Слайд 1Организация интегрированных уроков обществознания как условие повышения качества образования.
Слайд 2
«Интеграция – система органически связанных учебных дисциплин, построенная по аналогии с
окружающим миром» (О.Т. Гилязова).
Слайд 3Интегрированные уроки
Интеграция (от лат.) – восстановление, восполнение, процесс сближения связи
наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.
Интеграция создает возможность для формирования у учащихся целостной картины взаимосвязанного и взаимозависимого мира, общего восприятия различных сторон жизни.
Понятие «интеграции» в российскую педагогику пришло в 80-е годы, и оно стало обозначать высшую форму межпредметных связей.
Слайд 4Формы учебной интеграции
На основе одинаковых тем
На основе учебных предметов
гуманитарного профиля (история – литература, история – география)
На основе учебных материалов разных классов базовой и профильной школы.
Слайд 5Варианты типов интегрированных уроков
Традиционный урок
Урок – игра
Урок с элементами анализа сопоставления
различных источников(исторических документов, литературных произведений, географических карт, таблиц, схем, статистических данных)
Урок – решение проблемных ситуаций. Например, на стыке темы «Холодная война» в двух курсах истории
Урок – размышление
Урок – дискуссия
Урок – деловая игра
Урок -портрет
Урок - экскурсия
Слайд 6Методика работы
Этапы подготовки и проведения интегрированных уроков:
Аналитический. В первую
очередь необходимо провести сравнительный анализ программ, учебников и пособий по тем школьным курсам, с которыми предполагается осуществить интеграцию. Для уроков по истории это прежде всего такие предметы, как обществознание, всеобщая история, литература, русский язык, география, предметы эстетического цикла.
Установочный. Необходимо произвести отбор материала к уроку, предварительно скорректировать его тему.
Предварительный. На этом этапе учителя-предметники должны сформировать группы консультантов, состоящие из наиболее сильных школьников.
Подготовительный этап. Определение цели, задачи урока обосновывается необходимость интеграции с другими школьными предметами, составляется план-конспект урока. Учащиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио-видеоматериалы, получают индивидуальные задания.
Основной этап Организация и проведение урока в рамках предложенных типов
Заключительный этап. Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока. Намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме. Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.
Слайд 7Задачи, которые возможно решить в рамках интегрированного урока:
► повышение мотивации учебной
деятельности за счёт нестандартной формы урока
► организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез
► показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач
Слайд 8Признаки интегрированного урока
1. Специальная организация урока, объединяющая разные предметы общей целью.
Признаки
интегрированного урока
Слайд 9Признаки интегрированного урока
2. Цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена для:
А)
более глубокого проникновения в суть изучаемой темы
Б) повышения интереса учащихся к предмету
В) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов.
3. Широкое использование знаний из разных дисциплин, т.е. углублённое осуществление межпредметных связей.
Слайд 10
К трудностям проведения интегрированного занятия можно отнести:
сложность отбора учебного материала;
подробное
структурирование занятия;
проблема личной совместимости педагогов;
общий подход к оценке знаний и умений учащихся;
согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
Слайд 11● Тип урока: урок формирования новых знаний
урок-путешествие
урок-исследование
урок-инсценировка
проблемный
урок
Цель : организация работы по усвоению понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.
Слайд 12● Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.
урок-практикум
Цель : выработать
у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.
● Тип урока: применение знаний на практике.
урок защиты проекта
Цель : применение знаний на практике.
● Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления знаний.
урок-игра (викторина, конкурс и др.)
.
Слайд 13Урок : Закон Энгеля.
Форма : практикум.
Оборудование : мультимедийный проектор, раздаточный
материал (карточки с данными социологического опроса).
Проблема : установить зависимость качества потребления от уровня доходов.
Подготовительный этап : данные для урока учащиеся собирали у своих родителей заранее. Для объективности данных опрашивали представителей разных социальных и профессиональных групп.
Слайд 14Анализ : На уроке осуществлялась группировка данных по критериям : месячный
доход, расходы на 5 групп товаров (питание, бытовые товары, услуги, образование, прочее).
Процентизация данных.
Наглядность данных : для наглядности выводов на основе полученных данных каждая группа учащихся (по выбору) делала гистограммы, графики диаграммы.
Слайд 16 Урок : Жизнь в мифологической, философской и научной картинах мира.
Форма
: проблемный урок
Оборудование : мультимедийный проектор, раздаточный материал, таблицы, презентация.
Цель : показать диалектический характер процесса познания через рассмотрение понятия жизни в мифологической, философской, научной картинах мира.
Подготовительный этап : групповая работа дома по теме «Мифологические сюжеты о происхождение жизни у разных народов».
Слайд 21Декабристы
В
Сибири
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш скорбный труд
И
дум высокое стремленье.
Слайд 22Трудами декабристов прирастала к России Сибирь с её несметными богатствами. Они
изучали историю края, составляли географические карты Восточной Сибири, занимались разведкой полезных ископаемых, внедряли передовую агрокультуру, просвещали сибиряков, совершенствовали государственную машину управления. Декабристы создали особый нравственный тип русского человека. «Рыцари свободы» остались в людской памяти как «апостолы добра». Девизом декабристов стали слова: «Призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили».
Слайд 23Декабристы внесли большой вклад в изучение географии Сибири
2. Стало развиваться сельское
хозяйство
3. Декабристы способствовали просвещению жителей этого края
Совершенствовали институт государственной службы. В 40-50-х годах декабристам разрешили вернуться на государственную службу. Поступив на службу, декабристы использовали все возможности для социальной защиты населения, борьбы с казнокрадством и взяточничеством
Слайд 24Сибирь ковала характер декабристов. Среди декабристов много было людей деятельных, творческих.
Один из них -Николай Бестужев. Товарищи говорили о нём, что это золотая голова, золотые руки, золотое сердце. Н. Бестужев изобрел специальную печь, использующую мало дров, экипаж для езды по горам – «бестужевку», тюремную азбуку для перестукивания с соседней камерой. Н.Бестужев создал галерею художественных образов, написал портреты своих товарищей.
Слайд 25Неизвестный художник-декабрист.
Вид Тобольска. 1830-е гг.
Слайд 27Камера Волконских,
выделенная им в
Петровском заводе
Камера семьи Розен
в Петровском заводе
Слайд 30Камера Ф.Б.Вольфа в Петровском заводе
худ.К.П.Мазер
Слайд 31Памятники
Муравьёву и Вольфу
Надгробия декабристов
в Тобольске
Слайд 32 Знания становятся системными. Повышается уровень знаний по предмету, который проявляется
в глубине усваиваемых понятий, закономерностей, за счёт их многогранной интеграции с использованием сведений интегрируемых наук.
Результаты интегрированного обучения:
Слайд 33 Умения становятся обоб-щёнными, способствующими комплексному применению знаний, их синтезу, что
лежит в основе творческого подхода к научной и художественной деятельности человека в современных условиях.
Слайд 34 Изменяется уровень интел-лектуальной деятельности, обеспечиваемый рассмотрением учебного материала с позиций
ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами.
Слайд 35 Происходит эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении произведений искусства, литературы;
резуль-татом становится сама творческая деятельность учащихся (их собственные рисунки,проеты, презентации),являющаяся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Слайд 36
Наблюдается рост познавательного интереса учащихся, который проявляется в желании активной
и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.
Слайд 37Выводы:
В результате использования интегрированного обучения происходит развитие ключевых компетенций учащихся.
1. Предметные
компетенции:
знания и умения, полученные на разных спецпредметах;
развитие способностей к осмысливанию и оцениванию ситуаций, возникающих в процессе работы.
2. Межпредметные компетенции:
информационная, т.е. умение обрабатывать полученную информацию и применять её на практике.
3. Личностные компетенции:
формирование критического отношения к своему опыту;
осознание собственных стереотипов и готовность к их смене в случае необходимости;
умение работать в коллективе;
умение самостоятельно получать знания и умения;
коммуникативные.
Слайд 38Используемая литература
Борисова, Н. В. Терминологическое пространство образовательных технологий. Справочное издание /
Н. В.Борисова, В. П. Бугрин . - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.-364 с.
Воронина, Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина.- М.: АМО, 2008.-147с.
Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е.А. Глинская, С.В. Титова. – 3-е изд. – Тула: Инфо, 2007. - 44 с.
Горберг, Г.С. Информационные технологии / Г.С. Горберг, А.В. Зафиевский, А. А. Короткин. - М.: Академия, 2004. – 231 с.
Данилюк, Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система /Д.Я. Данилюк //Педагогика. - 2007. - № 4. - С. 24-28.
Качалова Л.П., Телеева Е.В., Качалов Д.В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Шадринск: ШГПИ, 2001. – 220 с.
Дик, Ю.И. Интеграция учебных предметов / Ю.И. Дик //Современная педагогика. - 2008. - № 9. - С. 42-47
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.