Слайд 1Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.
Приемы и алгоритмы работы с заданиями типа
В.
Подготовила:
Карташова Н.А. учитель истории
МБОУ Кулешовской СОШ №17
Слайд 2Решение тематических тестов
Систематизация теоретического материала
Отработка навыков решения различных заданий
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
Составление
презентаций по блокам вопросов кодификатора
Разработка схем и сводных таблиц по различным темам
Решение заданий различных типов из КИМов
Решение тренировочных тестов ЕГЭ как в печатном, так и электронном вариантах
Подготовка к экзамену состоит из двух основных этапов:
Слайд 3На первом этапе кроме учебников и учебных пособий используется ряд дополнительной
литературы, в том числе энциклопедии, словари, исторические источники.
Слайд 4Для успешной подготовки к ЕГЭ я использую схемы и таблицы. В
результате многие отрывочные знания образуют систему.
З.22 (В1)- на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц.
З.24 (В2)- на соотнесение видовых понятий с родовым
фирмы. Классификация фирм
Слайд 8Только хорошие теоретические знания дадут возможность легко решать тесты, а практические
задания позволяют отработать и сформировать алгоритмы работы с заданиями ЕГЭ.
В 2015 году
Задание 22 - B1
Задание 23 - B8
Задание 24 - B2
Задание 25 - B3
Задание 26 - B5
Задание 27 - B6
Слайд 9Задание В1 Характеристика задания
Содержание задания: на выявление структурных элементов с
помощью схем и таблиц.
Уровень сложности задания: базовый.
Умения, проверяемые заданием: анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную схематически.
Разновидности задания:
— задание, предполагающее запись слова, пропущенного в схеме, например: Запишите слово, пропущенное в схеме.
— задание, предполагающее запись слова, пропущенного в таблице (её фрагменте), например: Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.
Время, отводимое на выполнение задания: до 5 минут.
Оценивание качества выполнения задания: правильное выполнение задания оценивается в 1 балл.
Алгоритм выполнения задания
Проанализировать условие задания.
Определить тематическую принадлежность схемы (таблицы) (к какому разделу курса обществознания относится: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»).
Соотнести основное понятие, отражающее всю область рассматриваемых объектов, в схеме (таблице) и его элементы.
Слайд 10Задание В2 Характеристика задания
Содержание задания: на соотнесение видовых понятий с
родовым, Найдите два термина, относящихся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Уровень сложности задания: базовый.
Умение, проверяемое заданием: распознавать понятия и их составляющие при соотнесении видовых понятий с родовым и исключать лишние понятия.
Время, отводимое на выполнение задания: до 5 минут.
Оценивание качества выполнения задания: правильное выполнение задания оценивается в 1 балл; Если указаны два и более ответов (в том числе правильные), неверный ответ или ответ отсутствует — 0 баллов.
Алгоритм выполнения задания
Проанализировать условие задания.
Определить тематическую принадлежность приведённого перечня терминов по родовому понятию задания (к какому разделу курса обществознания относится).
Проанализировать предложенный перечень терминов, каждый из которых соотнести с родовым понятием с целью нахождения лишних элементов.
Ответ:
Установить лишние элементы в перечне терминов.
Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав предложенный перечень терминов.
Записать ответ в виде комбинации цифр (например, 24, 36 и т. д.)
Слайд 11Задание В5 - Характеристика задания
Содержание задания: на дифференциацию
в социальной информации фактов и мнений
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Уровень сложности задания: базовый.
Умение, проверяемое заданием: различать в социальной информации (в тексте, состоящем из пяти положений) содержащиеся в ней факты, теорию и мнения (оценки).
Время, отводимое на выполнение задания: до 5 минут.
Оценивание качества выполнения задания: правильное выполнение задания оценивается в 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (с одним неверно указанным символом) или неполное выполнение задания (отсутствие одного символа в верной комбинации ответа) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) — 0 баллов.
Слайд 12Алгоритм выполнения задания
Прочитать приведённый текст, каждое положение которого обозначено
определённой буквой.
Последовательно оценить каждое из положений,
Соотнести каждое приведённое положение с определениями факта, суждения и теории. Вспомогательный приём — мысленно «подставить» вводные слова (например, «по мнению экспертов»).
Установить верную комбинацию цифр (например, 21123, 11322 и т. д.).
Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав приведённый текст.
Записать ответ в виде комбинации цифр (например, 21123, 11322 и т. д.) разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки.
Слайд 131) Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго
установлена. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить. Например: «Инфляция в 2010 году составила 6,8%», « Теорию социальной стратификации в первой половине ХХ века разрабатывал великий русский социолог П.А.Сорокин».
Слайд 142) С научным объяснением факта связана его оценка — положительное или
отрицательное отношение. Суждения включают в себя:
2.1) оценочный компонент («замечательный», « плохой», «агрессивный», «безнравственный» или же ассоциацию — образ, например, «Революция - «локомотив» истории»);
2.2) отношение как объяснение причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («Обострение глобальных проблем свидетельствует, по мнению ученых, о кризисе современной цивилизации», «Видимо, невозможно выделить единый, универсаль-ный критерий принадлежности к среднему классу».)
В тексте, как правило, оценочное суждение содержит такие речевые обороты, как «Считается, что...», «Видимо, невозможно...», «С точки зрения исследо-вателей...», «Можно предположить, что...» и т.д.
Слайд 15
3) Теоретическое утверждение – это такое исходное утверждение, на котором основано
научное социально-гуманитарное знание или утверждение, выведенное в процессе непротиворечивых рассуждений из ранее установленных утверждений данной теории, которое не противоречит всем смежным с ним утверждениям.
Например, «Горизонтальная мобильность характеризует процесс перемещения индивидов без изменения их социального положения» или «Рациональное познание определяется как различные мыслительные операции».
Слайд 16Фактический характер обычно в исторических фактах, фактах общественной жизни, в событиях,
которые имели место быть; оценочные суждения - это мнение автора, носящее личностный, субъективный характер, оценки или прогноз, мнение ученых или общественных деятелей;
теоретические утверждения - это результат научного познания, научные законы или теории, статистические данные.
Слайд 19Отработка навыков решения различных заданий