Слайд 1Тема: Сознание и познание
Урок 61-62
Научное познание
Урок обществознания 10 класс
(профильный уровень)
МБОУ СШ №1
Гудзишевская Н.В.
Слайд 2Цель урока:
раскрыть особенности научного мышления
Задачи урока:
ознакомить с уровнями научного
знания, методами научного познания
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
?
Слайд 3Основные понятия и термины:
научная теория
эмпирический закон
гипотеза
научный эксперимент
моделирование
научная революция
дифференциация
интеграция
Слайд 4План урока:
Особенности научного познания.
Два уровня научного познания.
Методы научного познания.
Дифференциация и интеграция
научного знания.
Как происходят научные революции.
Научное мышление и современный человек.
Слайд 5Особенности
научного познания
Слайд 6?
Сравните утверждения. Какое из них является научной истиной? Ответ
аргументируйте.
У каждого человека есть своя аура.
Каждый человек стремиться к материальному достатку.
У каждого человека есть свой ангел-хранитель.
Каждый человек обладает определенным набором генов – носителей наследственности.
Слайд 7Задание: проанализировать текст учебника с 248 - 249, заполнить сравнительную таблицу
«Особенности научного познания».
Слайд 11Уровни научного познания
Эмпирический:
выявление объек-тивных фактов, как правило, со стороны их очевидных
связей
Теоретический:
выявление фундаменталь-ных закономерностей, обна-ружение за видимыми про-явлениями, скрытых, внут-ренних связей и отношений
Формы научного познания
Научный факт
Эмпирический закон
Проблема
Гипотеза
Теория
Слайд 12 Многие знания возникли вначале в виде
теоретических представлений.
Например, известный химик Менделеев построил знаменитую периодическую таблицу химических элементов, предсказав существование многих неизвестных тогда ещё металлов и веществ, опираясь только на теоретические рассуждения и закономерности. Его теория нашла подтверждение в
последующих научных опытах
и практике.
Слайд 13 Теория – это система основных идей в той
или иной отрасли знаний;
- это форма научного познания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Слайд 14 Человечество, познавая окружающий мир, создало множество теорий, часть которых
была ложной. Например, теория о геоцентрическом строении Солнечной системы. Ложные теории не прошли проверку практикой, а это значит, что критерием истинности теории является практика.
Гелиоцентрическая система Н.Коперника.
Слайд 15?
Какую роль, по вашему мнению, играет теория в жизни
человека и общества?
Роль теории в жизни человека – объяснение и предсказание явлений объективной реальности.
Слайд 16 Задание: проанализируйте приложение № 1, выполните задание.
Слайд 17Взаимосвязь уровней
научного познания
Теоретический
Эмпирический
совершенствует и разви-вает понятийный
аппарат науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет эмпирическое исследова-ние
стимулирует развитие теоретических исследо-ваний, ставит новые за-дачи
Слайд 19Методы
научного познания
Универсальные:
анализ и синтез
дедукция и индукция
аналогия,
моделирование, абстрагирование, идеализация
Эмпирический уровень:
наблюдение
эксперимент
измерение
классификация
систематизация
описание
сравнение
Теоретический уровень:
единство исторического и логического
восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному
формализация
математизация
Слайд 20Как формулируется научный закон?
Выдвижение
гипотезы
Проверка истинности
гипотезы различными
методами
Анализ и обобщение
результатов
проверки
Формулировка закона
Слайд 21
4 Дифференциация и интеграция научного знания
Слайд 22Развитие науки
Дифференциация –
выделение новых научных дисциплин
Интеграция –
синтез знания, объединение ряда наук
закономерное след-ствие быстрого увели-чения и усложнения знаний
неизбежно ведет к специализации и раз-делению научного труда
характерна для со-временной науки
строятся такие ин-тегративные карти-ны мира, как естест-веннонаучная, обще-научная, философ-ская
Слайд 24 А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки "деятель-ность
отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специали-зация…приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обяза-тельно уменьшается, все с боль-шим трудом поспевает за разви-тием науки...; она угрожает отнять у исследователя широкую перс-пективу, принижая его до уровня ремесленника".
Слайд 265 Как происходят
научные революции
Слайд 27 Научная революция — период развития науки, во время которого старые
научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.
Слайд 28Первая научная революция XVII в.
Коперник (1473—1543):
наиболее
известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.
Слайд 29 Галилей (1564—1642):
изучал проблему движения,
открыл принцип
инерции, закон свободного падения тел;
сделал ряд астрономических открытий с помощью телескопа.
Слайд 30 Кеплер (1571—1630):
установил три закона движения планет вокруг Солнца,
создал первую механисти-ческую теорию движения планет,
внес существенный вклад в развитие геометрической оптики.
Слайд 31Ньютон(1643—1727):
сформулировал понятия и законы классической механики,
математически сформулировал
за-кон всемирного тяготения,
теоретически обосновал законы Кеп-лера о движении планет вокруг Солнца,
создал небесную механику
создал дифференциальное и инте-гральное исчисление как язык мате-матического описания физической реальности,
автор многих новых физических представлений (о сочетании корпус-кулярных и волновых представлений о природе света и т. д.) и др.
Слайд 32 Вторая научная революция конца XVIII века — I половина XIX
века:
переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисци-плинарно организованной науке
механистическая картина мира перестает быть обще-мировоззренческой
возникает идея развития (биология, геология)
постепенный отказ эксплицировать любые научные теории в механистических терминах
возникновение парадигмы неклассической науки
Слайд 33 Дж. Максвелл и Л.Больцман признавали принципиальную допустимость множества
теоретических интерпретаций в физике, выражали сомнение в незыблемости законов мышле-ния, их историчности
Л.Больцман: «как избежать того, чтобы образ теории не казался собственно бытием?»
Слайд 34Третья научная революция конец XIX века — середина XX века:
М.Фарадей —
понятия электро-магнитного поля
Дж.Максвелл — электродина-мика, статистическая физика
Материя — и как вещество и как электромагнитное поле
Электромагнитная картина мира, законы мироздания — законы электродинамики.
Слайд 35 Ж.Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы
Шлейден, Шванн —
теория клетки — о един-стве происхождения и развития всего живого
Дж. Джоуль, Э. Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электри-чество, магнетизм и т. д. переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает.
Ч.Дарвин — материальные факторы и при-чины эволюции — наследственность и измен-чивость
Слайд 36 А. Беккерель — радиоактивность
В. Рентген — лучи
Дж. Томсон —
элементарная час-тица электрон
Резерфорд — планетарная модель атома
Планк — квант действия и закон излучения
Бор — квантовая модель атома Резерфорда-Бора
Эйнштейн — общая теория отно-сительности — связь между прост-ранством и временем
Бройль — все материальные микрообъекты обладают как корпус-кулярными, так и волновыми свойст-вами (квантовая механика).
Слайд 37Четвертая научная революция 90-е годы XX века
Постнеклассическая наука — термин
ввёл В. С. Степин в своей книге «Теоретическое знание». Объекты её изучения: исторически развивающиеся системы (Земля, Вселенная и т. д.)
Синергетика
Слайд 38 История науки нередко изла-гается как простой перечень фактов и
открытий. При таком подходе прогресс в науке сводится к прос-тому накоплению и росту научного знания, вследствие чего не раскры-ваются внутренние закономерности происходящих в процессе познания изменений.
Этот подход подверг критике Т.Кун, американский философ, противопоставляя ему свою концепцию развития науки через периодически происходящие революции.
Слайд 39 Кратко теория Т.Куна состоит в следующем:
периоды спокойного развития (периоды "нормальной
науки") сменяются кризисом, который может разрешиться революцией, заменяющей господствующую парадигму.
Под парадигмой Т.Кун понимает общепризнанную совокупность понятий, теории и методов исследования, которая дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
Слайд 40Допарадигмальный период
Научная школа
Научная школа
Научная школа
Научная школа
Накопление фактов
Зрелая наука
Общепринятая парадигма
задача нормальной
науки - обнаружение и объяснение фактов как фактов, подтверж-дающих парадигму
часть фактов, противоречащих парадигме, трактуется как аномалии
Слайд 41Нормальная наука в период кризиса
Общепринятая парадигма
Факты, подтверждающие парадигму
Просто факты
Аномальные факты
Новая теория,
как реакция на кризис
в ряде случаев новая теория может быть отри-нута, а часть аномальных фактов путем "решения задач-головоломок" объяс-няется старой парадигмой
Новая парадигма полностью (или частично) заменяет старую парадигму
Научная революция
Слайд 426. Научное мышление
и современный
человек.
Слайд 43 Задание: прочитайте материал учебника с. 254-256, сформулируйте и запишите
выводы о том, какие изменения произошли в научном познании в последнее время.
Слайд 44 усиление влияния вненаучных знаний
возникновение двух типов людей:
первый –
ориентация на науку, внутренняя независимость, открытость новым идеям
второй – установка на практическую пользу, интерес к таинственному и чудесному, приоритет чувственно-конкретного познания
Слайд 45причины роста альтернативных научных взглядов и установок:
бессилие науки в решении
ряда важных для человечества проблем
человечество, подобно маятнику, постоянно переходит от рационального мышления и науки в фазу упадка рациональности и веры в откровения
цивилизация накопила определенную усталость от бремени ответственности и предпочитает астрологическую предопределенность.
Слайд 46?
Можно ли объяснить изменения в научном познании, произо-шедшие в
последнее время с позиций теории научных революций Т.Куна?
Слайд 47Д/задание:
§ 24
Задание 1, 2 рубрики «Подумайте, обсудите, сделайте» письменно.