Презентация, доклад по обществознанию по теме Общественный прогресс (10 класс)

Содержание

ТЕМА УРОКА: «ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА».Мыслители с древних времен задумывались над вопросом: в каком направлении развивается общество? Можно ли его движение уподобить, например, циклическим изменениям в природе: вслед: летом обязательно должна прийти осень, затем зима, весна и

Слайд 1ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «обществен­ный прогресс»,

«регресс», «многовариантность общественного развития», «историческая альтернатива», «критерий прогресса»; ознакомить с особенностями общественного прогресса, показать многообразие и неравномерность процессов общественного раз­вития, подчеркнуть противоречивость общественного прогресса; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познаватель­ные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-проблема.

ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «обществен­ный прогресс», «регресс», «многовариантность общественного развития», «историческая

Слайд 2ТЕМА УРОКА: «ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА».
Мыслители с древних времен задумывались над вопросом:

в каком направлении развивается общество? Можно ли его движение уподобить, например, циклическим изменениям в природе: вслед: летом обязательно должна прийти осень, затем зима, весна и снова лето? Может быть, по таким же правилам должно развиваться и общество? Период процветания сменяется эпохой упадка, следует возрождение и снова неизбежно наступает благоденствие и этот непрерывный круговорот длится тысячелетиями? Так ли это! Задумаемся вместе над этими проблемами.
Тема урока: «Проблема общественного прогресса». Мы рассмотрим следующие вопросы:
Прогресс и регресс.
Противоречивость прогресса.
Критерии прогресса.
Многообразие путей и форм общественного развития.

ТЕМА УРОКА: «ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА».Мыслители с древних времен задумывались над вопросом: в каком направлении развивается общество? Можно

Слайд 3В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ СЛОЖИЛИСЬ ДВА ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ВОПРОСА О НАПРАВЛЕННОСТИ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ: ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ И ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ







Древнегреческий поэт Гесиод разделил всю историю на пять веков: золотой, серебряный, медный, бронзовый и железный. По Гесиоду, золотой век отличался высокой моралью, но люди развращались, в силу чего каждый последующий век оказывался хуже предыдущего. Самый плохой, самый страшный век - железный, современный Гесиоду, демонстрировал полный упадок нравственности.

Представителем оптимистического подхода был Демокрит, который делил историю на качественно различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому, по его мнению, характеризуется ростом культуры и улучшением жизни людей.

В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ СЛОЖИЛИСЬ ДВА ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ВОПРОСА О НАПРАВЛЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ: ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ И ОПТИМИСТИЧЕСКИЙДревнегреческий поэт

Слайд 4ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС
- Работая с предложенным материалом, ответьте на вопросы и

выполните задания.
Суть понимания прогресса и регресса мыслителями прошлого и настоящего
Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом. Сам термин «прогресс» происходит от латинского , которое означает «движение вперед». Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам структурам.
Известно, что общество находится в непрерывном движении, развитии.

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС - Работая с предложенным материалом, ответьте на вопросы и выполните задания.Суть понимания прогресса и

Слайд 5МЫСЛИТЕЛИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ЗАДУМЫВАЛИСЬ НАД ВОПРОСОМ: В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ РАЗВИВАЕТСЯ

ОБЩЕСТВО?





Древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический процесс, замкнутый круговорот, проходящий одни и те же стадии.

Существует также органическая теория возникновения и развития общества и государства, согласно которой закономерности жизни общества можно сопоставить с жизненными циклами живого существа: организм зарождается из клетки, с течением времени взрослеет, достигает своего расцвета, становится зрелым, затем неизбежно стареет и умирает.

МЫСЛИТЕЛИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ЗАДУМЫВАЛИСЬ НАД ВОПРОСОМ: В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ РАЗВИВАЕТСЯ ОБЩЕСТВО? Древние философы Платон и Аристотель

Слайд 6ГЕСИОД
ГЕСИОД
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ФИЛОСОФ
Древнегреческий поэт Гесиод рассуждал о стадиях в жизни человеческого общества.

Первой стадией, по его мнению, являлся золотой век, когда люди жили легко и беспечно, а в мире царили добро и справедливость. Вторую стадию Гесиод называл серебряным веком; он ознаменовал начало падения устоев морали и благочестия, стал переходом к периоду упадка. Так, с разложением нравственных ценностей и крушени­ем идеалов люди оказались в железном веке, когда повсюду правили зло, насилие, корысть, алчность, попиралась справедливость, в соответствии с позицией, высказанной Гесиодом, человеческое общество имеет рег­рессивный путь развития, а сам человек не властен изменить трагический ход истории.


ГЕСИОДГЕСИОДДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ФИЛОСОФДревнегреческий поэт Гесиод рассуждал о стадиях в жизни человеческого общества. Первой стадией, по его мнению, являлся

Слайд 7ПО КАКОМУ ПУТИ ИДЕТ ОБЩЕСТВО: ПО ПУТИ ПРОГРЕССА ИЛИ РЕГРЕССА? РОБЕР

ТЮРГО (1727-1781).


С достижениями науки, ремесел, расцветом искусств, оживлением об­щественной жизни в эпоху Возрождения связано появление теории общественного прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781).

ПО КАКОМУ ПУТИ ИДЕТ ОБЩЕСТВО: ПО ПУТИ ПРОГРЕССА ИЛИ РЕГРЕССА? РОБЕР ТЮРГО (1727-1781). С достижениями науки, ремесел,

Слайд 8ПО КАКОМУ ПУТИ ИДЕТ ОБЩЕСТВО: ПО ПУТИ ПРОГРЕССА ИЛИ РЕГРЕССА? ОТ

ТОГО, КАКИМ БУДЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС, ЗАВИСИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ О БУДУЩЕМ. В РАЗНЫЕ ЭПОХИ УЧЕНЫЕ И ФИЛОСОФЫ ПО-РАЗНОМУ ОБЪЯСНЯЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ. СУТЬ ГИПОТЕЗЫ, ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМ ИЛИ ИНЫМ МЫСЛИТЕЛЕМ, ВО МНОГОМ ЗАВИСЕЛА ОТ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРИОДА, А ТАКЖЕ ОТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

история представляет собой картину беспрерывного развития, прогресса человеческого разума. Наблюдения за тем, чем человек был, и за тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Направление развития общества и степень его зрелости во многом зависит от сознательной деятельности людей. Сама суть исторического процесса воспринимается Кондорсе как путь социаль­ного прогресса, в центре которого - восходящее развитие человеческого разума

Французский философ-просветитель Жан Ангуан Кондорсе (1743-1794)

ПО КАКОМУ ПУТИ ИДЕТ ОБЩЕСТВО: ПО ПУТИ ПРОГРЕССА ИЛИ РЕГРЕССА? ОТ ТОГО, КАКИМ БУДЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС,

Слайд 9ГЕГЕЛЬ
Классик немецкой философии Георг Гегель считал общественный про­гресс не только принципом

разума, но и движущей силой всех мировых событий.

ГЕГЕЛЬКлассик немецкой философии Георг Гегель считал общественный про­гресс не только принципом разума, но и движущей силой всех

Слайд 10ПО КАКОМУ ПУТИ ИДЕТ ОБЩЕСТВО: ПО ПУТИ ПРОГРЕССА ИЛИ РЕГРЕССА? ОТ

ТОГО, КАКИМ БУДЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС, ЗАВИСИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ О БУДУЩЕМ. В РАЗНЫЕ ЭПОХИ УЧЕНЫЕ И ФИЛОСОФЫ ПО-РАЗНОМУ ОБЪЯСНЯЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ. СУТЬ ГИПОТЕЗЫ, ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМ ИЛИ ИНЫМ МЫСЛИТЕЛЕМ, ВО МНОГОМ ЗАВИСЕЛА ОТ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРИОДА, А ТАКЖЕ ОТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Эту веру в прогресс восприняли Карл Маркс и его последователи, считавшие, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и совершенствованию самого человека.

ПО КАКОМУ ПУТИ ИДЕТ ОБЩЕСТВО: ПО ПУТИ ПРОГРЕССА ИЛИ РЕГРЕССА? ОТ ТОГО, КАКИМ БУДЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС,

Слайд 11ПО КАКОМУ ПУТИ ИДЕТ ОБЩЕСТВО: ПО ПУТИ ПРОГРЕССА ИЛИ РЕГРЕССА? ОТ

ТОГО, КАКИМ БУДЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС, ЗАВИСИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ О БУДУЩЕМ. В РАЗНЫЕ ЭПОХИ УЧЕНЫЕ И ФИЛОСОФЫ ПО-РАЗНОМУ ОБЪЯСНЯЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ. СУТЬ ГИПОТЕЗЫ, ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМ ИЛИ ИНЫМ МЫСЛИТЕЛЕМ, ВО МНОГОМ ЗАВИСЕЛА ОТ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРИОДА, А ТАКЖЕ ОТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер. Ему принадлежит высказывание: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать – значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно, про грессировать могут только человеческие индивидуумы». К. Поппер ввел понятия «социальная технология» и «социальная инженерия», полагая, что жщ истории неподвластен проектированию. Вопросы и заданияк тексту

ПО КАКОМУ ПУТИ ИДЕТ ОБЩЕСТВО: ПО ПУТИ ПРОГРЕССА ИЛИ РЕГРЕССА? ОТ ТОГО, КАКИМ БУДЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС,

Слайд 12ПО КАКОМУ ПУТИ ИДЕТ ОБЩЕСТВО: ПО ПУТИ ПРОГРЕССА ИЛИ РЕГРЕССА? ОТ

ТОГО, КАКИМ БУДЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС, ЗАВИСИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ О БУДУЩЕМ. В РАЗНЫЕ ЭПОХИ УЧЕНЫЕ И ФИЛОСОФЫ ПО-РАЗНОМУ ОБЪЯСНЯЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ. СУТЬ ГИПОТЕЗЫ, ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМ ИЛИ ИНЫМ МЫСЛИТЕЛЕМ, ВО МНОГОМ ЗАВИСЕЛА ОТ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРИОДА, А ТАКЖЕ ОТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

20-21 века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. В 20 веке появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи конца истории, глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Ученые и философы вновь обратились к теории Гесиода о регрессивном пути развития общества.

ПО КАКОМУ ПУТИ ИДЕТ ОБЩЕСТВО: ПО ПУТИ ПРОГРЕССА ИЛИ РЕГРЕССА? ОТ ТОГО, КАКИМ БУДЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС,

Слайд 13ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯК ТЕКСТУ
Что такое «прогресс»?
Что такое «регресс»?
С кем из мыслителей

вы согласны и почему?
Заполните таблицу:
Мыслители прошлого и настоящего о понимании прогресса и регресса

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯК ТЕКСТУЧто такое «прогресс»?Что такое «регресс»?С кем из мыслителей вы согласны и почему?Заполните таблицу:Мыслители прошлого

Слайд 14АРИСТОТЕЛЬ ПЛАТОН


Рассматривали историю как циклический процесс, замкнутый круговорот, проходящий одни и

те же стадии

АРИСТОТЕЛЬ ПЛАТОН Рассматривали историю как циклический процесс, замкнутый круговорот, проходящий одни и те же стадии

Слайд 15ГЕСИОД (8-7 ВВ. ВЕКА ДО Н. Э.)

Рассуждал о стадиях в жизни человеческого

общества. Первой стадией, по его мнению, являлся «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, а в мире царили доб­ро и справедливость. Вторую стадию Гесиод называл «серебряным веком»; он ознаменовал начало падения устоев морали и благочестия, стал переходом к периоду упадка. Так, с разложением нравственных ценностей и крушением идеалов, люди оказались в «железном веке», когда повсюду правили зло, насилие, корысть, алчность, попиралась справедливость. В соответствии с позицией, высказанной Гесиодом, человеческое обще­ство имеет регрессивный путь развития, а сам человек не властен изменить трагический ход истории

ГЕСИОД (8-7 ВВ. ВЕКА ДО Н. Э.) Рассуждал о стадиях в жизни человеческого общества. Первой стадией, по

Слайд 16ЖАН АНТУАН КОНДОРСЕ (1743-1794

История представляет собой картину беспрерывного развития, прогресса человеческого

разума. Наблюдения за тем, чем человек был, и за тем, чем он стал в настоя­щее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти сред­ства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Направление развития общества и степень его зрелости во многом зависит от сознательной деятельности людей. Сама суть исторического процесса воспринимается Кондорсе как путь социального прогресса, в центре которого - восхо­дящее развитие человеческого разума

ЖАН АНТУАН КОНДОРСЕ (1743-1794История представляет собой картину беспрерывного развития, прогресса человеческого разума. Наблюдения за тем, чем человек

Слайд 17ГЕОРГ ГЕГЕЛЬ (1770-1831)


Считал общественный прогресс не только принципом разума, но и

движущей силой всех мировых событий

ГЕОРГ ГЕГЕЛЬ (1770-1831)  Считал общественный прогресс не только принципом разума, но и движущей силой всех мировых

Слайд 18КАРЛ МАРКС (1818-1883)

Человечество идет ко все большему овладению при­родой, развитию производства

и совершенствованию самого человека

КАРЛ МАРКС (1818-1883) Человечество идет ко все большему овладению при­родой, развитию производства и совершенствованию самого человека

Слайд 19КАРЛ ПОППЕР (1902-1994)

Говорил о возможности прогресса только для человече­ских индивидуумов, но

не для исторического процесса

КАРЛ ПОППЕР (1902-1994)  Говорил о возможности прогресса только для человече­ских индивидуумов, но не для исторического процесса

Слайд 20ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОГРЕССА
Если сделать попытку графически изобразить прогресс чело­вечества, то получится не

восходящая прямая, а ломаная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и ги­гантские скачки назад. В истории разных стран были периоды, когда общественный прогресс замирал, а прогрессивные силы общества подвергались гонениям.
- Разбившись на три творческие группы, продемонстрируйте разные направления общественного прогресса:

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОГРЕССАЕсли сделать попытку графически изобразить прогресс чело­вечества, то получится не восходящая прямая, а ломаная линия, отражающая

Слайд 21 ГРУППА 1: ПЕРЕД ВАМИ СХЕМА 1.  
Приведите примеры из отечест­венной истории, соответствующей

этому графическому рисунку.
Схема 1
 


ГРУППА 1: ПЕРЕД ВАМИ СХЕМА 1.   Приведите примеры из отечест­венной истории, соответствующей этому графическому рисунку.Схема

Слайд 22ГРУППА 2: ПЕРЕД ВАМИ СХЕМА 2.
Приведите примеры из отечест­венной истории, соответствующей

этому графическому рисунку.
Схема 2


ГРУППА 2: ПЕРЕД ВАМИ СХЕМА 2. Приведите примеры из отечест­венной истории, соответствующей этому графическому рисунку. Схема 2

Слайд 23ГРУППА 3
Перед вами схема 3. Приведите примеры из отечест­венной истории, соответствующей

этому графическому рисунку.




ГРУППА 3Перед вами схема 3. Приведите примеры из отечест­венной истории, соответствующей этому графическому рисунку.

Слайд 24ВОПРОСЫ К ГРУППАМ:
Какие выводы вы сделали из работы над данными графиками? (Вывод

о противоречивости общественного прогресса.)
Как вы думаете, почему общественный прогресс противоре­чив? Другими словами говоря, процесс противоречивости -это объективный процесс? Или его можно избежать?
Покажите на конкретных примерах плюсы и минусы обще­ственного прогресса.

ВОПРОСЫ К ГРУППАМ:Какие выводы вы сделали из работы над данными графиками? (Вывод о противоречивости общественного прогресса.)Как вы

Слайд 25ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС
Вы убедились, что общественный прогресс - это явление крайне

сложное и противоречивое. Нетрудно заметить, что практически любое явление жизни общества имеет оборот­ную сторону и может быть неоднозначно оценено с позиций общественного прогресса. Являются ли положительными из­менения, которые оплачиваются столь высокой ценой, про­грессивными?
Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом?

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕССВы убедились, что общественный прогресс - это явление  крайне сложное и противоречивое. Нетрудно заметить, что

Слайд 263. КРИТЕРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА
В ходе обсуждения вопроса о неоднозначности общественного прогресса

было высказано предположение, что, рассуждая на эту тему, необходимо для себя выбрать свой собственный взгляд на сущ­ность прогресса. Иначе говоря, необходимо определить критерии прогресса.
Критерии - это те обстоятельства, которые обуславливают су­ществование и развитие какого-либо явления.
Подробнее остановимся на этом.

3. КРИТЕРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА В ходе обсуждения вопроса о неоднозначности общественного прогресса было высказано предположение, что, рассуждая

Слайд 27МЫСЛИТЕЛИ О КРИТЕРИЯХ ПРОГРЕССА КРИТЕРИИ - ЭТО ТЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ ОБУСЛАВЛИВАЮТ СУ­ЩЕСТВОВАНИЕ

И РАЗВИТИЕ КАКОГО-ЛИБО ЯВЛЕНИЯ. КАКОЙ КРИТЕРИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА ВАМ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ПРАВИЛЬНЫМ И ПОЧЕМУ?
МЫСЛИТЕЛИ О КРИТЕРИЯХ ПРОГРЕССА КРИТЕРИИ - ЭТО ТЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ ОБУСЛАВЛИВАЮТ СУ­ЩЕСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАКОГО-ЛИБО ЯВЛЕНИЯ.

Слайд 28 4. МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Логика всемирной истории - это

единый процесс поступатель­ного развития человечества. Единство исторического процесса наглядно проявляется с возникновением государств, сменяемых политических устройств, общих воззрений



4. МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ  Логика всемирной истории - это единый

Слайд 29МНОГООБРАЗИЕ ИСТОРИИ
Но вместе с тем история человечества не сводится к одному

единству. Единство исторического процесса не исключает многооб­разия. Многообразие истории - это факт очевидный, так как история человечества - это история множества государств и народов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, войн и рево­люций. Развитие любой страны отличается своими историческими и национальными особенностями и происходит в конкретном исто­рическом времени и социальном пространстве. Каждый народ имеет свою культуру, язык, особые природные условия существования. Народы находятся на разных этапах своего развития, что означает неодинаковый уровень их материальной и духовной культуры. Эти факторы определяют разнообразие в жизни народов, многовариант­ный характер их развития.
Но многообразие осуществляется в рамках всеобщего и единого исторического процесса.
Следовательно, возможны различные варианты решения назрев­ших проблем, т. е. историческая альтернатива.
Многовариантность небеспредельна: она включена в рамки оп­ределенных тенденций исторического развития.
Рассмотрим схему:
Общественное развитие

МНОГООБРАЗИЕ ИСТОРИИНо вместе с тем история человечества не сводится к одному единству. Единство исторического процесса не исключает

Слайд 30ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Общественное развитие
 

Единство исторического процесса
Многообразие путей и форм:
-особенности исторического развития
-особенности культурного

развития
-неодинаковость развития
ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ Общественное развитие Единство исторического процессаМногообразие путей и форм:-особенности исторического развития-особенности культурного развития-неодинаковость развития

Слайд 31РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ (ИСТОРИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ)
Различные варианты решения проблем
(исторические альтернативы)

реформа
революция
Возможность выбора
Историческая ответственность

РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ (ИСТОРИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ) Различные варианты решения проблем(исторические альтернативы)реформареволюцияВозможность выбораИсторическая ответственность

Слайд 32ВОПРОСЫ УРОКА:
-Почему пути и формы общественного развития многообразны?
-В чем вы видите

смысл выражения «единство многообразного общественного развития»?
-выскажите свою точку зрения по поводу революционного и эволюционного путей развития общества. Что, на ваш взгляд, в мировой истории было эффективнее, если говорить о прогрессе, революции или реформе?

ВОПРОСЫ УРОКА:-Почему пути и формы общественного развития многообразны?-В чем вы видите смысл выражения «единство многообразного общественного развития»?-выскажите

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть