Слайд 1ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «общественный прогресс»,
«регресс», «многовариантность общественного развития», «историческая альтернатива», «критерий прогресса»; ознакомить с особенностями общественного прогресса, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчеркнуть противоречивость общественного прогресса; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-проблема.
Слайд 2ТЕМА УРОКА: «ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА».
Мыслители с древних времен задумывались над вопросом:
в каком направлении развивается общество? Можно ли его движение уподобить, например, циклическим изменениям в природе: вслед: летом обязательно должна прийти осень, затем зима, весна и снова лето? Может быть, по таким же правилам должно развиваться и общество? Период процветания сменяется эпохой упадка, следует возрождение и снова неизбежно наступает благоденствие и этот непрерывный круговорот длится тысячелетиями? Так ли это! Задумаемся вместе над этими проблемами.
Тема урока: «Проблема общественного прогресса». Мы рассмотрим следующие вопросы:
Прогресс и регресс.
Противоречивость прогресса.
Критерии прогресса.
Многообразие путей и форм общественного развития.
Слайд 3В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ СЛОЖИЛИСЬ ДВА ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ВОПРОСА О НАПРАВЛЕННОСТИ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ: ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ И ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ
Древнегреческий поэт Гесиод разделил всю историю на пять веков: золотой, серебряный, медный, бронзовый и железный. По Гесиоду, золотой век отличался высокой моралью, но люди развращались, в силу чего каждый последующий век оказывался хуже предыдущего. Самый плохой, самый страшный век - железный, современный Гесиоду, демонстрировал полный упадок нравственности.
Представителем оптимистического подхода был Демокрит, который делил историю на качественно различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому, по его мнению, характеризуется ростом культуры и улучшением жизни людей.
Слайд 4ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС
- Работая с предложенным материалом, ответьте на вопросы и
выполните задания.
Суть понимания прогресса и регресса мыслителями прошлого и настоящего
Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом. Сам термин «прогресс» происходит от латинского , которое означает «движение вперед». Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам структурам.
Известно, что общество находится в непрерывном движении, развитии.
Слайд 5МЫСЛИТЕЛИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ЗАДУМЫВАЛИСЬ НАД ВОПРОСОМ: В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ РАЗВИВАЕТСЯ
ОБЩЕСТВО?
Древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический процесс, замкнутый круговорот, проходящий одни и те же стадии.
Существует также органическая теория возникновения и развития общества и государства, согласно которой закономерности жизни общества можно сопоставить с жизненными циклами живого существа: организм зарождается из клетки, с течением времени взрослеет, достигает своего расцвета, становится зрелым, затем неизбежно стареет и умирает.
Слайд 6ГЕСИОД
ГЕСИОД
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ФИЛОСОФ
Древнегреческий поэт Гесиод рассуждал о стадиях в жизни человеческого общества.
Первой стадией, по его мнению, являлся золотой век, когда люди жили легко и беспечно, а в мире царили добро и справедливость. Вторую стадию Гесиод называл серебряным веком; он ознаменовал начало падения устоев морали и благочестия, стал переходом к периоду упадка. Так, с разложением нравственных ценностей и крушением идеалов люди оказались в железном веке, когда повсюду правили зло, насилие, корысть, алчность, попиралась справедливость, в соответствии с позицией, высказанной Гесиодом, человеческое общество имеет регрессивный путь развития, а сам человек не властен изменить трагический ход истории.
Слайд 7ПО КАКОМУ ПУТИ ИДЕТ ОБЩЕСТВО: ПО ПУТИ ПРОГРЕССА ИЛИ РЕГРЕССА? РОБЕР
ТЮРГО (1727-1781).
С достижениями науки, ремесел, расцветом искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано появление теории общественного прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781).
Слайд 8ПО КАКОМУ ПУТИ ИДЕТ ОБЩЕСТВО: ПО ПУТИ ПРОГРЕССА ИЛИ РЕГРЕССА? ОТ
ТОГО, КАКИМ БУДЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС, ЗАВИСИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ О БУДУЩЕМ. В РАЗНЫЕ ЭПОХИ УЧЕНЫЕ И ФИЛОСОФЫ ПО-РАЗНОМУ ОБЪЯСНЯЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ. СУТЬ ГИПОТЕЗЫ, ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМ ИЛИ ИНЫМ МЫСЛИТЕЛЕМ, ВО МНОГОМ ЗАВИСЕЛА ОТ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРИОДА, А ТАКЖЕ ОТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
история представляет собой картину беспрерывного развития, прогресса человеческого разума. Наблюдения за тем, чем человек был, и за тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Направление развития общества и степень его зрелости во многом зависит от сознательной деятельности людей. Сама суть исторического процесса воспринимается Кондорсе как путь социального прогресса, в центре которого - восходящее развитие человеческого разума
Французский философ-просветитель Жан Ангуан Кондорсе (1743-1794)
Слайд 9ГЕГЕЛЬ
Классик немецкой философии Георг Гегель считал общественный прогресс не только принципом
разума, но и движущей силой всех мировых событий.
Слайд 10ПО КАКОМУ ПУТИ ИДЕТ ОБЩЕСТВО: ПО ПУТИ ПРОГРЕССА ИЛИ РЕГРЕССА? ОТ
ТОГО, КАКИМ БУДЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС, ЗАВИСИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ О БУДУЩЕМ. В РАЗНЫЕ ЭПОХИ УЧЕНЫЕ И ФИЛОСОФЫ ПО-РАЗНОМУ ОБЪЯСНЯЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ. СУТЬ ГИПОТЕЗЫ, ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМ ИЛИ ИНЫМ МЫСЛИТЕЛЕМ, ВО МНОГОМ ЗАВИСЕЛА ОТ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРИОДА, А ТАКЖЕ ОТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Эту веру в прогресс восприняли Карл Маркс и его последователи, считавшие, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и совершенствованию самого человека.
Слайд 11ПО КАКОМУ ПУТИ ИДЕТ ОБЩЕСТВО: ПО ПУТИ ПРОГРЕССА ИЛИ РЕГРЕССА? ОТ
ТОГО, КАКИМ БУДЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС, ЗАВИСИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ О БУДУЩЕМ. В РАЗНЫЕ ЭПОХИ УЧЕНЫЕ И ФИЛОСОФЫ ПО-РАЗНОМУ ОБЪЯСНЯЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ. СУТЬ ГИПОТЕЗЫ, ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМ ИЛИ ИНЫМ МЫСЛИТЕЛЕМ, ВО МНОГОМ ЗАВИСЕЛА ОТ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРИОДА, А ТАКЖЕ ОТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер. Ему принадлежит высказывание: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать – значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно, про грессировать могут только человеческие индивидуумы». К. Поппер ввел понятия «социальная технология» и «социальная инженерия», полагая, что жщ истории неподвластен проектированию. Вопросы и заданияк тексту
Слайд 12ПО КАКОМУ ПУТИ ИДЕТ ОБЩЕСТВО: ПО ПУТИ ПРОГРЕССА ИЛИ РЕГРЕССА? ОТ
ТОГО, КАКИМ БУДЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС, ЗАВИСИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ О БУДУЩЕМ. В РАЗНЫЕ ЭПОХИ УЧЕНЫЕ И ФИЛОСОФЫ ПО-РАЗНОМУ ОБЪЯСНЯЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ. СУТЬ ГИПОТЕЗЫ, ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМ ИЛИ ИНЫМ МЫСЛИТЕЛЕМ, ВО МНОГОМ ЗАВИСЕЛА ОТ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРИОДА, А ТАКЖЕ ОТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
20-21 века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. В 20 веке появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи конца истории, глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Ученые и философы вновь обратились к теории Гесиода о регрессивном пути развития общества.
Слайд 13ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯК ТЕКСТУ
Что такое «прогресс»?
Что такое «регресс»?
С кем из мыслителей
вы согласны и почему?
Заполните таблицу:
Мыслители прошлого и настоящего о понимании прогресса и регресса
Слайд 14АРИСТОТЕЛЬ ПЛАТОН
Рассматривали историю как циклический процесс, замкнутый круговорот, проходящий одни и
те же стадии
Слайд 15ГЕСИОД (8-7 ВВ.
ВЕКА ДО Н. Э.)
Рассуждал о стадиях в жизни человеческого
общества. Первой стадией, по его мнению, являлся «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, а в мире царили добро и справедливость. Вторую стадию Гесиод называл «серебряным веком»; он ознаменовал начало падения устоев морали и благочестия, стал переходом к периоду упадка. Так, с разложением нравственных ценностей и крушением идеалов, люди оказались в «железном веке», когда повсюду правили зло, насилие, корысть, алчность, попиралась справедливость. В соответствии с позицией, высказанной Гесиодом, человеческое общество имеет регрессивный путь развития, а сам человек не властен изменить трагический ход истории
Слайд 16ЖАН АНТУАН КОНДОРСЕ (1743-1794
История представляет собой картину беспрерывного развития, прогресса человеческого
разума. Наблюдения за тем, чем человек был, и за тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Направление развития общества и степень его зрелости во многом зависит от сознательной деятельности людей. Сама суть исторического процесса воспринимается Кондорсе как путь социального прогресса, в центре которого - восходящее развитие человеческого разума
Слайд 17ГЕОРГ ГЕГЕЛЬ (1770-1831)
Считал общественный прогресс не только принципом разума, но и
движущей силой всех мировых событий
Слайд 18КАРЛ МАРКС (1818-1883)
Человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства
и совершенствованию самого человека
Слайд 19КАРЛ ПОППЕР (1902-1994)
Говорил о возможности прогресса только для человеческих индивидуумов, но
не для исторического процесса
Слайд 20ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОГРЕССА
Если сделать попытку графически изобразить прогресс человечества, то получится не
восходящая прямая, а ломаная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. В истории разных стран были периоды, когда общественный прогресс замирал, а прогрессивные силы общества подвергались гонениям.
- Разбившись на три творческие группы, продемонстрируйте разные направления общественного прогресса:
Слайд 21
ГРУППА 1: ПЕРЕД ВАМИ СХЕМА 1.
Приведите примеры из отечественной истории, соответствующей
этому графическому рисунку.
Схема 1
Слайд 22ГРУППА 2: ПЕРЕД ВАМИ СХЕМА 2.
Приведите примеры из отечественной истории, соответствующей
этому графическому рисунку.
Схема 2
Слайд 23ГРУППА 3
Перед вами схема 3. Приведите примеры из отечественной истории, соответствующей
этому графическому рисунку.
Слайд 24ВОПРОСЫ К ГРУППАМ:
Какие выводы вы сделали из работы над данными графиками?
(Вывод
о противоречивости общественного прогресса.)
Как вы думаете, почему общественный прогресс противоречив? Другими словами говоря, процесс противоречивости -это объективный процесс? Или его можно избежать?
Покажите на конкретных примерах плюсы и минусы общественного прогресса.
Слайд 25ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС
Вы убедились, что общественный прогресс - это явление крайне
сложное и противоречивое. Нетрудно заметить, что практически любое явление жизни общества имеет оборотную сторону и может быть неоднозначно оценено с позиций общественного прогресса. Являются ли положительными изменения, которые оплачиваются столь высокой ценой, прогрессивными?
Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом?
Слайд 263. КРИТЕРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА
В ходе обсуждения вопроса о неоднозначности общественного прогресса
было высказано предположение, что, рассуждая на эту тему, необходимо для себя выбрать свой собственный взгляд на сущность прогресса. Иначе говоря, необходимо определить критерии прогресса.
Критерии - это те обстоятельства, которые обуславливают существование и развитие какого-либо явления.
Подробнее остановимся на этом.
Слайд 27МЫСЛИТЕЛИ О КРИТЕРИЯХ ПРОГРЕССА
КРИТЕРИИ - ЭТО ТЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ ОБУСЛАВЛИВАЮТ СУЩЕСТВОВАНИЕ
И РАЗВИТИЕ КАКОГО-ЛИБО ЯВЛЕНИЯ.
КАКОЙ КРИТЕРИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА ВАМ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ПРАВИЛЬНЫМ И ПОЧЕМУ?
Слайд 28
4. МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Логика всемирной истории - это
единый процесс поступательного развития человечества. Единство исторического процесса наглядно проявляется с возникновением государств, сменяемых политических устройств, общих воззрений
Слайд 29МНОГООБРАЗИЕ ИСТОРИИ
Но вместе с тем история человечества не сводится к одному
единству. Единство исторического процесса не исключает многообразия. Многообразие истории - это факт очевидный, так как история человечества - это история множества государств и народов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, войн и революций. Развитие любой страны отличается своими историческими и национальными особенностями и происходит в конкретном историческом времени и социальном пространстве. Каждый народ имеет свою культуру, язык, особые природные условия существования. Народы находятся на разных этапах своего развития, что означает неодинаковый уровень их материальной и духовной культуры. Эти факторы определяют разнообразие в жизни народов, многовариантный характер их развития.
Но многообразие осуществляется в рамках всеобщего и единого исторического процесса.
Следовательно, возможны различные варианты решения назревших проблем, т. е. историческая альтернатива.
Многовариантность небеспредельна: она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.
Рассмотрим схему:
Общественное развитие
Слайд 30ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Общественное развитие
Единство исторического процесса
Многообразие путей и форм:
-особенности исторического развития
-особенности культурного
развития
-неодинаковость развития
Слайд 31РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
(ИСТОРИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ)
Различные варианты решения проблем
(исторические альтернативы)
реформа
революция
Возможность выбора
Историческая ответственность
Слайд 32ВОПРОСЫ УРОКА:
-Почему пути и формы общественного развития многообразны?
-В чем вы видите
смысл выражения «единство многообразного общественного развития»?
-выскажите свою точку зрения по поводу революционного и эволюционного путей развития общества. Что, на ваш взгляд, в мировой истории было эффективнее, если говорить о прогрессе, революции или реформе?