Слайд 1Деятельность
в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор
Иванчук Елена Николаевна, Учитель
БОУ г. Омска «СОШ № 134»
Слайд 2Знать:
понятия и термины: «профессия», «должность», «профессия социально-гуманитарного профиля», «профессиограмма»;
особенности профессиональной деятельности
в сфере социально-гуманитарного профиля;
Уметь:
выяснять и обсуждать потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля;
охарактеризовать и анализировать основные профессии социально-гуманитарного профиля;
развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования
по социальной проблематике;
вырабатывать гражданскую позицию
Слайд 3Один учитель даже в 80 лет работал вместе с учениками, ухаживая
за садом. Он расчищал дорожки, подрезал деревья и вскапывал землю. Ученикам было жалко видеть своего старого учителя за тяжелой работой. Зная, что он не послушает их совета оставить ее, они решили спрятать его инструменты. В тот день учитель не стал есть. На другой день он снова не ел. И на третий день он продолжал голодать. «Он, верно, рассердился на то, что мы спрятали инструменты, - догадались ученики. - Положим мы их лучше обратно».
И в тот день учитель работал и ел, как и прежде. Вечером, наставляя учеников, он сказал: «Нет работы, нет еды!»
? – О чём эта притча?
Слайд 4«профессия»?
- род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки.
Слайд 5- Сегодня социологи много говорят о новом явлении в российской жизни
- избыточном образовании.
Суть проблемы:
1. В общей численности безработных увеличивается число людей с высшим образованием.
2. Растет число выпускников вузов, работающих не по специальности, а на должностях, которые вообще не требуют высшего образования.
Социологи подсчитали: количество менеджеров, экономистов и юристов превышает потребность российского общества больше, чем на одну треть.
- Как вы считаете, почему складывается подобная проблема?
- Можно ли ее решить?
Слайд 6Задание: - Разбившись на группы, попробуйте составить проект решения проблемы «избыточного
образования».
Обсудите, кого из выпускников «выберет» рынок труда?
(По ходу обсуждения вопроса нарисуйте схему.)
- Придумайте советы для тех, кто хочет устроиться на работу
Слайд 7
Задание: - В парах попробуйте составить рекомендации по составлению резюме для
поступления на работу».
(3-4 минуты)
Слайд 815 правил оформления резюме
1. Резюме должно иметь выраженную структуру и
простой язык изложения, чтобы у работодателя ушло минимум времени на просмотр резюме и принятие решения. В тексте должны бросаться в глаза ваши ключевые способности, достижения, опыт.
2. Резюме должно быть правильно оформленным, важно, чтобы при его чтении не рассеивалось внимание. Необходимо сочетать аккуратные промежутки, ровные поля и не пренебрегать абзацами. Печатать резюме лучше на лазерном принтере - так ваш текст будет выглядеть более презентабельно.
3. Резюме должно быть кратким. Оптимальный объем -1 страница. Останавливайтесь подробно на опыте за последние 5-7 лет. Обязательно излагайте смысл грамотно, избегайте второстепенных деталей.
4. Резюме должно быть продуманным, Его содержание должно полностью соответствовать направлению работы, на которую вы претендуете. Если вы можете занимать разные должности, отправляйте несколько резюме.
5. Резюме должно быть доказательным. Приведите результаты последней работы, используя числа и проценты; покажите реальный результат вашей деятельности.
Слайд 96. Резюме должно быть точным. Остерегайтесь общих мест и лишних определений.
7. Резюме должно быть аккуратным. Указывая на свой положительный опыт, не заговаривайтесь, не хвастайте.
8. Резюме должно быть внешне привлекательным. Используйте качественную бумагу, желательно кремовую или белую. Шрифт должен быть хорошо читаемым, как правило, в диапазоне от 12 до 14 пунктов.
9. Резюме должно быть простым. Не увлекайтесь графическими рисунками, вычурными рамками, виньетками и прочей ерундой. Ни в коем случае не усложняйте текст аббревиатурами, которые, кстати, могут быть неизвестны работодателю. Полностью пишите названии школ, институтов и городов.
10. Резюме должно быть энергичным. Используйте глаголы действия, характеризуя свой опыт: «устроил» «организовал», «наладил» и пр.
Слайд 1011. Резюме должно быть корректным. Пользуйтесь краткими фразами и не увлекайтесь
длинными словосочетаниями. Употребляя при необходимости специфические технические термины, позаботьтесь, чтобы они были понятны неспециалистам.
12. Резюме должно быть безупречным. Не доверяйте компьютерному редактору. Обязательно перечитайте текст вслух, чтобы убедиться в отсутствии ошибок и двусмысленностей.
13. Резюме должно быть читабельным. Помните, что неразборчивое резюме чаще всего остается непрочитанным.
14. Резюме должно быть официальным. Не перегружайте его данными личного характера, а именно: сведениями о родственниках, вашем весе, росте, здоровье. Ни в коем случае не прилагайте к резюме свою
фотографию (кроме тех случаев, когда это требует работодатель).
15. Резюме должно быть законченным. Работодатели отлично понимают, что если они затребуют рекомендации, то вы их предоставите. Поэтому не пишите в резюме: «Рекомендации прилагаются».
Слайд 11Задание: Прокомментируйте следующий факт:
Если производительность труда работника, правильно избравшего профессию
и выполняющего работу с желанием, принять за 100%, то у человека работающего, но неправильно выбравшего профессию, она будет равняться 50%, а у работающего без желания, да к тому же еще и неправильно выбравшего профессию, - 30%.
??
- А всегда ли правильно люди делают свой выбор?
- Что обязательно необходимо учитывать при выборе профессии?
Слайд 12советы молодым людям, которые выбирают будущую профессию:
1. Необходимо убедиться в
том, что при выборе профессии вы не ошиблись в оценке собственных способностей и потребностей.
2. Вы должны хорошо себе представлять, где ваши знания впоследствии вам пригодятся, где они будут востребованы.
3. Выбирая будущую профессию, вы должны хорошо знать, чем вам придется заниматься, т. е. представлять круг ваших обязанностей, плюсы и минусы будущей работы.
4. Соотнесите понравившуюся вам специальность с общественными потребностями общества.
Слайд 14Особенности профессий социально-гуманитарного направления:
• оказывают влияние на человека;
• система «человек-человек»;
• коммуникативные способности;
• способности к эмпатии;
• несут элемент творчества;
• уважение к личности, толерантность;
• постоянное самообразование;
• умение неординарно мыслить.
Слайд 15Задание: - Разбившись на группы, выполните творческое задание. Составьте профессиограмму следующим
профессиям:
Группа 1 - политолог.
Группа 2 - социолог.
Группа 3 - психолог.
Группа 4 - преподаватель.
Группа 5 - социальный педагог.
Используйте следующий план:
1. Круг обязанностей.
2. Необходимые способности и черты характера, необходимые для данной профессии.
3. Плюсы профессии.
4. Минусы профессии.
5. Возможные трудности.
6. Особенности профессиональной деятельности.
Слайд 16Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?»
Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто.
На деньги можно купить:
• постель - но не сон;
• еду - но не аппетит;
• лекарства - но не здоровье;
• слуг - но не друзей;
• женщин - но не любовь;
• жилище - но не домашний очаг;
• развлечения - но не радость;
• учителей - но не ум.
И даже то, что названо, не исчерпывает списка.
Слайд 17Домашнее задание:
Выучите § 5-6, составьте профессиограмму любых двух профессий:
журналист,
психолог, телеведущий, искусствовед, экскурсовод,
воспитатель детского сада.
Слайд 18Информационные ресурсы
Е. Н. СОРОКИНА, ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ,
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ, 10 класс, МОСКВА • «ВАКО» • 2009
Иванчук Елена Николаевна, Учитель БОУ г. Омска «СОШ № 134»