Презентация, доклад по обществознанию (профильный уровень) Научное познание

Содержание

Цель урока: раскрыть особенности научного мышленияЗадачи урока: ознакомить с уровнями научного знания, методами научного познания развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные

Слайд 1Тема: Сознание и познание
Урок 61-62
Научное познание

Урок обществознания 10 класс

(профильный уровень)
МБОУ СШ №1
Гудзишевская Н.В.

Тема: Сознание и познаниеУрок 61-62 Научное познаниеУрок обществознания 10 класс (профильный уровень)МБОУ СШ №1Гудзишевская Н.В.

Слайд 2Цель урока:

раскрыть особенности научного мышления
Задачи урока:
ознакомить с уровнями научного

знания, методами научного познания
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

?

Цель урока: раскрыть особенности научного мышленияЗадачи урока: ознакомить с уровнями научного знания, методами научного познания развивать у

Слайд 3Основные понятия и термины:

научная теория
эмпирический закон
гипотеза
научный эксперимент

моделирование
научная революция
дифференциация
интеграция
Основные понятия и термины: научная теория эмпирический закон гипотеза научный эксперимент моделирование научная революция дифференциация интеграция

Слайд 4План урока:

Особенности научного познания.
Два уровня научного познания.
Методы научного познания.
Дифференциация и интеграция

научного знания.
Как происходят научные революции.
Научное мышление и современный человек.


План урока:Особенности научного познания.Два уровня научного познания.Методы научного познания.Дифференциация и интеграция научного знания.Как происходят научные революции.Научное мышление

Слайд 5Особенности
научного познания

Особенности научного познания

Слайд 6?
Сравните утверждения. Какое из них является научной истиной? Ответ

аргументируйте.

У каждого человека есть своя аура.
Каждый человек стремиться к материальному достатку.
У каждого человека есть свой ангел-хранитель.
Каждый человек обладает определенным набором генов – носителей наследственности.
?  Сравните утверждения. Какое из них является научной истиной? Ответ аргументируйте. У каждого человека есть своя

Слайд 7Задание: проанализировать текст учебника с 248 - 249, заполнить сравнительную таблицу

«Особенности научного познания».

Задание: проанализировать текст учебника с 248 - 249, заполнить сравнительную таблицу «Особенности научного познания».

Слайд 102 Два уровня
научного знания

2 Два уровня научного знания

Слайд 11Уровни научного познания



Эмпирический:
выявление объек-тивных фактов, как правило, со стороны их очевидных

связей





Теоретический:
выявление фундаменталь-ных закономерностей, обна-ружение за видимыми про-явлениями, скрытых, внут-ренних связей и отношений

Формы научного познания

Научный факт

Эмпирический закон

Проблема

Гипотеза

Теория

Уровни научного познанияЭмпирический:выявление объек-тивных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей Теоретический:выявление фундаменталь-ных закономерностей, обна-ружение за

Слайд 12 Многие знания возникли вначале в виде

теоретических представлений.
Например, известный химик Менделеев построил знаменитую периодическую таблицу химических элементов, предсказав существование многих неизвестных тогда ещё металлов и веществ, опираясь только на теоретические рассуждения и закономерности. Его теория нашла подтверждение в
последующих научных опытах
и практике.
Многие знания возникли вначале в виде теоретических представлений.

Слайд 13 Теория – это система основных идей в той

или иной отрасли знаний;
- это форма научного познания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.


Теория – это система основных идей в той или иной отрасли знаний;

Слайд 14 Человечество, познавая окружающий мир, создало множество теорий, часть которых

была ложной. Например, теория о геоцентрическом строении Солнечной системы. Ложные теории не прошли проверку практикой, а это значит, что критерием истинности теории является практика.

Гелиоцентрическая система Н.Коперника.

Человечество, познавая окружающий мир, создало множество теорий, часть которых была ложной. Например, теория о геоцентрическом

Слайд 15?
Какую роль, по вашему мнению, играет теория в жизни

человека и общества?

Роль теории в жизни человека – объяснение и предсказание явлений объективной реальности.

?  Какую роль, по вашему мнению, играет теория в жизни человека и общества?Роль теории в жизни

Слайд 16 Задание: проанализируйте приложение № 1, выполните задание.

Задание: проанализируйте приложение № 1, выполните задание.

Слайд 17Взаимосвязь уровней
научного познания
Теоретический
Эмпирический
совершенствует и разви-вает понятийный

аппарат науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет эмпирическое исследова-ние

стимулирует развитие теоретических исследо-ваний, ставит новые за-дачи

Взаимосвязь уровнейнаучного познания Теоретический Эмпирический  совершенствует и разви-вает понятийный аппарат науки, открывает новые перспективы объяснения и

Слайд 183. Методы
научного познания

3. Методы научного познания

Слайд 19Методы
научного познания
Универсальные:
анализ и синтез
дедукция и индукция
аналогия,

моделирование, абстрагирование, идеализация


Эмпирический уровень:
наблюдение
эксперимент
измерение
классификация
систематизация
описание
сравнение

Теоретический уровень:
единство исторического и логического
восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному
формализация
математизация

Методы научного познания Универсальные: анализ и синтез дедукция и индукция аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализацияЭмпирический уровень: наблюдение эксперимент

Слайд 20Как формулируется научный закон?
Выдвижение
гипотезы
Проверка истинности
гипотезы различными
методами
Анализ и обобщение
результатов

проверки

Формулировка закона

Как формулируется научный закон?Выдвижение гипотезыПроверка истинности гипотезы различными методамиАнализ и обобщениерезультатов проверкиФормулировка закона

Слайд 21
4 Дифференциация и интеграция научного знания

4 Дифференциация и интеграция научного знания

Слайд 22Развитие науки
Дифференциация –
выделение новых научных дисциплин
Интеграция –
синтез знания, объединение ряда наук


закономерное след-ствие быстрого увели-чения и усложнения знаний
неизбежно ведет к специализации и раз-делению научного труда

характерна для со-временной науки
строятся такие ин-тегративные карти-ны мира, как естест-веннонаучная, обще-научная, философ-ская

Развитие наукиДифференциация –выделение новых научных дисциплинИнтеграция –синтез знания, объединение ряда наук закономерное след-ствие быстрого увели-чения и усложнения

Слайд 24 А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки "деятель-ность

отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специали-зация…приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обяза-тельно уменьшается, все с боль-шим трудом поспевает за разви-тием науки...; она угрожает отнять у исследователя широкую перс-пективу, принижая его до уровня ремесленника".
А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки

Слайд 265 Как происходят
научные революции

5 Как происходят научные революции

Слайд 27 Научная революция — период развития науки, во время которого старые

научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.
Научная революция — период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью

Слайд 28Первая научная революция XVII в.


Коперник (1473—1543):
наиболее

известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.
Первая научная революция XVII в.   Коперник (1473—1543): наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей

Слайд 29 Галилей (1564—1642):
изучал проблему движения,
открыл принцип

инерции, закон свободного падения тел;
сделал ряд астрономических открытий с помощью телескопа.
Галилей (1564—1642): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, закон свободного падения тел; сделал ряд астрономических

Слайд 30 Кеплер (1571—1630):
установил три закона движения планет вокруг Солнца,

создал первую механисти-ческую теорию движения планет,
внес существенный вклад в развитие геометрической оптики.
Кеплер (1571—1630): установил три закона движения планет вокруг Солнца, создал первую механисти-ческую теорию движения планет,

Слайд 31Ньютон(1643—1727):
сформулировал понятия и законы классической механики,
математически сформулировал

за-кон всемирного тяготения,
теоретически обосновал законы Кеп-лера о движении планет вокруг Солнца,
создал небесную механику
создал дифференциальное и инте-гральное исчисление как язык мате-матического описания физической реальности,
автор многих новых физических представлений (о сочетании корпус-кулярных и волновых представлений о природе света и т. д.) и др.
Ньютон(1643—1727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал за-кон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеп-лера о

Слайд 32 Вторая научная революция конца XVIII века — I половина XIX

века:

переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисци-плинарно организованной науке
механистическая картина мира перестает быть обще-мировоззренческой
возникает идея развития (биология, геология)
постепенный отказ эксплицировать любые научные теории в механистических терминах
возникновение парадигмы неклассической науки

Вторая научная революция конца XVIII века — I половина XIX века: переход от классической науки, ориентированной

Слайд 33 Дж. Максвелл и Л.Больцман признавали принципиальную допустимость множества

теоретических интерпретаций в физике, выражали сомнение в незыблемости законов мышле-ния, их историчности
Л.Больцман: «как избежать того, чтобы образ теории не казался собственно бытием?»
Дж. Максвелл и Л.Больцман признавали принципиальную допустимость множества теоретических интерпретаций в физике, выражали сомнение

Слайд 34Третья научная революция конец XIX века — середина XX века:
М.Фарадей —

понятия электро-магнитного поля
Дж.Максвелл — электродина-мика, статистическая физика
Материя — и как вещество и как электромагнитное поле
Электромагнитная картина мира, законы мироздания — законы электродинамики.
Третья научная революция конец XIX века — середина XX века:  М.Фарадей — понятия электро-магнитного поля  Дж.Максвелл — электродина-мика,

Слайд 35 Ж.Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы
Шлейден, Шванн —

теория клетки — о един-стве происхождения и развития всего живого
Дж. Джоуль, Э. Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электри-чество, магнетизм и т. д. переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает.
Ч.Дарвин — материальные факторы и при-чины эволюции — наследственность и измен-чивость
Ж.Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы  Шлейден, Шванн — теория клетки — о един-стве происхождения и

Слайд 36 А. Беккерель — радиоактивность
В. Рентген — лучи
Дж. Томсон —

элементарная час-тица электрон
Резерфорд — планетарная модель атома
Планк — квант действия и закон излучения
Бор — квантовая модель атома Резерфорда-Бора
Эйнштейн — общая теория отно-сительности — связь между прост-ранством и временем

Бройль — все материальные микрообъекты обладают как корпус-кулярными, так и волновыми свойст-вами (квантовая механика).

А. Беккерель — радиоактивность  В. Рентген — лучи Дж. Томсон — элементарная час-тица электрон Резерфорд — планетарная модель

Слайд 37Четвертая научная революция 90-е годы XX века
Постнеклассическая наука — термин

ввёл В. С. Степин в своей книге «Теоретическое знание». Объекты её изучения: исторически развивающиеся системы (Земля, Вселенная и т. д.)
Синергетика
Четвертая научная революция 90-е годы XX века  Постнеклассическая наука — термин ввёл В. С. Степин в своей книге «Теоретическое

Слайд 38 История науки нередко изла-гается как простой перечень фактов и

открытий. При таком подходе прогресс в науке сводится к прос-тому накоплению и росту научного знания, вследствие чего не раскры-ваются внутренние закономерности происходящих в процессе познания изменений.
Этот подход подверг критике Т.Кун, американский философ, противопоставляя ему свою концепцию развития науки через периодически происходящие революции.
 

История науки нередко изла-гается как простой перечень фактов и открытий. При таком подходе прогресс в

Слайд 39 Кратко теория Т.Куна состоит в следующем:
периоды спокойного развития (периоды "нормальной

науки") сменяются кризисом, который может разрешиться революцией, заменяющей господствующую парадигму.
Под парадигмой Т.Кун понимает общепризнанную совокупность понятий, теории и методов исследования, которая дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
 Кратко теория Т.Куна состоит в следующем: периоды спокойного развития (периоды

Слайд 40Допарадигмальный период
Научная школа
Научная школа
Научная школа
Научная школа
Накопление фактов
Зрелая наука
Общепринятая парадигма
задача нормальной

науки - обнаружение и объяснение фактов как фактов, подтверж-дающих парадигму
часть фактов, противоречащих парадигме, трактуется как аномалии
Допарадигмальный периодНаучная школаНаучная школаНаучная школаНаучная школаНакопление фактовЗрелая наукаОбщепринятая парадигма задача нормальной науки - обнаружение и объяснение фактов

Слайд 41Нормальная наука в период кризиса
Общепринятая парадигма
Факты, подтверждающие парадигму
Просто факты
Аномальные факты
Новая теория,

как реакция на кризис

в ряде случаев новая теория может быть отри-нута, а часть аномальных фактов путем "решения задач-головоломок" объяс-няется старой парадигмой

Новая парадигма полностью (или частично) заменяет старую парадигму

Научная революция

Нормальная наука в период кризисаОбщепринятая парадигмаФакты, подтверждающие парадигмуПросто фактыАномальные фактыНовая теория, как реакция на кризис в ряде

Слайд 426. Научное мышление
и современный
человек.

6. Научное мышлениеи современный человек.

Слайд 43 Задание: прочитайте материал учебника с. 254-256, сформулируйте и запишите

выводы о том, какие изменения произошли в научном познании в последнее время.
Задание: прочитайте материал учебника с. 254-256, сформулируйте и запишите выводы о том, какие изменения произошли

Слайд 44 усиление влияния вненаучных знаний
возникновение двух типов людей:
первый –

ориентация на науку, внутренняя независимость, открытость новым идеям
второй – установка на практическую пользу, интерес к таинственному и чудесному, приоритет чувственно-конкретного познания
усиление влияния вненаучных знаний возникновение двух типов людей: первый – ориентация на науку, внутренняя независимость, открытость

Слайд 45причины роста альтернативных научных взглядов и установок:
бессилие науки в решении

ряда важных для человечества проблем
человечество, подобно маятнику, постоянно переходит от рационального мышления и науки в фазу упадка рациональности и веры в откровения
цивилизация накопила определенную усталость от бремени ответственности и предпочитает астрологическую предопределенность.
причины роста альтернативных научных взглядов и установок: бессилие науки в решении ряда важных для человечества проблем человечество,

Слайд 46?
Можно ли объяснить изменения в научном познании, произо-шедшие в

последнее время с позиций теории научных революций Т.Куна?
?  Можно ли объяснить изменения в научном познании, произо-шедшие в последнее время с позиций теории научных

Слайд 47Д/задание:


§ 24
Задание 1, 2 рубрики «Подумайте, обсудите, сделайте» письменно.

Д/задание:§ 24Задание 1, 2 рубрики «Подумайте, обсудите, сделайте» письменно.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть