Слайд 1Урок № 11
Тема: «Социальная среда подростка»
Слайд 2 Однажды ученик сказал Учителю:
- Я истратил большую часть
дня, думая о вещах, о которых я не должен думать, желая вещи, которые я не должен желать, и строя планы, которые я не должен строить.
Учитель пригласил ученика на прогулку через лес за его домом. По дороге он указал на растение и спросил ученика, знает ли он его название.
- Белладонна, - ответил ученик. – Она может убить каждого, кто съест её листы.
- Но она не может убить того, кто просто наблюдает за ней, - сказал учитель. – Подобно этому, отрицательные желания не могут вызвать никакого зла, если ты не позволишь им соблазнить тебя.
Вопросы к классу:
- О чем эта притча?
- Какое отношение она имеет к нашему уроку?
Слайд 3Цели и задачи:
Понимать:
значение социальной среды в формировании личности подростка;
противоречивость влияния социальной
среды на процесс социализации подростка.
Знать:
термины и понятия «социальная среда», «влияние на подростка»;
причины недовольства старшего поколения нравами и поведением молодежи;
современные трактовки психологической науки о влиянии социальной среды на поведение и подростков.
Уметь:
давать характеристику социальной среды подростка;
определять факторы социальной среды, влияющие на поведение подростков;
высказывать суждения на обществоведческие темы;
работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.
Отношения, ценности, внутренние установки:
дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию социальной среды на формирование подростка;
объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
Слайд 4План урока
1. Социальная среда подростка.
2. Бедные и богатые.
3. Влияние на
подростка.
4. Как влияет на подростка реакция других людей.
Слайд 5Задумаемся…
Человек строит пространство своей жизни, изменяет его, украшает и обогащает. Он
властен сменить его, если такая смена необходима для жизни. Но одновременно он – часть этого пространства, которое для него выступает как нечто внешнее: его вид, поведение, деятельность.
Какое же пространство окружает подростка?
Что определяет его поведение?
Слайд 61. Социальная среда подростка
Какие ассоциации возникают у вас при выражении «социальная
среда»?
Что же составляет социальную среду обитания подростка?
Задание: в тетрадях допишите фразу: «Я вижу вокруг себя…»
Слайд 7Социальная среда подростка
Ближайшая
среда
Дальняя среда
Промежуточная среда.
Школа
Семья
Одноклассники
Друзья во дворе
Учителя
Классный
руководитель
Радио
TV
Газеты
Интернет
Слайд 8Задание:
Скажите, в чем вы видите разницу в степени воздействия на подростка:
ближней
среды;
промежуточной среды;
дальней среды.
Слайд 92. Бедные и богатые
Мы только что выяснили, что подростки более всего
доверяют своим самым родным и близким людям. Но одинаковое ли воздействие оказывает на подростка семья? Ведь семьи бывают богатые, со средним достатком, бедные.
Задание: скажите, в какой семье и почему вы бы хотели воспитываться?
Слайд 10Задание: разобьемся на три творческие группы, каждая из которых воссоздаст «климат»
и среду обитания по степени богатства:
Первая группа: представьте, что вы воспитываетесь в семье с большим доходом.
Вторая группа: представьте себе, что вы воспитываетесь в семье со средним достатком.
Третья группа: представьте себе, что вы воспитываетесь в семье, которая едва сводит концы с концами.
Общее задание:
Как чувствуют себя подростки в этих семьях?
Как они приспособлены к жизни?
Какие качества они получают, воспитываясь в подобных семьях?
Слайд 11Влияние на подростка семьи с большим достатком:
Уже в юные годы подростки
имеют практически все, что захотят.
Наличие собственных денег дает возможность чувствовать себя уверенно.
Они могут проводить свободное время, получая максимум удовольствия.
В них развиваются следующие черты: эгоизм, слабоволие, себялюбие, неумение преодолевать преграды и т.д.
Впоследствии это может привести к трагедии.
Слайд 12Влияние на подростка семьи со средним достатком:
Подростки в основном обеспечены всем
необходимым, но позволить себе лишнего не могут.
Отсутствие достаточного количества денег заставляет их лучше приспосабливаться к жизни.
Они всего добиваются сами: высокого положения в обществе, глубоких знаний, престижной работы, уважения товарищей.
В них развиваются следующие черты: самостоятельность, терпимость, уважение к людям, сила характера и воли, трудолюбие, активность.
Каждодневная борьба растит из них неплохих борцов на «социальном фронте».
Рядом с ними чувствуют себя уверенно окружающие их люди.
Слайд 13Влияние на подростка семьи, едва сводящей концы с концами:
1 вариант
В этих
семьях подросткам иной раз не хватает даже продуктов питания.
Они не могут позволить себе приобрести модные вещи.
Они не могут ощущать себя уверенно в обществе подростков, которые имеют больший материальный достаток.
Как правило, они не принимают активного участия в школьной жизни, они стараются быть незаметными.
В них развиваются следующие черты: агрессивность, злоба, зависть, пессимизм и т. д.
Чтобы достичь уважения, они могут прибегать к правонарушениям либо утверждать свое превосходство посредством физической силы.
2 вариант
Они хорошо приспособлены к жизни.
Стойко встречают превратности судьбы.
Рассчитывают только на себя, самостоятельны и упорны.
Обладают силой воли, ставят реальные цели и достигают их, проявляя трудолюбие и способности.
Слайд 14Задание:
Попробуем еще раз ответить на вопрос, в какой семье вы бы
хотели воспитываться.
Если вы поменяли свое мнение, объясните, почему?
Слайд 153. Влияние на подростка
А кто и что еще оказывает на подростка
влияние?
Слайд 16Итак, на подростка оказывают влияние:
Родственники
Друзья
Учителя
Друзья родителей
Священники
Герои любимых книг, кинофильмов
Популярные музыканты
Общественные организации
Школа
Городские
власти и т.д.
Слайд 17Задумаемся…
Справедливо ли выражение: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу,
кто ты»?
Слайд 184. Как влияет на подростка реакция других людей
Большинство психологов указывает на
то, какое огромное влияние оказывает на наше поведение реакция других людей. Так ли это?
Задание: работая с пунктом «Как влияют на подростка» § 10, ответьте на следующие вопросы:
- Почему реакция других людей оказывает огромное влияние на наше поведение?
- Как мы реагируем на одобрение?
- Как мы реагируем, если наши поступки осуждаются?
- Как мы реагируем на справедливое осуждение? Почему?
- Почему мы краснеем за свою неловкость, даже если никто не высказывался на этот счет?
- С какой стати мы нехорошо думаем о людях, если не видим и не слышим их реакции?
- Что мы понимаем под прямой зависимостью реакции на мнение окружающих людей?
- В чем заключается косвенная зависимость реакции на мнение окружающих людей? Приведите примеры.
- Испытывали ли вы примеры прямой и косвенной зависимости?
Слайд 19Задание: перед вами три высказывания. Определите, кто и когда их мог
произнести?
1. «Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей...»
2. «Я не питаю особых надежд по поводу будущего вашего народа, когда он так зависим от легкомысленной молодежи, поскольку вся ваша молодежь безрассудна сверх всякой меры... Когда я был мальчиком, нас учили почитать и уважать старших, но сегодняшние молодые люди думают, что они самые умные и не терпят никаких ограничений».
3. «Следует признать, что у нашей молодежи преобладает непочтительный, непокорный, возмутительно жестокий дух...»
Слайд 20Задание:
Используя метод «мозгового штурма», предположите, почему во все времена «отцы» ругают
«молодежь»?
Слайд 21Подведение итогов занятия
Объясните смысл понятий:
социальная среда подростка,
влияние на подростка.
Кому и
почему доверяют подростки?
Слайд 22Домашнее задание:
Прочитать § 10.
Написать эссе на тему «Почему во все
времена молодежь ругали за нравы и поведение?»
Учебник с.78 №3.