Слайд 1Проблема общественного прогресса
Обществознание, 10 класс, профиль
Слайд 31. Прогресс и регресс.
Направление развития, для которого характерен переход от
низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом. Сам термин «прогресс» происходит от латинского слова progress, которое означает «движение вперед». Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
Слайд 41. Прогресс и регресс. Учёные о развитии общества.
Слайд 51. Прогресс и регресс. Учёные о развитии общества.
Слайд 61. Прогресс и регресс. Учёные о развитии общества.
Слайд 72. Противоречивость прогресса
Модели развития общества
Социальная
статика
Социальная
динамика
циклическая
линейная
спираль
прогресс
линейная
регресс
Слайд 82. Противоречивость прогресса
линейная
Задание: продолжить таблицу и сделать вывод, в чём проявляется
противоречивость прогресса
Слайд 93. Критерии общественного прогресса
линейная
Критерии - это те обстоятельства, которые обуславливают
существование и развитие какого-либо явления.
Слайд 103. Критерии общественного прогресса
линейная
Слайд 114. Многообразие путей и форм общественного развития
линейная
Пути развития
реформа
революция
Слайд 12Проблема общественного прогресса
Тестовый контроль
Слайд 131. Под прогрессом понимается:
а) упадок культуры;
б) движение вперед;
в) циклическое развитие;
г) состояние
стабильности.
2. «Золотым веком» называл древнейшее общество:
а) Платон;
б) Аристотель;
в) Лукреций Кар;
г) Гесиод.
Слайд 143. Французские просветители к критериям прогресса относили:
а) развитие разума и нравственности;
б)
усложнение юридических институтов;
в) развитие производительных сил;
г) покорение природы.
4. Революция это:
а) быстрые, качественные изменения в жизни общества;
б) медленное, постепенное развитие;
в) состояние застоя;
г) возвращение в исходное состояние.
Слайд 155. Верно ли суждение?
А. Прогрессивное развитие общества - это всегда необратимое
движение вперед.
Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно А и Б;
г) оба неверны.
6. К. Поппер считал, что:
А. Исторический процесс прогрессивен.
Б. Прогресс возможен только для отдельного человека.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) оба неверны;
г) верно А и Б.
Слайд 167. Критерием развития общества не является:
а) уровень развития науки:
б) степень удовлетворения
личностью своих потребностей;
в) религиозные предпочтения общества;
г) состояние экономики.
8. Мыслитель, назвавший развитие нравственности главным критерием прогресса:
а) Ф. Шеллинг;
б) Г. Гегель;
в) А. Сен-Симон;
г) Ш. Фурье.
Слайд 179. Реформа - это преобразование:
а) изменяющее политическое устройство общества;
б) ликвидирующее старые
социальные структуры;
в) изменяющее какую-либо сторону общественной жизни;
г) приводящее к регрессу общества.
10. Необходимым условием самореализации человека выступает:
а) свобода;
б) техника;
в) мораль;
г) культура.
Слайд 1811. Полное изменение всех сторон общественной жизни, включая основы существующего строя
- это:
а) реформа;
б) инновация;
в) революция;
г) прогресс.
12. Одним из первых обосновал идею общественного прогресса:
а) древнегреческий поэт Гесиод;
б) французский философ А. Тюрго;
в) немецкий философ Г Гегель;
г) основатель марксизма К. Маркс.
Слайд 1913. Закончите определение: «Общественный прогресс - это...»:
а) уровень (ступень) развития общества,
его культура;
б) состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития;
в) направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким;
г) развитие и переход общества от высшего к низшему.
14. Сен-Симон считал, что высшим достижением общественного прогресса было общество:
а) всеобщей гармонии;
б) феодально-сословное;
в) промышленно-индустриальное;
г) социэтарное.
Слайд 2015. Мысль о том, что общество развивается по пути регресса, отстаивали:
а)
древнегреческий философ Платон;
б) древнегреческий философ Аристотель;
в) древнегреческий поэт Гесиод;
г) французский просветитель Ж.А. Кондорсе.
16. Высшим критерием общественного прогресса, по К. Марксу, является:
а) развитие производительных сил;
б) моральное, духовно-нравственное состояние общества;
в) степень возрастания человеческой свободы;
г) развитие человеческого разума.
Слайд 2117. Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений:
а) внешние
факторы, влияние природной среды;
б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества;
в) стремление людей к новому, более совершенному;
г) все, перечисленное выше.
18. Что является высшим критерием общественного прогресса?
а) интересы развития производительных сил;
б) моральное, духовное состояние общества;
в) человек, качество его жизни (прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма);
г) все, перечисленное выше.
Слайд 2219. Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как:
а) циклический круговорот;
б)
движение вперед;
в) движение по спирали;
г) развитие от сложного к простому.
20. Критерием общественного прогресса можно считать:
а) развитие разума;
б) развитие производства, науки и техники;
в) развитие нравственности;
г) все перечисленное выше.
Слайд 2321. Верны ли следующие суждения?
А. Развитие науки и техники - есть
универсальный критерий общественного прогресса.
Б. Развитие гуманизма - есть универсальный критерий общественного прогресса.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно А и Б;
г) оба суждения неверны.
22. Верны ли следующие суждения?
А. Для прогресса характерен переход от высшего к низшему. Б. Для прогресса характерны процессы деградации, возврат
к низшим формам и структурам, а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно А и Б;
г) оба суждения неверны.
Слайд 24Ответы:
1Б; 2г; 3а; 4б; 5б; 6б; 7в; 8в; 9в;
10б; 11в; 12б;
13в; 14а; 15г; 16а;
17г; 18в; 19а; 20г; 21б; 22в
Слайд 25Использованная литература
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс.
М.: ВАКО, 2008