел философии, учение

Слайд 10Задание: проанализировать текст учебника с 217-219, заполнить таблицу
«Мыслители прошлого о сущности

бытия».

Задание: проанализировать текст учебника с 217-219, заполнить таблицу«Мыслители прошлого о сущности  бытия».

Слайд 11Мыслители прошлого о сущности бытия
Фалес (ок. 640-562)
Анаксимен (ок. 588 - ок. 525)
Гераклит (ок.

540 - 480)
Мыслители прошлого о сущности  бытияФалес (ок. 640-562)Анаксимен (ок. 588 - ок. 525)Гераклит (ок. 540 - 480)

Слайд 12Платон
Демокрит

ПлатонДемокрит

Слайд 13Аристотель (384-322)

Аристотель (384-322)

Слайд 14Онтология Аристотеля Сущее и его виды
Предмет онтологии («первой философии», «метафизики») – сущее (ον).
Разумеется, все

науки изучают сущее – а что же ещё они могли бы изучать?

Но частные науки изучают его в каких-то специальных аспектах (физика, например, как подверженное изменению),

и только онтология изучает сущее как таковое – сущее как сущее.

Онтология Аристотеля Сущее и его видыПредмет онтологии («первой философии», «метафизики») – сущее (ον).Разумеется, все науки изучают сущее

Слайд 15Ансельм Кентерберийский
Фома Аквинский

Ансельм КентерберийскийФома Аквинский

Слайд 19 Мир, окружающий человека, вечен во времени и бесконечен в

пространстве. Чем больше тайн об окружающем мире раскрывали люди, тем больше нераскрытого оставалось.

Многие ученые стали задаваться вопросом, а можно ли вообще познать мир?

?

Мир, окружающий человека, вечен во времени и бесконечен в пространстве. Чем больше тайн об окружающем

Слайд 20 В 1869г. английский естество-испытатель Т. Гексли ввел термин

«агностицизм», что означает недоступный познанию. Так он обозначил свою позицию, придя в своих исследованиях к выводу, что человечество вряд ли может рассчитывать на познание мира.
В 1869г. английский естество-испытатель Т. Гексли ввел термин «агностицизм», что означает недоступный познанию. Так

Слайд 21 Агностицизм - философское учение, отрицающее возможность познания объективного

мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений.
Агностицизм - философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль

Слайд 22 Древнегреческий философ Сект Эмпирик говорил: «Мы вообще не в

состоянии сказать, каков предмет на самом деле, но мы можем знать, каким он нам кажется в зависимости от устройства наших органов чувств. Мы видим мир не таким, какой он сам но себе, а таким, каким его должны видеть в силу своей чувственной организации».

Проанализируем его доказа-тельства.

Древнегреческий философ Сект Эмпирик говорил: «Мы вообще не в состоянии сказать, каков предмет на самом

Слайд 23 Доводы Секта Эмпирика: например, простое яблоко.

Опишем наши представления:
Яблоко красное, гладкое, приятно пахнущее, сладкое, хрустящее.

Мы охарактеризовали яблоко с помощью пяти свойств. А почему именно пять свойств, а не трех или семи?
Потому что мы так устроены, у нас пять органов чувств, следовательно, воспринимаемому предмету мы приписываем пять свойств.
Доводы Секта Эмпирика: например, простое яблоко.   Опишем наши представления: Яблоко красное, гладкое,

Слайд 24?
Теперь задумаемся. А вдруг у яблока объективно не пять,

а десять свойств? Сколько в таком случае свойств мы бы восприни-мали?
?  Теперь задумаемся. А вдруг у яблока объективно не пять, а десять свойств? Сколько в таком

Слайд 25Д. Юм: «Человек не способен оценить совпадение своего знания с реальностью

именно потому, что всякое знание про-исходит из опыта, а за пределы любого опыта принципиально невозможно выйти».


И. Кант. «Следовательно, мы должны признать, что отсутст-вует логический способ уста-новления соответствия между объективным миром и системой знания.
Д. Юм: «Человек не способен оценить совпадение своего знания с реальностью именно потому, что всякое знание про-исходит

Слайд 26Мнение современных философов:

Наши чувства с фотографической точностью воспроизводят действительность и

мы в силах познать окружающий мир.
Фактом является то, что наши знания несут неустранимый отпечаток субъективной действитель-ности: на них неизбежно влияют представления о мире, которые были накоплены до нас, тот культурно-исторический опыт, которым мы обладаем, наши мировоззренческие приоритеты. Скорее, нам следует говорить о «субъективном образе объективного мира».
Мнение современных философов: Наши чувства с фотографической точностью воспроизводят действительность и мы в силах познать окружающий мир.Фактом

Слайд 272 Познание как
деятельность

2 Познание как деятельность

Слайд 28Познание как деятельность.
Знания
Результат особого процесса – познавательной деятельности
Познание может происходить

непроизвольно, при разных жизненных ситуациях

Специально органи-зованный процесс (исследования)

Познание как деятельность.Знания Результат особого процесса – познавательной деятельностиПознание может происходить непроизвольно, при разных жизненных ситуациях Специально

Слайд 29Знания
О свойствах и предметах
О способах деятельности
Знания приобретаются в результате опыта
Знания

о формировании знаний

Знания – результат специально-организованной деятельности

Цель

Образование

Наука

Результат

Знания О свойствах и предметахО способах деятельностиЗнания приобретаются в результате опытаЗнания о формировании знанийЗнания – результат специально-организованной

Слайд 303 Виды познавательной
деятельности

3 Виды познавательнойдеятельности

Слайд 31 Познание – это процесс отражения
и воспроизведения действительности
в

мышлении субъекта, результатом
которого является новое знание о мире.

Познание – это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое

Слайд 32Чувственное
Рациональное
Ощущение
Восприятие
Представление
Понятие
Суждение
Умозаключение
Познание

Чувственное Рациональное ОщущениеВосприятие ПредставлениеПонятиеСуждение Умозаключение Познание

Слайд 33 Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета, явлений, процессов.

Восприятие - целостная картина объекта познания (чувственно-конкретный образ)

Представление - актуализирует образ объекта познания, запечатленный в памяти, следовательно, когда-то воздействовавший на наши органы.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета, явлений, процессов.  Восприятие - целостная картина объекта

Слайд 34 Проанализируем следующие факты:

Зрительное восприятие мира человеком и животным

разное – собаки видят мир черно-белым, пчелы не воспринимают красного цвета, но им доступно восприятие ультрафиолетового излучения.
Восприятие взрослого и ребенка раз-лично – размеры предметов, расстояния между ними.
Люди далекого прошлого не воспри-нимали линейную перспективу.
Индейцы племени Камайура не раз-личают синего и зеленого, называя их «цветом попугая».
Проанализируем следующие факты:Зрительное восприятие мира человеком и животным разное – собаки видят мир черно-белым,

Слайд 35 Задание: Запишите первых пять определений изображения, которые пришли вам

в голову.

?

Задание: Запишите первых пять определений изображения, которые пришли вам в голову.?

Слайд 36Ощущение
Внешние качества
Восприятие яв-лений объек-тивного мира органами чувств
Первоначаль-ный источник

наших знаний

Восприятие

Совокупность внешних качеств

Сложный процесс приема и преобра-зования информа-ции, обеспечиваю-щей отражение объективной реаль-ности, ориентиро-вку в окружающей среде, понимание и усвоение

Представление

Чувственный образ без непо-средственного воздействия

Чувственно-наглядный образ предметов и яв-лений, сохраняе-мый в сознании без их непосред-ственного воз-действия

Ощущение Внешние качества Восприятие яв-лений объек-тивного мира органами чувств Первоначаль-ный источник наших знанийВосприятие Совокупность внешних качеств Сложный

Слайд 37Характер и содержание
чувственного образа
Особенности
органов чувств
Индивидуальный
опыт
Культурно-
исторический опыт
Результатом

чувственного познания является субъективный образ объективного мира.
Характер и содержание чувственного образаОсобенностиорганов чувствИндивидуальный опытКультурно-исторический опыт   Результатом чувственного познания является субъективный образ объективного

Слайд 38Задание: проанализировать приложение № 1, выполнить задание.

Задание: проанализировать приложение № 1, выполнить задание.

Слайд 39Сильные и слабые стороны чувственного и рационального познания

Сильные и слабые стороны чувственного и рационального познания

Слайд 40 Рациональное познание - процесс получения знаний о действительности посредством

осуществления различных мыслительных процедур.
Рациональное познание - процесс получения знаний о действительности посредством осуществления различных мыслительных процедур.

Слайд 41 Понятие - мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов посредством

указания на их общие признаки.


Таким образом, понятие дает нам возможность зафиксировать знание об общих признаках какого-либо класса предметов.
Понятие - мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки. Таким

Слайд 42Суждение - мысль, содержащая утверж-дение о наличии в действительности какого-либо положения

дел.


Суждения включают в себя понятия, а понятия раскрываются через суждения, Так, например понятие «преступление» входит в суждение «существуют преступ-ления, посягающие на безопасность личности».
Суждение - мысль, содержащая утверж-дение о наличии в действительности какого-либо положения дел. Суждения включают в себя понятия,

Слайд 43Умозаключение - система взаимосвя-занных понятий и суждений, раскрываю-щая совокупность законов и

закономернос-тей в какой-либо предметной области.
Умозаключение - система взаимосвя-занных понятий и суждений, раскрываю-щая совокупность законов и закономернос-тей в какой-либо предметной области.

Слайд 44анализ;
синтез;
индукция;
дедукция, обобщение;
абстрагирование;
определение и др.
Методы рационального познания

анализ;синтез;индукция;дедукция, обобщение;абстрагирование;определение и др.Методы рационального познания

Слайд 45Рациональное познание
Необходимы этап познавательной деятельности
Процесс мышления
Основные мыслительные операции
Сравнение
Уподобление
Отвлечение
Обобщение


Большое
маленькое

Красное
Вкусное

Яблоки

Фрукты

Результат – формирование понятия о данном предмете

Африка Фрукт Изогнутый Гроздь Вкусный

Рациональное познаниеНеобходимы этап познавательной деятельностиПроцесс мышленияОсновные мыслительные операцииСравнение Уподобление Отвлечение Обобщение Большое маленькоеКрасное Вкусное Яблоки Фрукты Результат

Слайд 46Задание: проанализировать приложение № 2, выполнить задание.

Задание: проанализировать приложение № 2, выполнить задание.

Слайд 48 Задание: проанализируйте записи в таблице. Сформулируйте вывод о взаимосвязи

двух видов познания.

?

Задание: проанализируйте записи в таблице. Сформулируйте вывод о взаимосвязи двух видов познания.?

Слайд 49Домашнее задание
§ 21
задания 4,5 с.225 письменно

Домашнее задание § 21задания 4,5 с.225 письменно

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть