Слайд 1Подготовка к ЕГЭ
Социальные отношения
Слайд 2Задание 1
Запишите слово, пропущенное в схеме.
Слайд 4Задание 2
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий
представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Школьный класс, трудовой коллектив, родительская семья, агент социализации, СМИ.
Слайд 5Ответ
Отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация,
называются агентами социализации.
Слайд 6Задание 3
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух,
относятся к понятию «этническая общность».
1) народность
2) племя
3) нация
4) род
5) каста
6) государство
Слайд 7Ответ
Этническая общность — совокупность людей, обладающая общностью территории, особенностями культуры, языка,
психического склада, исторической памятью, осознающая свое единства и отличие от других подобных образований.
Виды этнических общностей — род, племя, народность, нация.
56
Слайд 8Задание 3
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются
критериями социальной стратификации.
1) доход
2) социальная роль
3) престиж
4) власть
5) авторитет
6) образование
Слайд 9Ответ
Основные критерии социальной стратификации: доход, престиж, власть и образование.
25
Слайд 10Задание 4
Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) развитие сферы услуг
2) рост численности рабочего класса
3) отсутствие социальной стратификации
4) использование информационных технологий
5) новые интеллектуальные технологии
Слайд 12
Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) способность к совместной преобразовательной деятельности
2) стремление к самореализации
3) умение приспосабливаться к природным условиям
4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в воде, пище, отдыхе
Слайд 14Задание 6
К произведениям элитарной (высокой) культуры искусствоведы относят классическую музыку:
органные произведения Баха, скрипичную музыку Вивальди, концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова. Что позволяет искусствоведам сделать такой вывод?
1) самовыражение и свобода творчества авторов
2) сложность восприятия произведений неподготовленным слушателем
3) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений.
4) высокая степень обобщения коллективного опыта
5) стереотипизация отражения человеком реального мира в музыке
6) ориентация музыки на широкую аудиторию
Слайд 16
Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот
сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа.
1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект.
2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты.
3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.
4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус.
5) Телесериал интересен кругу знатоков.
6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки.
Слайд 18Задание 20
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков
«Наличие существенных психологических ________(А) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число
________(Б), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные ________(В), представляющие мужчин активными, агрессивными и эффективно действующими, а женщин — пассивными, зависимыми и эмоциональными. Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им ________(Г) «домашней
хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный ________(Д) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение ________(Е) потеряло былую жесткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) исследование
2) Различие
3) Труд
4) Общение
5) Учение
6) Стереотип
7) Роль
8) Статус
9) группа
Слайд 20Задание 21
Как автор характеризует критерии девиантного поведения? (Приведите две характеристики
из текста.)
Слайд 215 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной
тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.
Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду.
Очевидно, что описанный случай — яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы... Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.
Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.
Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».
Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения... Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем — соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.
Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.
Слайд 22Ответ
1) критерии девиантного поведения неоднозначны;
2) критерии девиантного поведения часто вызывают разногласия
Слайд 23Задание
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем,
по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)
Слайд 24Ответ
1) раскрытие понятие, например: девиантное поведение — поведение личности или группы
отклоняющееся от общепринятых норм.
2) Два положения текста:
— «наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем — соблюдения правовых норм или героизма»;
— «девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям».
Слайд 25Задание 23
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальный контроль»;
2) составьте два
предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля;
− одно предложение, раскрывающее любую функцию социального контроля.
Слайд 26Ответ
1) смысл понятия, например: социальный контроль — это система способов регулирующего
воздействия общества, социальных групп на личность;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о структуре социального контроля, например: «Социальный контроль включает социальные нормы и социальные санкции»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о структуре социального контроля.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию социального контроля, например: «Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы».
Слайд 27Задание 26
Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает
влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. Сначала укажите какое социальное окружение оказывает влияние, затем сам пример. (В каждом примере опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека).
Слайд 28Ответ
1) влияние образа жизни людей, образующих круг общения, знакомых, приятелей. (Например,
в окружении Сергея А. все бросили курить и подшучивали над ним из-за того, что он никак не может преодолеть себя и тоже перестать курить; через полгода Сергей тоже стал некурящим);
2) влияние образа жизни семьи. (Например, в семье Дмитрия Г. все играют на музыкальных инструментах, и он тоже учился музыке, окончил музыкальную школу);
3) влияние профессиональных занятий родителей. (Например, Алексей А. работает на сталелитейном комбинате. Он унаследовал свою профессию от отца, а отец – от деда. Настоящая профессиональная династия сталеваров).
Слайд 29Задание 26
Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый
из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Слайд 30Ответ
1) единая территория проживания. (Например, русские в своем большинстве проживают в
РФ);
2) общность языка. (Например, русские преимущественно являются носителями русского языка);
3) обобщенность культуры. (Например, русские в своем большинстве отмечают Масленицу, а на новый год ставят елку и дарят подарки)
Слайд 31Задание 27
После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму
по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? (Укажите два фактора). Как они называются в социологии?
Слайд 32Ответ
1) В ответе называется процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность.
2) Указаны ее
факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус.
3) Дано общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности.
Слайд 33Задание 27
Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все
основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.
Слайд 34Ответ
1. Функции семьи, которые были разделены с другими институтами общества.
а) Социализирующая
(воспитательная).
б) Защитная.
в) Досуговая.
2. Институты, которые стали выполнять.
1. Образование, религия. Участвуют в социализации личности.
2. Государство (полиция, армия), защищает права и безопасность членов семьи.
3. Средства массовой информации. Представляют возможности организации досуга, возможности для развлечения членов семьи.
Слайд 35Задание 28
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по
существу тему «Социализация индивида».
План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Слайд 36Ответ
1. Понятие «Социализация»
2. Основные этапы социализации:
а) первичная;
б) вторичная.
3. Функции социализации:
а) Освоение
системы знаний о мире, человеке и обществе;
б) усвоение моральных ценностей и ориентиров;
в) усвоение практических навыков и умений.
4. Факторы (агенты) социализации:
а) семья;
б) образование;
в) группа друзей (сверстников);
г) СМИ и т.д.
Слайд 37Задание 28
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу
тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире».
План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Слайд 38Ответ
1) Понятие нация:
а) как этническая группа;
б) как общегражданская общность.
2) Признаки этноса:
а)
наличие территории проживания;
б) общность языка, традиций, обычаев;
в) общность исторического и социокультурного опыта;
г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.
3) Разновидности этнических групп:
а) род и племя;
б) народность;
в) нация.
4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:
а) межнациональная интеграция;
б) межнациональная дифференциация.
5) Демократические принципы межнациональных отношений:
а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;
б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;
в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;
г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;
д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.
6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.
Слайд 39
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему
«Проблема социальной стратификации».
План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Слайд 40Ответ
1. Понятие социальная стратификация.
2. Критерии социальной стратификации:
а) власть;
6) доход и богатство;
в)
престиж профессии;
г) уровень образования.
3. Исторические системы стратификации:
а) рабство;
б) касты;
в) сословия;
г) классы.
4. Социальная стратификация и социальное неравенство, его влияние на социальные отношения:
а) положительное;
б) отрицательное.