Презентация, доклад по Обществознанию на тему: Русская философия

Содержание

Философия в Российской империи. Начало классической русской философии. Ученая дружина Петра I. -Василий Никитич Татищев (1686- 1750) -Феофан Прокопович (1681- 1736) -Антиох Дмитриевич Кантемир (1708- 1744) -Иван Тихонович Посошков (1652- 1726) Идеи: -отстаивали необходимость независимого от церкви

Слайд 1Русская философия: генезис, особенности, вклад в мировую науку
Особенности менталитета русской нации;
Развитие

русской философии с древнейших времен до н.в.
Вклад русской философии в мировую культуру.
См. отдельную презентацию.

"Русская культура, прежде всего, построена на чувстве и сердце, на созерцании, на свободе совести и свободе молитвы. Это они являются первичными силами и установками русской души, которая задает тон их могучему темпераменту. В качестве вторичных сил выступают воля, осознанная мысль, правовое сознание и организаторские функции. Следовательно, русский народ - народ сердца и совести. Здесь источник его достоинств и недостатков. В противоположность западному человеку здесь все основано на свободной доброте и на несколько мечтательном, порою сердечном созерцании. Отсюда и терпение, почти "божественная крепость" русского человека, простота и достоинство, "удивительно спокойное отношение к смерти" как предельной форме зла".
И.Ильин

Русская философия: генезис, особенности, вклад в мировую наукуОсобенности менталитета русской нации;Развитие русской философии с древнейших времен до

Слайд 2Философия в Российской империи. Начало классической русской философии.
 Ученая дружина Петра I. -Василий

Никитич Татищев (1686- 1750) -Феофан Прокопович (1681- 1736) -Антиох Дмитриевич Кантемир (1708- 1744) -Иван Тихонович Посошков (1652- 1726) Идеи: -отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания. -разработана первая в России классификация наук. -отстаивали гелиоцентрическую теорию, учение о  бесконечности вселенной . -Бог- совершеннейший разум, в котором в форме первообразов существовали все материальные предметы и явления. -в теории познания: критерии истины видели разум, физические и математические доводы, а саму истину- как согласие суждения с предметом. -разработали философскую терминологию на русском языке.
Философия в Российской империи. Начало классической русской философии. Ученая дружина Петра I. -Василий Никитич Татищев (1686- 1750) -Феофан

Слайд 3Татищев В.Н. В схеме Татищева нет противопоставления культур; все культуры для

него едины по своей сущности и различаются лишь уровнем развития. Если Запад достиг более высокой культуры, это не свидетельствует о каком-то особом превосходстве его народов, а лишь указывает на более раннее приобщение их к наукам и философии. России уготована та же будущность; без этого она не вырвется из тенет невежества и суеверий.  Попытка Татищева дать политико-культурологическое осмысление петровской европеизации привела его к созданию теории "всемирного умопросвячения". В основе этой теории лежала идея о том, что все "приключения и деяния", которые совершаются в жизни, "от ума или глупости происходят". Ум для Татищева - "генеральное понятие", определяющее сущность философии. В отличие от глупости, которая никогда не выступает "особым сусчеством" человека, ум, напротив, принадлежит к важнейшим "силам души", обусловливающим возможность достижения счастья. Оттого "умопросвячение", т.е., собственно, развитие ума, превращение его путём просвещения в разум, составляет цель и назначение истинной образованности. 

Феофан Прокопович
С материей и движением Т Прокопович связывал пространство и время, указывая на их объективность, пропагандируя взгляды Аристотеля, Коперника, Галилея, Декарта, Лейбница, пытался истолковать основные вопросы натурфилософии, к которой относился с большой симпатией, в духе науки Нового времени.
Систематизировал философии, пытался освободить ее от средневековой отсталости.
 Все должно пройти проверку разумом . Теорию познания рассматривал как сложный противоречивый процесс, где чувственное познание, восприятие вещей -основа для деятельности ума, которая производит разумные понятия о сущности вещей. Обобщающая деятельность разума служит лучшему и более глубокому пониманию и познанию вещей природы и в самых высоких абстракциях нет ничего, чего раньше не существовало в ощущениях .

Татищев В.Н. В схеме Татищева нет противопоставления культур; все культуры для него едины по своей сущности и

Слайд 4А.Д.Кантемир
Стих-е «В похвалу наук»
Уже довольно лучший путь не зная, ‎Страстьми имея ослепленны

очи, Род человеческ из краю до края ‎Заблуждал жизни в мрак безлунной ночи, И в бездны страшны Многих ступили — спаслися немноги,
Коим, простёрши счастье сильну руку ‎И не хотящих от стези опасной Отторгнув, должну отдалило муку; ‎Но стопы оных не смысл правя ясной — Его же помочь одна лишь надежна, — И тем бы гибель была неизбежна,
Но, падеж рода нашего конечный ‎Предупреждая новым действом власти, Произвел Мудрость царь мира предвечный, ‎И послал тую к людям, да, их страсти Обуздав, нравов суровость исправит И на путь правый их ноги наставит.

Иван Тихонович Посошков
В  своей книге «О скудости и богатстве»Посошков высказывает основную мысль всего сочинения: благосостояние и богатство страны зависят от благосостояния и нравственности народной.
«Без насаждения правды и без истребления обидчиков, и врагов, и разбойников, и всяких разных явных и тайных грабителей, никоими мерами народу всесовершенно обогатитися невозможно».
Следовательно, прежде всего следует обратить внимание на жизнь народа, исправить недостатки, искоренить зло, насадить правду.
Причины бедности: 1. собственная лень, и даже вменяет в обязанность помещикам наказывать крестьянина, если он «станет лежебочить». 2.крестьянской бедности — недостаток просвещения. 
В книге «Завещание отеческое» считает необходимым давать детям образование, обучать их не только славянской грамоте, счету и арифметике, но и языкам: латинскому, греческому, польскому, немецкому, французскому и обучать их какому-нибудь художеству, например — рисованию. Юноши, выучившись грамоте, могут читать книги не только духовные, но и светские, но тщательно отбирать книги.

http://vkinoteatre.net/istoricheskiy-online/7984-dmitriy-kantemir-1973.html

А.Д.КантемирСтих-е «В похвалу наук»Уже довольно лучший путь не зная, ‎Страстьми имея ослепленны очи, Род человеческ из краю

Слайд 5М.И. Ломоносов
Философские взгляды М.И. Ломоносова (1711- 1765) - крупнейший представитель механического

материализма. Идеи: -Он придерживался идеи и принципов атомизма. Его научный интерес- свойства материи: «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части». -В теории познания пытается преодолеть разрыв между эмпиризмом и рационализмом, понимая что и то и другое- это односторонние крайности процесса познания. Поскольку Ломоносов был верующим человеком, то он стоял на позиции «двойной истины», т.е.: -есть истины которые могут не совпадать с религиозными -есть чисто религиозная сфера постижения истин -Развивал гелиоцентрическую систему Дж. Бруно, доказывал постоянную изменяемость всего существующего, возражал против церковного исчисления Начала мира.

«Неверно рассуждает математик, если захочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтире можно научиться астрономии или химии».
О вы, которые всё....
Обыкли случаю приписывать слепому,
Уверьтесь....
Что промысел Всевышнего господствует во всем.

М.И. ЛомоносовФилософские взгляды М.И. Ломоносова (1711- 1765) - крупнейший представитель механического материализма. Идеи: -Он придерживался идеи и

Слайд 6Русские просветители 2 пол.18века
Отечественная философия эпохи Екатерины II с наибольшей

целеустремленностью разрабатывала социологические проблемы, в особенности такие как «совершенствование общества» и «разумное устроение» государства. Причем активность в этом направлении прилагала сама императрица, состоявшая в переписке с французским философом Вольтером: в составленном ею знаменитом «Наказе» (1767) не только провозглашалось равенство всех сословий перед законом, но и высказывалось «пожелание» об улучшении положения крепостных крестьян. (Кстати этот «Наказ» был запрещен в дореволюционной Франции, как чересчур либеральная книга). Позже её взгляды резко трансформировались (после восстания Е. Пугачева и Французской революции). В литературу этого периода входит целая когорта выдающихся просветителей:
- Д.С. Аничков (1733- 1788)-Я.П. Козельский (1728- 1789) - С.Е. Десницкий (1739- 1789) - А.Н. Радищев (1749- 1802)

Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и щедры; ваше величие да не препятствует вам добродушно снисходить к малым людям и ставить себя в их положение, так чтобы эта доброта никогда не умаляла ни вашей власти, ни их почтения. Выслушивайте все, что хоть сколько-нибудь заслуживает внимания; пусть все видят, что вы мыслите и чувствуете так, как вы должны мыслить и чувствовать. Поступайте так, чтобы люди добрые вас любили, злые боялись и все уважали. Екатерина 2

Русские просветители 2 пол.18века Отечественная философия эпохи Екатерины II с наибольшей целеустремленностью разрабатывала социологические проблемы, в особенности

Слайд 7Александр Николаевич Радищев
Александр Николаевич Радищев известен в основном как борец с

абсолютизмом и крепостным правом, как автор «Путешествия из Петербурга в Москву». Однако его философские идеи тоже оригинальны и новаторски, как по сути, ток и по форме выражения. В своем трактате «о человеке, его смертности и бессмертия» он разрабатывает учение о бытии, человека и его душе: 
-главное в его мировоззренческой позиции- это признание реальности материи и ее независимости от познающего субъекта -весь живой и неживой мир состоит из единого вещества. Важнейшее свойство материи- движение. (В этом материализм).
-стоит на позициях идеализма, доказывая бессмертность души
-в отношении человека он отстаивает «естественное право» т.е. экономическое и правовое уравнивание людей
-исторический процесс представлял как последовательную смену циклов через борьбу равенства и неравенства. Прогресс в обществе связан с « шествием человеческого разума».
В дальнейшем социальная философия нашла свое продолжение и развитие в идеях декабристов, деятельностью которых кончается один и начинается другой период развития русской философии.
Александр Николаевич РадищевАлександр Николаевич Радищев известен в основном как борец с абсолютизмом и крепостным правом, как автор

Слайд 8 Основные направления русской философии XIX в. 

декабристская философия;
философия западников и славянофилов;
философия Чаадаева;
консервативная

религиозная и монархическая философия;
философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого;
революционно-демократическая философия;
либеральная философия.

 Основные направления русской философии XIX в.  декабристская философия;философия западников и славянофилов;философия Чаадаева;консервативная религиозная и монархическая философия;философия системы писателей

Слайд 9Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М.

Лунина, И. Кире­евского, В. Кюхельбеккера и других.

Основная направленность философии декабристов — соци­ально-политическая.
приоритет естественного права;
необходимость для России правового строя;
отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;
личная свобода человека;
ограничение самодержавия законом и представительными ор­ганами либо замена его республикой.

И.Якушкин

М.Лунин

Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Кире­евского, В. Кюхельбеккера и

Слайд 10Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 - 1856).
Основными направлениями его философий были:
- философия человека;

- философия истории.
Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и ду­ховной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллек­тиве,это основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.
Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Бо­жественное Провидение. Воплощение Божественной воли - хри­стианство. Христианство - стержень, двигатель истории.
Что касается истории России, то она "выпала" из мирового исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, — вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся сто­летиями уникальности выполнить историческую миссию в рам­ках общечеловеческой цивилизации.
Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу го­сударств и народов, по мнению философа, является географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал не­объятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.

Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 - 1856). Основными направлениями его философий были:- философия человека;

Слайд 11Историко-философский спор славянофилов и западников
Западники
А.И. Гер­цен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г.

Белинский.
Западники хорошо усвоили философские традиции совре­менной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пыта­лись привести их в русскую философию.
По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального" исторического пути России нет. Россия просто от­стала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.
Благо для России — освоить западные ценности и стать нор­мальной цивилизованной страной.

Славянофилы.
Их лиде­рами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы.
Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запа­да (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыруч­ка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).
По их мнению, любые реформы, попытки насадить на рус­скую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.


И те и другие хотели видеть Россию сильной, самодостаточной страной. Пути развития предлагали разные. Каков ваш ответ?

Историко-философский спор славянофилов и западниковЗападникиА.И. Гер­цен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.Западники хорошо усвоили философские традиции совре­менной им

Слайд 12 Славя­нофил Аксаков осуждал Петра 1за то, что он, пренебрегая глубоким национальным

культурным своеобразием России, на­сильно навязал ей нормы и ценности чуждой ей европейской куль­туры, что привело к расколу бывшего прежде внутренне единым русского общества. Культура высших слоёв общества стала рази­тельно отличаться от культуры народа.
Хомяков ввёл в широкий оборот понятие «соборность», которое он считал главной характеристикой русской культуры и свойственного русскому человеку мировоззрения. Соборность – это симфоническая гармония, согласован­ность. Как писал Хомяков, соборность это «свободное единство живой веры, которое есть проявление Духа Божия. Таков догмат, лежащий в глубине идеи собора … Со­борное единство есть единство свободное и органическое, живое на­чало которого есть Божественная благодать взаимной любви». Соборность как свободное коллективное начало противопоставляется Хомяковым индивидуализму западной культуры. 

 Россия в представлении славянофилов была отдельной цивилизацией, отличной от западноевропейской. В приверженности русского народа право­славию, самодержавию и общинному началу они видели залог спа­сения самобытности русской культуры. Славянофилы учили, что русский народ религиозен и негосударственен по своей природе, не стремится участвовать в управлении, что он ищет лишь нравственной свободы мнения. Славянофилы отвергали «политический дух», идущий с Запада, и полагали, что русский народ не стремится к революциям и переворотам.
 

Чаадаев пи­сал: "Мы «ничего не восприняли из преемственных идей рода чело­веческого … Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его, мы не внесли ни одной идеи в массу идей человече­ских». Согласно Чаадаеву, причина столь незавидного положения России заключается в отрыве её от Европы, произошедшем вследст­вие того, что Россия приняла православную, (а не католическую) ветвь христианства от «жалкой, всеми презираемой Византии». 

Сравните их позицию с Чаадаевым

 Славя­нофил Аксаков осуждал Петра 1за то, что он, пренебрегая глубоким национальным культурным своеобразием России, на­сильно навязал ей

Слайд 13Ф.М. Достоевский (1821 - 1881)
будущее России видел не в капитализме и не

в социализме, а в опоре на русскую "нацио­нальную почву" — обычаи, традиции.
Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе от­дельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть "панцирь", обере­гающий человека от грехов и зла.
Особую роль в философских взглядах Достоевского (кото­рыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:-путь человекобожества;-путь богочеловека.
Путь человекобожества — путь абсолютной свободы челове­ка. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевско­му, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.
Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремле­ние к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спаситель­ным для человека.

Ф.М. Достоевский (1821 - 1881)будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на

Слайд 14Л.Н. Толстой (1828 – 1910 гг)
создал особую религиозно-философскую доктрину -толстовст­во.
многие

религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;
религия должна стать простой и доступной для народа;
Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть;
смысл жизни — самосовершенствование;
главное зло на Земле - смерть и насилие;
необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;
В основе поведения человека должно быть непротивление злу;
государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппа­рат насилия, не имеет права на существование;
всем необходимо возможными способами подрывать государст­во, игнорировать его — не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.
За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Тол­стой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.

Л.Н. Толстой (1828 – 1910 гг)создал особую религиозно-философскую доктрину -толстовст­во. многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и

Слайд 15Высказывания Л.Толстого
Бедствие — это оселок(точильный камень) для человеческой жизни.

Есть люди, которые,

находясь в унынии или раздражении, любуются на свое состояние, даже гордятся им. Это все равно, как, выпустив вожжи от лошади, которая несет тебя под гору, ты еще хлещешь ее кнутом.

Самые ничтожные мелочи содействуют образованию характера.

Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещанное к нему, иначе приучишь его ко лжи.

Любить — значит жить жизнью того, кого любишь.

Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина.

Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге.

Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью.

Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом.

Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры.

Я бы убил себя, если бы я хотя один день не работал.

Привычка к праздной жизни для человека хуже всех бедствий.

Говори о том только, что тебе ясно, иначе молчи.

Люди учатся, как говорить, а главная наука — как и когда молчать.

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: "Все так делают".

Не обдумав поступок, будь нерешителен, обдумав, будь решителен.

Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии.

И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое, как на испытание.

Рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.

Помни, что чем труднее и тяжелее обстоятельства, тем необходимее твердость, деятельностьи решимость и тем вреднее апатия.

Высказывания Л.ТолстогоБедствие — это оселок(точильный камень) для человеческой жизни.Есть люди, которые, находясь в унынии или раздражении, любуются

Слайд 16Либеральное направ­ление B.C. Соловьев (1853 - 1900)
Основными идеалами его философии были:
• идея всеединства —

объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);
• идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь);
• идея прогресса — как всеобщей связи поколений;
• идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к кото­рой должно стремиться человечество;
• идея Бога как выражения добра;
• идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;
• идея Софии — всеобщей Божественной мудрости;
• русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва — Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свободной Руси" (дух декабристов и Пушкина).

«Сравнивают народ с растением, говорят о крепости корней, о глубине почвы. Забывают, что и растение, для того чтобы приносить цветы и плоды, должно не только держаться корнями в почве, но и подниматься над почвой, должно быть открыто для внешних чужих влияний, для росы и дождя, для свободного ветра и солнечных лучей.»

Либеральное направ­ление B.C. Соловьев (1853 - 1900) Основными идеалами его философии были:• идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон

Слайд 17Н.А.Бердяев (1874- 1948)
Философию он считает чистым творчеством в отличии от

науки, которая всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия.
Исходя из творческой природы философии он предлагает свою концепцию миростроения, ориентированную на человека:
В качестве первореальности выдвигается история и природа. Они вечны и включают в себя несотворенную свободу.
Всё зло в мире истекает из этой свободы (Зло - это испытание, посланное людям благим Богом).В итоге - Бог мир создает, Себя в мире проявляет, но не управляет миром.
Человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение.
Богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу. Достичь этого результата человек может лишь через катастрофу, конец света, страшный Суд.
В результате наступит новый мир - вечное царство свободы и духа, человеческое бессмертие.
Личность представляет собой сосредоточение индивидуальных духовных сил и сферу свободы. Она постоянно испытывает давление со стороны общества, которое стремиться поработить личность, включив её в какую- нибудь общность.
Истинная свобода личности заключается в «соборности», концентрации индивидуальной духовной силы и воли, т.е. подразумевается верховенство личного начала над коллективным.
Идеи Бердяева оказали значительное влияние на развитие французского экзистенциализма.

«Мы приходим к Богу совсем не потому, что рациональное мышление требует бытия Божьего, а потому, что мир упирается в тайну и в ней рациональное мышление кончается.»

Н.А.Бердяев (1874- 1948) Философию он считает чистым творчеством в отличии от науки, которая всегда должна приспосабливаться к

Слайд 18«Религиозная» философия к.19-нач.20 в.
С.Н. Булгаков своей центральной задачей считал обоснование целостности

христианского мировоззрения (в 1918 году он принял сан священника).Все социальные отношения и культура должны быть оценены и перестроены на религиозных началах.
Н.О. Лосский главную задачу философии видел в том, чтобы построить теорию о мире как едином целом на основе прежде всего религиозного опыта. Центральный элемент мира - личность.
П.А. Флоренский также разрабатывал религиозно-философскую проблематику, в центре которой - идущее от В. Соловьева концепция о всеединстве и учение о Софии, учение об интуитивном образно-символическом постижении мира основывающееся на нравственном учении личности.

«Только любовь есть совершенное приятие чужого бытия..»
Н.Лосский

«Религиозная» философия к.19-нач.20 в.С.Н. Булгаков своей центральной задачей считал обоснование целостности христианского мировоззрения (в 1918 году он

Слайд 19Русский космизм 20-е годы 20 века
В. Вернадский ,К.Циолковский,А. Чижевский
В.Вернадский и теория

биосферы.
Поскольку эволюция и возникновение новых видов биосферы предполагают существование своего начала, постольку закономерно возникает вопрос: а есть ли такое начало у жизни? Если есть, то где его искать – на Земле или в Космосе? Может ли возникнуть живое из неживого? Живое вещество эволюционирует в сторону усложнения уровня организации, уменьшения прямой зависимости от среды обитания, усовершенствования способов ориентации и передвижения в пространстве.
Перенеся идеи физики о неразрывности пространства и времени на явления природы, В.И. Вернадский объяснил направленность эволюции биосферы: она ограничена пространством, что определяется телом планеты, и направлена в сторону прогрессивного развития, так как необходимо приобрести свойства, которые позволят это ограниченное пространство использовать по возможности максимально.
Особое внимание в своих трудах ученый уделял возрастающему влиянию человека на ход эволюции биосферы. Вернадский подчеркивал, что человек разумный - невиданная по своим масштабам геохимическая сила, которая увеличивает свое влияние по мере развития научной мысли. Еще в 20-х годах прошлого века ученый сумел предугадать многие тенденции воздействия человека на природу. Его теоретические положения о биосфере и месте в ней человека - блестящий пример научного обобщения.

Человека может преобразовать не только окружающий мир во круг себя.но и всю Вселенную..

Русский космизм 20-е годы 20 векаВ. Вернадский ,К.Циолковский,А. ЧижевскийВ.Вернадский и теория биосферы.Поскольку эволюция и возникновение новых видов

Слайд 20Циолковский К.Э (1857-1935гг)
 Циолковский К.Э.-основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали

возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов. Он первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли (ИСЗ) — и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полётах. 
Теория освоения человеком космического пространства, конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порожденных Землёй мыслящих существ. В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в которых своеобразно переплетаются идеи социальных утопий различных исторических эпох. Ц. — автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в др. областях знаний: лингвистике, биологии и др. 

http://cosmizm.ru/

Циолковский К.Э (1857-1935гг) Циолковский К.Э.-основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость

Слайд 21Чижевский Александр Леонидович (1897—1964)
А.Л.Чижевский сформулировал закон: «Состояние предрасположения к поведению человеческих

масс есть функция энергетической деятельности Солнца».
Жизнь создана воздействием «творческой динамики Космоса на инертный материал Земли». Он заложил основы энергетического (электромагнитного) мировоззрения 20-го века.
Космический ритм, присущий всем явлениям в мироздании, есть одна из особенностей, которая объединяет процессы и проявления энергии и материи. «Эволюция, в самом широком и обобщающем смысле, – конечна, но количество этих ритмически сменяющихся эволюций не имеет конца».  

 «Мы можем также утверждать, что единый принцип, создающий мир, один и тот же, и проявляется в самых удаленных участках вселенной с той же последовательностью и в том же порядке действия. Таким образом, мы приходим к утверждению Единства образующего физического закона во всей вселенной».

Чижевский Александр Леонидович (1897—1964)А.Л.Чижевский сформулировал закон: «Состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция энергетической деятельности Солнца».Жизнь

Слайд 22Философия в период существования СССР.
Большое влияние на советскую философию оказало философ­ское

творчество 
В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.
Три этапа развития советской философии:
• 1917 — 30-е гг. — время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;
• 30-е — 50-е гг. — период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное,
определяющее влияние на философию позиции И.В. Стали­на по ряду философских вопросов;
• 50-е — 80-е гг. — время возрождения самостоятельности со­ветской философии.

Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской фи­лософии:
Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);
А. Богданов (теория систем — "тектология");
А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);
A.M. Деборин (творческое понимание материализма);
Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);
М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);
В. Асмус (широкий круг исследований);
Ю. Лотман (общество, философия, история).

«Человек – вечная проблема, которая вечно решается... – и которая никогда не будет решена.» Лосев А.Ф.

Философия в период существования СССР.Большое влияние на советскую философию оказало философ­ское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое

Слайд 23К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х — 80-х гг., можно отнести следующие:
проблема ценностей;
проблема нового толкования

марксизма-ленинизма, возвра­щения к "истинному Марксу", "истинному Ленину";
проблема гносеологии;
проблема сознания;
проблема идеальности;
проблема культуры;
проблема философских методов.

Далеко не все философы нашли возможность для продолже­ния своей жизни и философских изысканий в СССР после ус­тановления советской власти.
"философия русского зарубежья". Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.

К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х — 80-х гг., можно отнести следующие:проблема ценностей;проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвра­щения к

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть