Слайд 1ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
10 КЛАСС
РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ОБЩЕСТВО
Слайд 2ДРЕВНИЕ МЫСЛИТЕЛИ О МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ
Слайд 3ОГЛАВЛЕНИЕ:
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
I. Представление об обществе на уровне мифологического сознания
II. Социальные идеи в
Древней
Индии
III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
IV. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ
Слайд 4Мировоззре́ние
(нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое
общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.
Слайд 5ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
три ведущих исторических типа мировоззрения:
мифологическое;
религиозное;
философское.
Слайд 6Мифологическое мировоззрение
(от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и
фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями.
Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью.
Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.
Слайд 7Религиозное мировоззрение
(от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в
сверхъестественные силы.
Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей.
Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения.
Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Слайд 8Философское мировоззрение
определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и
последовательность, системность, высокая степень обобщения.
Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность.
От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.
Слайд 9 мировоззрения на современном этапе
Если рассматривать структуру мировоззрения на современном
этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.
Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт.
Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде.
Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.
Слайд 10Научное мировоззрение
основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития
философского мировоззрения.
Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания.
Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.
Слайд 11Гуманистическое мировоззрение
основано на признании ценности всякой человеческой личности, ее права на
счастье, свободу, развитие.
Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека.
Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя.
Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.
Слайд 12I. Представление об обществе на уровне мифологического сознания
Мифоло́гия (греч. μυθολογία от μῦθος — предание, сказание и λόγος —
слово, рассказ, учение) —древний фольклор и народные сказания (мифы, эпосы, сказки и т. п.)
Слайд 13Миф
(др.-греч. μῦθος, букв. сказание, предание) — повествование, передающее представления людей о мире,
месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Слайд 14Тотемизм
(от тотем), комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с
представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей и так называемыми тотемами — видами животных и растений (реже — явлениями природы и неодушевлёнными предметами).
Слайд 15АНИМИЗМ
(от лат. anima, animus—душа, дух)—вера в души и духов.
Одухотворение природы
Слайд 16II. Социальные идеи в Древней
Индии
Веды (санскр. веда, буквально
— знание), древнейшие памятники индийской словесности, созданные в конце 2-го тыс. — 1-й половины 1-го тыс. до н. э. на древнеиндийском (ведийском) языке.
Слайд 18Ка́рма – ЗАКОН ВОЗДАЯНИЯ
Ка́мма (санскр. कर्म, пали kamma — «причина-следствие, воздаяние», от санскр. कर्मन् karman IAST — «дело, действие, труд») — одно
из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.
Слайд 19Будди́зм
(санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение
Просветлённого»; кит. 佛教 fójiào) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии.
Слайд 20Йо́га
(дев. योग) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и
физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния
Слайд 21III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
Даоси́зм (кит. упр. 道教, пиньинь: dàojiào) — учение о дао или «пути вещей», китайское
традиционное учение, включающее элементырелигии и философии
Дао (道) — буквально «путь», в даосизме — бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой соответствует порядок всех вещей в мире.
У-вэй (無為) — буквально «недеяние» — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать
Слайд 22ЛАО ЦЗЫ
Лао-цзы, Ли Эр, автор древнекитайского классического даосского трактата "Лао-цзы" (др.
название "Дао дэ цзин"). Согласно традиции, Л.-ц. в 6—5 вв. до н. э. был архивариусом при чжоусском дворе; большинство современных учёных считает, что Л.-ц. — фигура легендарная, трактат же написан в конце 4 — начале 3 вв. до н. э., хотя и содержит некоторые более ранние материалы.
Слайд 23КОНФУЦИАНСТВО
Конфуцианство, этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние
на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет.
Слайд 24КОНФУЦИЙ
Учение разработано Конфуцием (551—479 до н. э.) -
Кун-цзы - древнекитайский мыслитель,
основатель конфуцианства. Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу.
Слайд 25Пять постоянств праведного человека
Жэнь (仁) — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие»,
«гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Дерево
И (义 [義]) — «правда», «справедливость». Металл
Ли (礼 [禮]) — буквально «обычай», «обряд», «ритуал».
Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Вода
Синь (信) — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Земля
Слайд 26IV. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Философия (греч. philosophía, буквально – любовь к мудрости, от philéo
– люблю и sophía – мудрость), форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Слайд 27ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ
Сократ
Демокрит
Платон
Аристотель
Эпикур
Слайд 28ФАЛЕС
Милетский. (624—548 до н. э.). Древнегреческий философ, математик, астроном. Происходил из
Милета (Малая Азия). Образование получил в Египте, там же занимался вычислением высот некоторых пирамид.
Слайд 29Анаксиме́н
Миле́тский (др.-греч. Ἀναξιμένης, 585/560 — 525/502 до н. э., Милет) — древнегреческий философ,
представитель милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра. Анаксимен - последний представитель милетской школы.
Слайд 30Гераклит
Эфесский (Herákleitos Ephesios) (р. около 544—540 до н. э. — г.
смерти неизвестен), древнегреческий философ-материалист, в наивной форме сформулировавший ряд диалектических принципов бытия и познания; написал не дошедшее до нас сочинение "О природе", от которого сохранились лишь отрывки в сочинениях позднейших авторов.
Слайд 31Софистика
(от греч. sophistike — умение хитро вести прения), 1) философское течение
в Древней Греции, созданное софистами.
2) Рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении ложных доводов
Слайд 32Протаго́р
(др.-греч. Πρωταγόρας, ок. 490 до н. э. — ок. 420 до
н. э.) — древнегреческий философ. Один из старших софистов. Приобрел известность благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних странствий.
Дошли такие выражения Протагора: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют»
Слайд 33Сокра́т
(др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э., Афины — 399
г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.
Слайд 34Плато́н
(др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа,
учитель Аристотеля.
Слайд 35Платоновская Академия —
религиозно-философский союз, основанный Платоном в 380-х годах до н. э. близ Афин в местности,
названной в честь мифического героя Академа[1]. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин:философия, математика, астрономия,естествознание и другие.
Слайд 36Эйдос
(греч. éidos — вид, образ), термин античной философии и литературы, первоначально
обозначавший "видимое" или "то, что видно", но постепенно получивший более глубокий смысл — "конкретная явленность", "телесная или пластическая данность в мышлении".
Эйдос у Платона и Аристотеля – это есть видимая сущность вещи или, так сказать, лик вещи.
Слайд 37Аристо́тель
(др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагира, Фракия — 322 до н.
э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского.
Слайд 38ИСТОЧНИКИ:
http://slovari.yandex.ru
dic.academic.ru›
slovari.yandex.ru
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://yandex.ru
http://www.hermes-press.com/form_goodness.htm
Слайд 39АВТОР И СОСТАВИТЕЛЬ:
Жулина Л.А., учитель истории МАОУ СОШ №63 г. Перми,
2014 г.