Слайд 1Стихотворение Романа Сефа «Необычный пешеход».
Кто по улице идет?
Hеобычный пешеход.
У него пятьсот
имен:
Hа заводе - слесарь он,
В яслях он - родитель,
В кинотеатре - зритель,
А пришел на стадион -
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он - мечтатель в дни весны,
Он - защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду -
Гражданин своей страны!
Какие здесь ключевые слова?
Слайд 2Кто такой гражданин и какими чертами он должен обладать? выберите из
разных картинок, свой портрет гражданина
Слайд 31. изображение девочки с государственным флагом
2. портрет М. И. Кутузова
3. портрет
Александра Невского
4. изображение митинга политической партии
5. изображение людей, сидящих в ресторане
6. изображение вооружённых людей экстремистской направленности.
7. изображение военных.
Слайд 41. изображение человека с государственным флагом
2. портрет М. И. Кутузова
3. портрет
Александра Невского
4. изображение митинга политической партии
5. изображение людей, сидящих в ресторане
6. изображение военных
Слайд 5Слово "достойный"означает "заслуживающий похвалы, уважаемый, почтенный".
- Как вы думаете, какого
человека можно назвать достойным сыном своего Отечества?
Давайте вспомним:
- Что значит быть патриотом?
- Как человек может служить Отечеству?
Слайд 6- Патриот - это человек, служащий Родине, а Родина - это,
прежде всего народ.
Патриот - это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей Родины. Слово патриот заимствовано из греческого языка. У древних греков так именовались земляки (люди, которые родились в одном месте). Другое название земляков - соотечественники. Место рождения именуют по-разному: Родина, Отечество, Отчизна.
Слайд 7Чтобы быть патриотом, нужно любить свою Родину. Настоящему патриоту свойственно видеть
не только достоинства, но и недостатки. Истинный патриот постарается сделать жизнь у себя на Родине лучше, достойнее. В трудные времена, когда грозит опасность Родине, человек должен встать на её защиту.
Слайд 8Известный французский философ Декарт сказал: «Определяйте значения слов, и вы избавите
свет от половины заблуждений».
Выскажите своё мнение: - Патриот и гражданин - это идентичные понятия?
Слайд 9 Гражданин
В словаре В.И.Даля слово “гражданин” обозначает:
— человек как
городской житель;
— человек как член общины;
— каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.
В “Словаре русского языка” С.И.Ожегова значения дополняются следующими:
-лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенного совокупностью политических и иных прав;
-взрослый человек, мужчина, а также форма обращения;
Слайд 10 Гражданин
В “Словаре современного русского литературного языка”
есть значения:
-гражданин-человек, служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе;
-невоенный;
-нецерковный.
Толковый словарь Д.Н.Ушакова
Сознательный член общества, человек, подчиняющий свои личные интересы общественным.
Слайд 11В учебнике: Н.А. Некрасов «А что такое гражданин? – Отечества достойный
сын».
- Гражданин-человек, служащий Родине, народу, заботящийся об общественном благе.
Для гражданина небезразлична судьба страны, народа, своих друзей, близких. Гражданин влияет на то, что и как происходит в стране.
Слайд 12- Как выдумаете, какое определение больше подходит нашему уроку? - Как
будет звучать тема урока?
- Какие цели можно определить на данный урок?
Слайд 13Тема: Гражданин России.
Запишем дату и тему урока.
- Давайте узнаем, где же
впервые появилось понятие гражданин?
Данное понятие сложилось в Древнем Риме и Древней Греции. афинское государство было демократическим. Слово "демократия" означает "власть народа". Важнейшие решения в этом государстве принимались голосованием на народном собрании. Однако в этом собрании могли участвовать не все жители Афин, а только граждане. Рабы не были гражданами. Не имели права голоса женщины. Только граждане могли участвовать в управлении государством, голосовать в народном собрании, занимать государственные должности, входить в состав суда.
Слайд 14Запишем в Тетрадях
гражданин - человек, который принадлежит к постоянному населению данного
государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.
Слайд 15
- Как вы думаете, что такое гражданство?
- Как вы думаете гражданство
и подданство - это одно и то же?
- Сходны они или различны?
Слайд 16- Гражданство - это устойчивая правовая связь лица с конкретным государством.
Гражданство проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью.
Термин подданство применяется для обозначения гражданства в государствах с монархической формой правления.
Слайд 17- Можно ли в России участвовать в решении государственных дел таким
же способом, как в Древних Афинах?
- Каков главный закон нашего государства?
Слайд 18- Россия - огромная страна, не сравнимая с небольшим Афинским государством,
существовавшим в Древней Греции. В наше время гражданин - это человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.
- Основным законом нашей страны является Конституция России. Слово Конституция в переводе с латинского обозначает "установление". Конституция - это основной закон, по которым живёт государство. Права и обязанности граждан страны записаны в нашей Конституции. В Конституции РФ записано, что её граждане имеют право участвовать в управлении делами государства.
Слайд 19- Самые важные вопросы государственной жизни могут быть решены путём голосования
всех граждан России.
- Как называется такое голосование?
- Знакомо ли кому-нибудь понятие референдум?
- Что оно обозначает?
Слайд 20Текст учебника с. 108:
Выборы - это избрание лиц, а референдум -
это решение вопросов.
Гражданин влияет на то, что и как происходит в стране. И это влияние осуществляется через выборы.
Политический словарь:
Выборы — способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования. Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством.
Слайд 21Выборы— это процесс, в ходе которого происходит избрание либо переизбрание кандидатов
на какой-либо пост, например, выборы на пост главы государства, на пост губернатора. Выборы происходят посредством голосования граждан в специальных пунктах.
Участие в выборах – проявление социальной ответственности, совести, правовой и политической культуры человека
Слайд 22Текст учебника с. 108 :
- Если ты родился в России и
твои родители граждане этой страны, то ты становишься гражданином с рождения. Самостоятельно осуществлять свои права и обязанности граждане могут с 18 лет. Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать. А обязанности - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет.
Слайд 23- Граждане нашей страны имеют равные права и обязанности.
-А как
вы понимаете слова: права и обязанности?
-С какого возраста человек становится гражданином?
Слайд 24На избирателе лежит большая ответственность. От его воли, компетентности, прозорливости зависит
будущее страны.
«Выборы в лесу»
Выборы Царя зверей
Кандидаты:
Медведь – сильный, выносливый
Волк– хищный, коварный, злой
Лиса – модная, хитрая
Заяц –трусливый, хвастливый
Тигр– мудрый, справедливый, честный
Как вы думаете, кто из зверей достоин победы? Почему?
Какими качествами должен обладать кандидат?
А в человеческом обществе на какие качества мы должны обращать внимание?
Слайд 25Но на выборы пришли не все звери леса: кого-то запугал Волк,
кто-то поленился прийти, кто-то заболел. И выиграл не самый достойный, а самый коварный — Волк.
Почему так получилось?
Но через неделю звери захотели переизбрать своего царя. Выбрали Лису. Через 2 дня – Зайца. На выборы не пустили старого волка, но зато пришли 3 зайчонка. А хитрая лиса проголосовала целых 4 раза! И началась в лесу чехарда. Почему так произошло в лесу? Чего зверям не хватает? Что им нужно, чтобы был порядок?
Слайд 26- Выбирать надо самого достойного. Кандидат должен быть мужественным, сильным, умным,
уметь отстоять свои взгляды, быть защитником, быть патриотом, любит свою Родину.
Слайд 27- Давайте посмотрим, какими законами обеспечиваются выборы в нашей стране.
- Назовите
эти законы.
Какие гражданские права и обязанности вы знаете?
Статья 41 Конституции РФ
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».
Слайд 28Работа со схемой учебника с. 109. Главные гражданские права:
Право на жизнь
Право
на свободу
Право на личную неприкосновенность
Право на труд
Право на отдых
Право на свободу слова
Право на свободу совести
Право на образование
Право на медицинское обслуживание
Слайд 29Граждане РФ обязаны:
соблюдать Конституцию и другие законы РФ; защищать Отечество; платить
законно установленные налоги; бережно относиться к природным богатствам; беречь памятники истории и культуры.
Слайд 30- Быть настоящим гражданином и патриотом своей страны - это значит
любить и гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни, беречь и умножать богатства родного края.
Слайд 31с.109. "Моя хата с краю".
- Подумайте над фактами, приведёнными в
тексте и ответьте на поставленные вопросы:
-Каких людей можно назвать достойными гражданами? Можно ли их перечислить, кто они?
Слайд 32-Таких людей у нас очень много, потому что русские - это
трудолюбивый и настойчивый народ. Всех их назвать сейчас невозможно. Но это и писатели, и политики, и певцы, и спортсмены, и врачи, и учителя, которые своим трудом прославили нашу Россию, их имена известны в мире. Среди нас есть люди, которых мы видим каждый день, живем, учимся, работаем вместе с ними. Эти люди смело могут носить почетное звание «Гражданин России». Это могут быть и дети - ученики нашей школы. Они прославили город, село, школу, семью, себя.
Слайд 33Отношение человека к Родине выражено в пословицах:
Человек без Родины …
Родина-мать, …. Для Родины своей…. На чужой стороне и…. Жить -…. Родной свой край…
Слайд 34Человек без Родины -что соловей без песни
Родина-мать, умей за нее постоять
Для
Родины своей жизни не жалей
На чужой стороне и весна не красна
Жить - Родине служить
Родной свой край люби и знай, делами прославляй
Слайд 35Теперь обратимся к рабочей тетради с. 69 № 4 - заполните
таблицу (найдите не менее 3х отличий).
Слайд 36Вам предлагается небольшой тест (5-7 мин.)
Слайд 38- Обсудим и выскажем своё мнение о том, что означает термин
«Гражданин России».
- Что вы можете сделать для своей Родины как школьник, и как гражданин?
- А кто из вас может про себя сказать, что он является гражданином России и почему? Выскажите свою личностную позицию и объясните её.
- А какими правами вы уже пользуетесь?
- Как осуществляется решение важных вопросов в государстве?
Слайд 39- 1. Прилежно учиться. 2. Выполнять требования учителя, дежурных. 3. Соблюдать
технику безопасности. 4. Беречь школьное имущество. 5. Выполнять распорядок дня. 6. Придерживаться правил культурного поведения. 7. Уважать права других.
Каждый ребенок имеет право: на жизнь, на жизнь в семье со своими родителями, на получение образования, на отдых, на свободу слова и веры, на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, на собственное мнение.
Слайд 40Выбираем домашнее задание.
Домашнее задание на выбор: написать мини-сочинение "Каким гражданином я
хочу стать" или рассказ о том, кого из известных россиян - современников или предков ты считаешь настоящими гражданами.
Слайд 41Что понравилось на уроке?
-На что не хватило времени?
-Что хотели
бы ещё узнать?
- Что было наиболее трудным? Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке, в дальнейшей жизни? Где?
Слайд 42- Правда приятно чувствовать себя уверенным человеком, быть гражданином такого государства,
как Россия. Встаньте. Расправьте плечи. Поднимите выше подбородок и с чувством гордости произнесите: «Я - гражданин России»! Помните: именно от вас зависит завтрашний день страны, будущее нашего государства.