Презентация, доклад по обществознанию Научное познание (10 класс)

Содержание

Познание – вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире.Познание – отражение и воспроизведение действительности в мышлении человека, результатом которого являются знания о мире, процесс поиска истины.Знания – результат познания, верное отражение

Слайд 1Познание – это путь, который проходит каждый из нас.
«Орешек знаний тверд,


Но все же мы не привыкли отступать…»
Познание  – это путь, который проходит каждый из нас.«Орешек знаний тверд, Но все же мы не

Слайд 2
Познание – вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание

об окружающем мире.
Познание – отражение и воспроизведение действительности в мышлении человека, результатом которого являются знания о мире, процесс поиска истины.
Знания –
результат познания, верное отражение действительности в сознании человека; информация о мире.

Что такое познание

Познание – вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире.Познание – отражение и

Слайд 3Субъект познания
Объект познания
Процесс познания
Весь
окружающий
мир:
Природа
Общество
Человек
Познаваемый
предмет
Все
общество
Познающий
человек,
наделенный
волей


и сознанием
или
коллектив

Результат

Знание









Субъект познанияОбъект познанияПроцесс познанияВесь окружающий мир:ПриродаОбществоЧеловекПознаваемый предметВсе обществоПознающий человек, наделенный волей и сознанием или коллективРезультат Знание

Слайд 4«Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое – мысли»

Демокрит (греческий философ)




«Есть два вида познания:  одно посредством чувств,  другое – мысли»

Слайд 5Формы познания: чувственное и рациональное
Уровни познания
Чувственное
Рациональное
Ощущение

Восприятие

Представление
Понятие

Суждение



Умозаключение

Формы

Формы

Формы познания:  чувственное и рациональноеУровни познанияЧувственное Рациональное ОщущениеВосприятие Представление Понятие Суждение Умозаключение Формы Формы

Слайд 8ВИДЫ ЗНАНИЙ

Обыденно-житейское
Мифологическое
Религиозное
Паранаучное
Художественное
Социальное познание
Самопознание



ВИДЫ ЗНАНИЙОбыденно-житейскоеМифологическоеРелигиозноеПаранаучноеХудожественноеСоциальное познаниеСамопознание

Слайд 9«…мы, ученые, всегда должны помнить, что весь опыт базируется на чувствах.

Теоретик, погрязший в своих формулах, забывший о явлениях, которые он собирался объяснить, - это уже не настоящий ученый – физик или химик; а если своими книгами он загораживается от красоты и разнообразия природы, то для меня он жалкий глупец. Ныне мы достигли разумного равновесия между экспериментом и теорией, между чувственной и интеллектуальной реальностью. И мы должны следить за тем, чтобы такое равновесие сохранилось».

«…мы, ученые, всегда должны помнить, что весь опыт базируется на чувствах. Теоретик, погрязший в своих формулах, забывший

Слайд 10Понятие научного познания.
Особенности научного познания.
Уровни научного познания.
Методы научного познания.
План

урока
Понятие научного познания.Особенности научного познания.Уровни научного познания. Методы научного познания. План урока

Слайд 11Особенности научного познания
Стремление к объективности.
Доказуемость .
Проверяемость
Взаимосвязь и системность научных знаний.

Наука имеет специальный язык.
Направленность научных знаний на будущее.
Особенности научного познанияСтремление к объективности.Доказуемость .Проверяемость Взаимосвязь и системность научных знаний. Наука имеет специальный язык. Направленность научных

Слайд 12Уровни научного познания
Эмпирический
Теоретический
Формы научного знания
Научный факт
Проблема
Эмпирический
закон
Гипотеза
Теория
Методы научного познания
Наблюдение
Эксперимент
измерение
классификация описание сравнение
Анализ

и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование
Уровни научного познанияЭмпирическийТеоретическийФормы научного знанияНаучный фактПроблемаЭмпирическийзаконГипотезаТеорияМетоды научного познанияНаблюдениеЭксперимент измерениеклассификация описание сравнениеАнализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия,

Слайд 13?

Тео­ре­ма Пи­фа­го­ра — одна из ос­но­во­по­ла­га­ю­щих тео­рем Ев­кли­до­вой гео­мет­рии, уста­нав­ли­ва­ю­щая

со­от­но­ше­ние между сто­ро­на­ми пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка.
По каким ос­но­ва­ни­ям её можно счи­тать на­уч­ным зна­ни­ем?
За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) Её от­кры­тие про­изо­шло на ос­но­ве на­блю­де­ний.
2) Её ис­тин­ность была уста­нов­ле­на путём обоб­ще­ния на­род­ной муд­ро­сти.
3) Для её опи­са­ния ис­поль­зо­ван метод тео­ре­ти­че­ско­го объ­яс­не­ния.
4) Она из­ло­же­на спе­ци­аль­ным язы­ком ма­те­ма­ти­ки.
5) Она слож­на для са­мо­сто­я­тель­но­го изу­че­ния.
6) Для под­твер­жде­ния её ис­тин­но­сти пред­ло­же­но до­ка­за­тель­ство, опи­ра­ю­ще­е­ся на опыт­но уста­нов­лен­ные дан­ные.

? Тео­ре­ма Пи­фа­го­ра — одна из ос­но­во­по­ла­га­ю­щих тео­рем Ев­кли­до­вой гео­мет­рии, уста­нав­ли­ва­ю­щая со­от­но­ше­ние между сто­ро­на­ми пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка.

Слайд 14Уровни научного познания

Уровни научного познания

Слайд 15Уровни научного познания

Уровни научного познания

Слайд 16




анализ
синтез


сравнение

абстрагирование

обобщение
разложение целого на части
объединение частей в единое целое
сопоставление
ряда явлений и
предметов

для
выявления у них
общего или
различий

формирование образов
реальности посредством
отвлечения и пополнения

переход от единичного к общему

Основные мыслительные операции

анализсинтезсравнениеабстрагированиеобобщениеразложение целого на частиобъединение частей в единое целоесопоставление ряда явлений ипредметов длявыявления у нихобщего илиразличийформирование образовреальности посредствомотвлечения

Слайд 17Уровни научного познания

Уровни научного познания

Слайд 18Физминутка эксперимент
Сплетите пальцы рук в замок Если вверху остался большой палец

левой руки, то напишите на листе бумаги букву «Л». Если большой палец правой руки — «П». Представьте, что целитесь в дальнюю мишень, например: край доски. Прицельтесь и смотрите обоими глазами, затем закройте правый глаз, потом только левый. Тот глаз, который видит мишень на прежнем месте и является доминирующим.
Прицельтесь одним глазом. Если вы смотрите при этом левым глазом, а правый прищуриваете, то напишите букву «Л», если наоборот — «П». Сложите руки на груди. Примите позу Наполеона Если кисть левой руки будет лежать сверху, то напишите «Л», если правой руки, то «П». Похлопайте себе в ладоши Если активнее при этом левая ладонь, то ставьте букву «Л», если правая, то «П».
Если у вас получилось больше букв «П», то доминирует левое полушарие (так как левая сторона отвечает на правое полушарие, а правая — на левое). Если у вас больше "Л",то у вас лучше работает правое полушарие.

Физминутка эксперимент Сплетите пальцы рук в замок Если вверху остался большой палец левой руки, то напишите на

Слайд 19ПППП — вы 100% правша. В жизни ориентируетесь на стереотипы. Консервативны

, неконфликтны.
ПППЛ— ваша яркая черта — нерешительность.
ППЛП — вас отличает артистизм, вы умеете кокетничать, шутить. Решительный человек.
ППЛЛ — мягкий характер, отличное чувство юмора, стремление к развитию.
ПЛПП — аналитический склад ума. Свойственна мягкость в общении, осторожность, холодность, неторопливость.
ПЛПЛ — редкое сочетание. Подверженность влиянию людей, беззащитность.
ЛППП — общительность, дружелюбие, коммуникабельность, эмоциональность, подверженность влиянию окружающих людей. Не достает настойчивости и упорства.
ЛППЛ — наивность, доверчивость, отзывчивость, мягкость и умение идти на компромисс.
ЛЛПП — проста, дружелюбие, склонность к самоанализу, разбросанность в интересах.
ЛЛПЛ — простодушие, щедрость, склонность к самопожертвованию.
ЛЛЛП — активность, энергичность, уверенность, решительность.
ЛЛЛЛ — 100% левша. Нестандартное мышление, креативность, ярко выраженные творческие способности, выраженный индивидуализм, эгоизм.
ЛПЛП — сильный тип характера. Упорство, настойчивость, решительность. Человеку сложно уступать и он почти никогда не меняет своего решения и точки зрения.
ЛПЛЛ — сложно заводить друзей, любовь к одиночеству, склонность к самоанализу, решительность, сила духа.
ПЛЛП — легкий характер, умение все решить мирными путем, бесконфликтность, общительность и большой разброс в интересах.
ПЛЛЛ — стремление к независимости, непостоянство, самостоятельность.
 

ПППП — вы 100% правша. В жизни ориентируетесь на стереотипы. Консервативны , неконфликтны.ПППЛ— ваша яркая черта —

Слайд 20Познавательная задача №1
Как-то Альберт Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию.

Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор обсерватории пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», - сказала супруга ученого.
Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них.

АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН (1879-1955) – НЕМЕЦКИЙ ФИЗИК ,
СОЗДАТЕЛЬ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ.

Познавательная задача №1Как-то Альберт Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5

Слайд 21
задача №2.
Из­вест­ный кон­струк­тор же­лез­но­до­рож­ных мо­стов Брант долго искал ре­ше­ние за­да­чи

— пе­ре­бро­сить мост через до­ста­точ­но ши­ро­кую и чрез­вы­чай­но глу­бо­кую про­пасть. О воз­ве­де­нии опор на дне про­па­сти или по её краям не могло быть и речи. Из­му­чен­ный тщет­ны­ми по­ис­ка­ми ре­ше­ния, он вышел во двор по­ды­шать све­жим воз­ду­хом. Была осень, и в воз­ду­хе но­си­лись тон­кие осен­ние па­у­тин­ки. Одна из них при­лип­ла на лицо изоб­ре­та­те­ля. Не пе­ре­ста­вая ду­мать о своей за­да­че, он ма­ши­наль­но стал сни­мать проч­но за­це­пив­шу­ю­ся и при­лип­шую к щеке па­у­тин­ку. И тут вне­зап­но мельк­ну­ла мысль: если паук спо­со­бен пе­ре­ки­нуть па­у­тин­ку-мост через глу­бо­кую и ши­ро­кую для него про­пасть, то по­сред­ством по­доб­ных же тон­ких нитей, не­из­ме­ри­мо более проч­ных (сталь­ных), че­ло­век мог бы пе­ре­бро­сить мост через про­пасть?
О каком уров­не на­уч­но­го по­зна­ния идёт речь в дан­ном от­рыв­ке?
Какие формы на­уч­но­го по­зна­ния опи­са­ны в тек­сте?
Пе­ре­чис­ли­те два ме­то­да
на­уч­но­го по­зна­ния,
ис­поль­зу­е­мые Бран­том

задача №2. Из­вест­ный кон­струк­тор же­лез­но­до­рож­ных мо­стов Брант долго искал ре­ше­ние за­да­чи — пе­ре­бро­сить мост через до­ста­точ­но ши­ро­кую

Слайд 22
задача №3.
Из­вест­ный мо­ре­пла­ва­тель Ма­гел­лан искал крат­чай­ший путь в Индию. Он

поль­зо­вал­ся кар­той, где был ука­зан про­лив, со­еди­ня­ю­щий Ат­лан­ти­че­ский и Тихий оке­а­ны. Од­на­ко в от­ме­чен­ном на карте месте Ма­гел­лан про­ли­ва не об­на­ру­жил. Тогда он, изу­чив опи­са­ния, со­став­лен­ные пред­ше­ствен­ни­ка­ми, пред­по­ло­жил, что этот про­лив дол­жен быть южнее. Он ис­сле­до­вал каж­дую бухту, каж­дый залив – и об­на­ру­жил про­лив между ма­те­ри­ком и ар­хи­пела­гом Ог­нен­ная Земля.
О каких уров­нях на­уч­но­го по­зна­ния идёт речь в дан­ном от­рыв­ке? Ука­жи­те формы зна­ния в каж­дом из них.
Пе­ре­чис­ли­те три ме­то­да
на­уч­но­го по­зна­ния,
ис­поль­зу­е­мые
Ма­гел­ла­ном.

задача №3. Из­вест­ный мо­ре­пла­ва­тель Ма­гел­лан искал крат­чай­ший путь в Индию. Он поль­зо­вал­ся кар­той, где был ука­зан про­лив,

Слайд 23?

Проверим себя?
Укажи­те в при­ве­ден­ном пе­реч­не эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния
1) Уче­ные-вул­ка­но­ло­ги

на­блю­да­ют за ак­тив­но­стью вул­ка­на Этна
2) Уче­ные-ис­то­ри­ки вы­дви­ну­ли ги­по­те­зу про­ис­хож­де­ния на­зва­ния «Русь» от при­бал­тий­ско­го пле­ме­ни ругов.
3) Эко­но­ми­сты тео­ре­ти­че­ски обос­но­ва­ли пер­спек­ти­вы раз­ви­тия гло­баль­ной эко­но­ми­ки.
4) Эко­ло­ги про­ве­ли при по­мо­щи спе­ци­аль­но­го зонда замер про­зрач­но­сти вод озера Бай­кал.
5) Опыт­но-экс­пе­ри­мен­таль­ным путем спе­ци­а­ли­сты в об­ла­сти ген­ной ин­же­не­рии вы­яви­ли ген, спо­соб­ству­ю­щий за­бо­ле­ва­нию раком.

? Проверим себя?Укажи­те в при­ве­ден­ном пе­реч­не эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния1) Уче­ные-вул­ка­но­ло­ги на­блю­да­ют за ак­тив­но­стью вул­ка­на Этна2) Уче­ные-ис­то­ри­ки

Слайд 24?

Учёный био­лог Пет­ров изу­ча­ет роль ядо­ви­тых гри­бов в жизни леса.

Вы­бе­ри­те из при­ведённого пе­реч­ня эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния, ис­поль­зу­е­мые Пет­ро­вым.
1) Вы­дви­нул ги­по­те­зу о за­щит­ных функ­ци­ях ядо­ви­тых гри­бов по от­но­ше­нию к не­ко­то­рым видам рас­те­ний.
2) Уста­но­вил в ла­бо­ра­то­рии хи­ми­че­ский со­став не­сколь­ких видов ядо­ви­тых гри­бов Под­мос­ко­вья.
3) Из­го­то­вил мо­дель раз­ви­тия гриб­ни­цы в раз­лич­ных при­род­ных усло­ви­ях.
4) Под­го­то­вил спи­сок ос­нов­ной ли­те­ра­ту­ры по изу­ча­е­мой про­бле­ме.
5) Под­го­то­вил ил­лю­стри­ро­ван­ный атлас с опи­са­ни­ем наи­бо­лее рас­про­странённых видов ядо­ви­тых гри­бов.
6) За­фик­си­ро­вал с по­мо­щью ви­део­за­пи­си ареал рас­про­стра­не­ния ос­нов­ных видов ядо­ви­тых гри­бов Под­мос­ко­вья.

Проверим себя?

? Учёный био­лог Пет­ров изу­ча­ет роль ядо­ви­тых гри­бов в жизни леса. Вы­бе­ри­те из при­ведённого пе­реч­ня эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды

Слайд 25
Уче­ник вы­пол­нял про­ект по био­ло­гии. Какие при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что

он ис­поль­зо­вал теоретические ме­то­ды по­зна­ния?
1) раз­ра­бо­тал мо­дель эко­си­сте­мы
2) про­во­дил на­блю­де­ния в по­ле­вых усло­ви­ях
3) изу­чил ли­те­ра­ту­ру по про­бле­ме ис­сле­до­ва­ния
4) ис­поль­зо­вал школь­ную ла­бо­ра­то­рию для про­ве­де­ния опы­тов
5) перед на­ча­лом ис­сле­до­ва­ния вы­дви­нул ра­бо­чую ги­по­те­зу, ко­то­рая по­лу­чи­ла под­твер­жде­ние
6) опи­сал ряд слу­ча­ев, до этого не фи­гу­ри­ро­вав­ших в ли­те­ра­ту­ре

Проверим себя?

Уче­ник вы­пол­нял про­ект по био­ло­гии. Какие при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что он ис­поль­зо­вал теоретические ме­то­ды по­зна­ния? 1)

Слайд 26Научное познание
- связано с рациональным мышлением, основано на законах логики;
- объективность

добываемого знания;
- системность знаний;
- выражается в форме отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, формул, графиков, схем;
- доказательность, опытная проверяемость полученных знаний;
- достоверное обобщение полученных фактов.
Научное познание- связано с рациональным мышлением, основано на законах логики;- объективность добываемого знания;- системность знаний;- выражается в

Слайд 27?

Верны ли следующие суждения ?
1. На­уч­ное по­зна­ние от­ли­ча­ет­ся от обы­ден­но­го стрем­ле­ни­ем

к мак­си­маль­ной объ­ек­тив­но­сти в опи­са­нии изу­ча­е­мых пред­ме­тов и яв­ле­ний.
2. На­уч­ное по­зна­ние от­ли­ча­ет­ся от обы­ден­но­го осо­бым язы­ком, ис­поль­зу­е­мым для опи­са­ния изу­ча­е­мых пред­ме­тов и яв­ле­ний.
3. На­уч­ное по­зна­ние пред­по­ла­га­ет про­вер­ку и пе­ре­про­вер­ку ис­тин­но­сти по­лу­ча­е­мых вы­во­дов.
4. На­уч­ное по­зна­ние все­гда про­те­ка­ет не­за­ви­си­мо от чув­ствен­но­го опыта.
5. Для чув­ствен­ной сту­пе­ни по­зна­ния ха­рак­тер­на фик­са­ция сущ­ност­ных свойств и ка­честв пред­ме­та в по­ня­ти­ях.
6. Фор­му­ли­ро­ва­ние вы­во­дов и умо­за­клю­че­ний на ос­но­ве име­ю­щих­ся суж­де­ний от­ли­ча­ет ра­ци­о­наль­ную (ло­ги­че­скую) сту­пень по­зна­ния.
7. Толь­ко бла­го­да­ря ор­га­нам чувств че­ло­век овла­де­ва­ет ис­тин­ны­ми зна­ни­я­ми.
8.Любая со­во­куп­ность тех или иных взгля­дов — тео­рия.
9. Тео­рия все­гда пред­по­ла­га­ет ло­ги­че­ски по­стро­ен­ную си­сте­му вза­и­мо­свя­зан­ных утвер­жде­ний.

? Верны ли следующие суждения ?1. На­уч­ное по­зна­ние от­ли­ча­ет­ся от обы­ден­но­го стрем­ле­ни­ем к мак­си­маль­ной объ­ек­тив­но­сти в опи­са­нии изу­ча­е­мых

Слайд 29Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки
1- эм­пи­ри­че­ско­го и
2-теоретического уров­ня на­уч­но­го

по­зна­ния.

1) не­по­сред­ствен­ное на­блю­де­ние от­дель­ных фак­тов и яв­ле­ний
2) вы­дви­же­ние и обос­но­ва­ние ги­по­тез
3) фик­са­ция обоб­ще­ний в виде за­ко­нов
4) по­лу­че­ние ко­ли­че­ствен­ных дан­ных об изу­ча­е­мом объ­ек­те
5) раз­ра­бот­ка на­уч­ных тео­рий
6) объ­яс­не­ние су­ще­ству­ю­щих вза­и­мо­свя­зей
7) про­ве­де­ние на­уч­но­го экс­пе­ри­мен­та
8) со­зда­ние ло­ги­че­ской мо­де­ли изу­ча­е­мо­го объ­ек­та
9) про­ве­де­ние кон­троль­ных из­ме­ре­ний
10) опи­са­ние изу­ча­е­мых яв­ле­ний
Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки1- эм­пи­ри­че­ско­го и 2-теоретического уров­ня на­уч­но­го по­зна­ния. 1) не­по­сред­ствен­ное на­блю­де­ние от­дель­ных фак­тов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть