Слайд 1Доклад на тему:
«Технология уровневой дифференциации»
Выполнила преподаватель
ГБПОУ РО ПАПТ
Процикова Е.В.
Слайд 2Дифференциация
в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные
части, формы, ступени.
Слайд 3Дифференцированное обучение - это такая система обучения, при которой у каждого
обучающегося есть возможность овладевать определенным минимумом подготовки, которая помогает ему адаптироваться в изменчивых жизненных ситуациях.
Слайд 4Цели:
повышать учебную мотивацию и развивать познавательные интересы;
обучать всех студентов с
учетом их возможностей;
развивать личностные качества: ответственность, самостоятельность, творческие способности, трудолюбие, адекватную самооценку.
Слайд 5Данная технология более всего оправдана в рамках изучения общеобразовательных дисциплин и
позволяет готовить обучающихся к профильному получению знаний на последующих курсах.
Слайд 7Различают понятия “внутренней” и “внешней” дифференциации
Слайд 8Внутренняя дифференциация - личностно-ориентированное обучение, которое достигается в основном за счет педагогических
технологий
Слайд 9Внешняя дифференциация
– объединение обучающихся в учебные группы происходит в зависимости
от индивидуальных признаков
Слайд 10Процесс образования должен быть дифференцированным с учётом природных задатков и способностей
обучающихся
Слайд 11Результаты исследования интеллектуальной лабильности среди студентов 1 курса
в 2018-2019 учебном
году. Группа 1М
где: 1 – средний уровень;
2 – низкий уровень;
3 – мало успешен в УД
Слайд 12Результаты исследования интеллектуальной лабильности среди студентов 1 курса
в 2018-2019 учебном
году. Группа 1В
где: 1 – средний уровень;
2 – мало успешен в УД
Слайд 13Результаты исследования интеллектуальной лабильности среди студентов 1 курса
в 2018-2019 учебном
году. Группа 1А
где:
1 - средний уровень;
2 - низкий уровень;
3 - мало успешен в УД
Слайд 14Результаты исследования интеллектуальной лабильности среди студентов 1 курса
в 2018-2019 учебном
году. Группа 1Б
где:
1 – хорошие
способности;
2- средний уровень
Слайд 15Результаты исследования интеллектуальной лабильности среди студентов 1 курса
в 2018-2019 учебном
году. Группа 1Э
где:
1 - хорошая лабильность;
2 - средний уровень;
3 - низкий уровень,
проблемы в обучении;
4 - мало успешны в УД
Слайд 16Проблемы, стоящие перед преподавателем:
каким образом построить обучение, чтобы студент с низким
уровнем подготовки чувствовал себя более комфортно, чтобы знания были доступны ему, а обучающийся с высоким уровнем подготовки «не топтался» на месте, а изучал материал более углублённо?
где взять готовый разноуровневый практический и дидактический материал?
Слайд 17Что снижает интерес к обучению?
повышенная требовательность педагога;
непосильные задания;
отсутствие знаний;
серьёзные отставания
по изучаемой дисциплине вследствие пропусков занятий;
Слайд 18Внедрение элементов технологии уровневой дифференциации на учебных занятиях необходимо по ряду
причин:
различие интересов студентов;
различие уровня умственного развития - репродуктивный, конструктивный, творческий;
различие личностно-психологических факторов - зависит от типа мышления, характера, темперамента;
преобладание объяснительно-иллюстративного способа обучения;
фронтальные формы обучения;
низкий уровень познавательной самостоятельности обучающихся;
низкий уровень мотивации обучения вообще.
Слайд 19С чего начинать работу по внедрению дифференцированного подхода в образовательный процесс?
обосновать
распределение времени на учебном занятии на самостоятельную работу, работу в диалоге, в группе;
выявить место разноуровневых занятий в целостном учебном процессе;
выявить условия повышения эффективности обучения и развития обучающихся;
разработать методические рекомендации по использованию технологии дифференцированного обучения.
Слайд 21Дифференцированный подход к студентам обеспечивает успех в обучении, что ведет к
пробуждению интереса к дисциплине, желанию получать новые знания, развитию способностей студентов.
Слайд 22Урок изучения нового материала (ИПЗНЗ)
первый этап - объяснительно-иллюстративный
второй этап -
эвристический
третий этап - исследовательская работа, творческое применение знаний
Слайд 23Урок обобщения и систематизации
знаний (ОСЗ)
обучающиеся формируют и отрабатывают навыки
и умения по определенной теме;
предлагаются задания трех уровней;
задания выполняются начиная с первого уровня по образцу
Слайд 24Урок проверки ЗУН (ПОКЗУН)
Студентам предлагаются карточки с
разноуровневыми заданиями или тестами.
Обычно это трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется обучающемуся).
Слайд 25Первый уровень
- минимальный (группа «А»)
Выполнение заданий такого уровня основано на
памяти обучающихся. За выполнение такого задания они получают оценку "3".
Пробудить интерес к учебной дисциплине путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Слайд 26Второй уровень
- общий (группа «Б»)
Задания требуют мыслительных операций. За выполнение такого
задания они получают отметку "4", данный уровень овладения материалом (уровень понимания).
Развивать устойчивый интерес к дисциплине.
Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Слайд 27Третий уровень
- продвинутый (группа «С»)
Почти в каждой учебной группе есть
студенты, которые, интересуясь учебной дисциплиной, знают больше остальных. Выполнение заданий оценивается здесь на "5".
Развивать устойчивый интерес к учебной дисциплине.
Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения обучающихся.
Слайд 28Задания по обществознанию на тему «Индивид, индивидуальность, личность»
*Индивид – отдельный представитель
вида homo sapiens. По каким признакам индивиды различаются между собой?
**Что такое индивид? Дайте определение.
***Перечислите, по каким морфологическим особенностям и психологическим свойствам индивиды отличаются друг от друга? Приведите примеры.
Слайд 29Рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода
Общее для всей группы задание
с предложением системы дополнительных заданий по возрастающей степени трудности.
Индивидуальные дифференцированные задания.
Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки обучающихся (вариант определяет педагог).
Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий по возрастающей сложности.
Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
Слайд 30Дифференцированный подход к обучающимся – это целенаправленное отношение педагога к студентам
с учетом их типологических особенностей, проявляющееся в дифференциации заданий на различных этапах урока
Слайд 31Сущность дифференцированного обучения и воспитания состоит в оказании психологической и методической
помощи обучающимся в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности, то есть могли эффективно усваивать учебную информацию
Слайд 32Технология уровневой дифференциации на уроке позволяет педагогу не только отшлифовывать, но
и углублять знания, умения и навыки.
Слайд 33 Технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения, позволяют педагогу
доводить уровень подготовки слабых детей до уровня средней группы, повышать степень их самостоятельности, а также способствуют повышению познавательного интереса обучающихся к образовательной деятельности.
Слайд 34 Положительные аспекты Отрицательные аспекты
Исключаются неоправданные и нецелесообразные
для общества уравниловка и усреднение детей.
У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.
Отсутствие в учебной группе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.
Появляется возможность более эффективно работать с трудными подростками, плохо адаптирующимися к общественным нормам.
Деление детей по уровню развития негуманно.
Высвечивается социально-экономическое неравенство.
Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.
Перевод в слабые группы воспринимается подростками как унижение их достоинства.
Слайд 35Положительные аспекты Отрицательные аспекты
Реализуется желание сильных обучающихся быстрее
и глубже продвигаться в образовании.
Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Повышается уровень мотивации обучения в сильных группах.
Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.
Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
Понижается уровень мотивации учения в слабых группах.
Слайд 36Спасибо за внимание,
удачи в профессиональной деятельности!