Презентация, доклад по обществознанию История развития Человечества

Содержание

ИСТОРИЯ ВОЗЗРЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ОБЩЕСТВА 1. Происхождение человека и человечества. 2. Ученые

Слайд 1Тема:
ИСТОРИЯ
ВОЗЗРЕНИЙ

НА РАЗВИТИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ОБЩЕСТВА

Подготовила
Сусорова Людмила Александровна
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №13 г.о. Самара

Материалы для заключительного занятия элективного курса «Глобальный мир в XXI в» I модуль «Современные теории глобального мироустройства», подготовки к предметной олимпиаде по обществознанию и праву 10 – 11 классы.

Тема: ИСТОРИЯ     ВОЗЗРЕНИЙ        НА РАЗВИТИЕ

Слайд 2ИСТОРИЯ ВОЗЗРЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

И ОБЩЕСТВА 1. Происхождение человека и человечества. 2. Ученые о развитии общества. 3. Классификации теорий.
ИСТОРИЯ ВОЗЗРЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Слайд 3
Теория естественного происхождения.
Жизнь произошла естественным путем в результате саморазвития химических

и физических процессов.
2. Жизнь самозарождается при создании для этого подходящих условий, и это на протяжении
Всей истории Земли на ней происходило неоднократно, однако попытки создания жизни в искусственных лабораторных условиях (в «пробирке») химическим путем пока не удались.
Теологическая теория.
Жизнь была создана сверхъестественным существом (Богом и т.п.), к этому направлению
примыкают теологи и философы-идеалисты. Этот процесс был произведен один раз, больше он не
повторится и поэтому не доступен экспериментальной проверке.
Космического происхождения .
Жизнь на Землю была занесена из космоса, поскольку в нем зародыши жизни и белковые
элементы непрерывно переносятся с планеты на планету (подтверждено исследованиями).

Теории происхождения человека и человечества

Теория естественного происхождения. Жизнь произошла естественным путем в результате саморазвития химических и физических процессов. 2. Жизнь самозарождается

Слайд 4Он считал опорой порядка и государства
средний класс.
Кроме него было

еще два класса — богатая
плутократия и лишенные собственности
бедняки.
Государство лучше всего управляется если:
1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении;
2) эгоистические интересы богатых ограничены;
3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.
Несовершенства общества, считал он исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей.

Ученые о развитии общества.

384-322 гг. до н. э.

древнегреческий
философ,
великий ученик Платона, учившийся
у него 20 лет.
Учитель Александра Македонского.
Основатель собственной философской
Школы - Ликеи

Аристотель

Он считал опорой порядка и государства средний класс. Кроме него было еще два класса — богатая плутократия

Слайд 5



(427—347 до н.э.)
Платон
античный
философ
Ученик Сократа,
основал философскую
школу, получившую
название

Академии.
Автор знаменитого
произведения
«Государство»

Ученые о развитии общества.

Он разделил общество на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов охраняющих его от смуты и беспорядка;
низший, где числились ремесленники и крестьяне.
Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, знать необходимо лишить частной собственности, которая, согласно его мнению развращает нравы людей.

К управлению государством следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых, ведущих аскетичный образ жизни.

(427—347 до н.э.)Платон античный философУченик Сократа, основал философскую школу, получившую название Академии.Автор знаменитого произведения «Государство»Ученые о развитии

Слайд 6Ученые о развитии общества.
(1469—1527)
Никколо Макиавелли
итальянский политический писатель и дипломат

периода Возрождения.
Его имя часто употребляется
как синоним предательства, коварства и политического аморализма.
Наиболее известная работа «Государь»

Впервые в истории вводит понятие государства.
Под этим термином он понимал и форму правления и определенную территорию.

Цикл государственной эволюции у большинства народов представлял так:
Монархия сменяется олигархией, та — республикой, которая в свою очередь уступает место единоличному правлению.
По форме правления делит государства на
республики,
государства, управляемые единовластно,
и на лицензии (наихудший тип).
Наилучшая форма правления – республика.

Считал политику искусством, которое не зависит от морали и религии, по крайней мере когда речь идет о средствах, а не о целях.
Коварство и насилие — это средства политики

Ученые о развитии общества.(1469—1527)Никколо Макиавелли итальянский  политический писатель и дипломат периода Возрождения.Его имя часто употребляется как

Слайд 7
Рене Декарт
(1556— 1650)
французский
ученый математик,
философ, физик и
физиолог, создатель
аналитической


геометрии
и современной
алгебраической
символики,
автор метода
радикального
сомнения
в философии,
механицизма в
физике

Ученые о развитии общества.

Его знаменитые труды: "Правила для руководства ума", "Трактат о свете", "Метафизические размышления о первой философии", "Начала философии", "Описание человеческого тела" «Рассуждение о методе»
Главные тезисы:
Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм.
В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных ее видов. Материя состоит из элементарных частиц, взаимодействие которых и производит все природные явления.
Математика - мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.

Его учение о человеке дуалистично.
Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных.
Из всех способностей человеческой души он на первое место выдвигал волю.

Рене Декарт (1556— 1650)французскийученый математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор

Слайд 8Ученые о развитии общества.
(1561—1626)
Фрэнсис Бэкон
английский философ, историк, политический деятель, основоположник

эмпиризма.

Самый знаменитый афоризм «Знание — сила»

Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания:
познание добра и зла,
познание сотворенных Богом вещей.
Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию.
А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума.

Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.

В основе научного познания должны лежать индукция и эксперимент.

Ученые о развитии общества.(1561—1626) Фрэнсис Бэконанглийский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.Самый знаменитый афоризм «Знание — сила»Бог

Слайд 9Ученые о развитии общества.
Томас Гоббс
Один из основателей «договорной» теории происхождения государства.


Государство он рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех».
Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого - обеспечение мира и безопасности.
Он придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое считает он абсолютным сувереном.
В вопросе о формах государства его симпатии на стороне монархии.
Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

английский философ-материалист,
наставник
лорда Гардвика впоследствии графа Девонширского. После смерти графа был наставником
его сына.

(1588-1679)

Ученые о развитии общества.Томас ГоббсОдин из основателей «договорной» теории происхождения государства. Государство он рассматривает как результат договора

Слайд 10

Джон Локк
(1632-1704)
британский
педагог и
философ,
представитель
эмпиризма и
либерализма,
один из самых

влиятельных
мыслителей
эпохи
Просвещения

Ученые о развитии общества.

Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.
Естественное право — право на частную собственность; право на свободу передвижения, на свободный труд и на его результаты.
Теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону).
Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную.
Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях.
Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.
Разрабатывал идеи демократической революции.
Он считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.

Джон Локк(1632-1704)британский педагог и философ,представитель эмпиризма и либерализма, один из самых влиятельных мыслителей эпохи Просвещения Ученые о

Слайд 11Ученые о развитии общества.
немецкий философ,
преподаватель Кёнигсбергского университета
родоначальник немецкой классической философии,

стоящий на грани эпох Просвещения
и Романтизма.

Категорический императив требует соблюдения долга

«Поступай всегда так, как ты бы мог пожелать, чтобы так поступали все»

Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание. Человек — это высшая ценность, это личность, индивидуальность.

В учении о государстве развивал идею народного суверенитета
Признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь».

Государство (в широком смысле) — объединение множества людей, подчинённых правовым законам.

Все государства имеют три власти:
законодательная (верховная) — принадлежит только объединенной воле народа;
исполнительная (действует согласно закону) — принадлежит правителю;
судебная (действует согласно закону) — принадлежит судье.

Иммануи́л Кант

(1724-1804)

Ученые о развитии общества.немецкий философ, преподаватель Кёнигсбергского университетародоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и

Слайд 12Ученые о развитии общества.
(1770-1831)
немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии

и философии романтизма.
Защитил две диссертации, но был плохим лектором

Георг Вильгельм
Фридрих
Гегель

Значение его философии заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.

Он сформулировал законы и категории диалектики.

Три закона диалектики (суть истории развития).
Закон перехода количественных отношений в качественные.
Закон направления развития (отрицание отрицания). Развитие происходит по спирали.
Закон единства и борьбы противоположностей.

Он высказал мысль о закономерностях общественного прогресса.
Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно диалектике, прошли длинный путь исторического развития

Ученые о развитии общества.(1770-1831)немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.Защитил две диссертации, но

Слайд 13Ученые о развитии общества.

Шарль-Луи де Секонд, барон Ля Брэд и де

Монтескьё
(1689 -1755)
французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел»,
сторонник натуралистического подхода в изучении общества.

Самый знаменитый афоризм
«Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».
Он считал необходимым, чтобы в любом государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная.
Он установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».
Он устанавливает соответствия между законами и принципами правления.
Под принципом правления он понимает основополагающую идею, которая приводит в движение ту или иную форму правления.
Для демократической республики такой идеей выступает честь и добродетель,
Для аристократической - умеренность,
Для монархии - честь,
Для деспотии - страх.

Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический.
Республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа (демократия) или части его (аристократия).
Монархическое, — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов вместе с дворянством, которое предотвращает превращение монархии в деспотию; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».

Ученые о развитии общества.Шарль-Луи де Секонд, барон Ля Брэд и де Монтескьё (1689 -1755)французский писатель, правовед и

Слайд 14Ученые о развитии общества.
Жан-Жак Руссо
(1712-1778) французский писатель, мыслитель, композитор.
Представитель

французского последнего (революционного) этапа Просвещения.
Автор произведений «Новая Элоиза», «Эмиль» «Общественный договор».
Служил лакеем, писцом, гувернёром, учителем музыки

«Человек рождается свободным» - этими словами начинается "Общественный договор"
Всеобщее равенство и свобода людей — естественное состояние, разрушенное влиянием частной собственности.
Неравенству и жестокой эксплуатации народа, противопоставляет "естественное состояние", первобытного времени, где люди были равны и свободны.

Мелкую собственность, основанную на личном труде, считает незыблемой основой общества, не менее священной, чем свобода.

Государство возникает в результате общественного договора.
Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость . Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен.

Ученые о развитии общества.Жан-Жак Руссо (1712-1778) французский писатель, мыслитель, композитор. Представитель французского последнего (революционного) этапа Просвещения.Автор произведений

Слайд 15Дэвид Юм
(1711-1776 )
экономист
историк,
публицист,
представитель
шотландского
Просвещения.
философ,


представитель
эмпиризма и
агностицизма,
предшественник
позитивизма.
Автор
«Трактата о
человеческой
природе»

Ученые о развитии общества

«Познание начинается с опыта и заканчивается опытом»
Так как опыт всегда ограничен прошлым, мы не можем постичь будущего. Но и о мире существующем не может быть получено истинное знание. Он отвергает возможность теоретического знания о мире, отрицает причинно-следственную связь явлений.
Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Общество, согласно его взглядам, возникло в результате естественного развития семейных и родовых отношений людей на основе осознания определенных общих интересов. Основной движущей силой развития общества считает он удовлетворение потребностей и достижение прибыли.
С возникновением власти общество становится государством.

Первым систематически разработал теории труда, денег, прибыли, налогообложения, международной торговли и торгового баланса.

Дэвид Юм (1711-1776 )экономист историк, публицист, представитель шотландского Просвещения. философ, представитель эмпиризма и агностицизма,предшественник позитивизма.Автор «Трактата о

Слайд 16В целом, картину мира, согласно его философии можно представить следующим образом:

абсолютно существует только бог, дух существует относительно бога, ощущения - относительно духа, а вещественные объекты - относительно ощущений, причем существование последних постоянно ставится им под сомнение.
Внешний мир не существует независимо от восприятий и мышления: бытие вещей состоит в их воспринимаемости.

Ученые о развитии общества

Бе́ркли Джордж
(1685—1753)
английский философ, епископ в Клойне (Ирландия).

В целом, картину мира, согласно его философии можно представить следующим образом: абсолютно существует только бог, дух существует

Слайд 17Адам Смит
(1723--1790)
шотландский
экономист и
философ,
основоположник
современной
экономической
теории.

Ученые о

развитии общества

Рассматривает на человека с трех сторон:
с позиций морали и нравственности,
с гражданских и государственных позиций,
с экономических позиций.
Он считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде, сумма которых и образует интересы общества. Такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.
Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой он видел в частной собственности.
Он создал логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.

Самый известный его афоризм - «невидимая рука рынка»

Адам Смит (1723--1790)шотландский экономист и философ, основоположник современной экономической теории.Ученые о развитии обществаРассматривает на человека с трех

Слайд 18Фридрих Ратцель
(1844 - 1904)
Лейпцигский
Университет
немецкий
географ и
этнолог,
социолог;
основатель
антропогеографии.


В его трудах
содержатся все
основные идеи, на
которых
базируется наука
геополитика.

Ученые о развитии общества

Основные положения его теории:

Государства - это организмы, которые рождаются, живут,
стареют и умирают.

2) Рост государств как организмов определен заранее.

3) Важнейшими факторами среды, оказывающими воздействие на культуру, он считал географическое местоположение, климат, почву, рельеф, близость к морю и т.д. Даже в условиях развитой культуры, которая становится самостоятельным фактором истории, каждый народ тесно связан со средой своего обитания. Исторический пейзаж откладывает свой отпечаток на гражданина государства.

4) Главной идеей является теория "жизненного пространства". Он выдвинул гипотезу о противостоянии между "континентальными державами" и "морскими державами».

Фридрих Ратцель(1844 - 1904)Лейпцигский Университетнемецкий географ и этнолог, социолог; основатель антропогеографии. В его трудах содержатся все основные

Слайд 19Интеллектуальная эволюция человечества. Три теоретические стадии:
Теологическая: все явления объясняются на

основе религиозных представлений;
Метафизическая: «идеи» Платона, «формы» Аристотеля и схоластов, «общественный договор», «права человека», «субстанция» Спинозы, «вещь в себе» Канта, «абсолютный дух» Гегеля, «материя» материалистов и так далее.
Научная: на этой стадии главенствует научное познание, которое стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений.

Социология устанавливает законы общественного развития.

Общество третьей стадии. Согласно его представлениям в новом
позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и
рабочих. Внутри этого общества — строгая иерархия. Собственность
находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для
которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится
«необходимая социальная функция» по созданию и управлению
капиталами, формированию рабочих мест. Духовно-идеологическими
проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты и
учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые
пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при
такой организации общество будет самосовершенствоваться и
самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся
система, где каждый элемент выполняет свою функцию.

Ученые о развитии общества

Конт
Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́
(1798 -1857)
французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики»

Интеллектуальная эволюция человечества. Три теоретические стадии: Теологическая: все явления объясняются на основе религиозных представлений; Метафизическая: «идеи» Платона,

Слайд 20Иеремия
Бентам
(1748-1832)
английский
философ,
юрист,
социолог,
один из
крупнейших
теоретиков
политического
либерализма.
Ученые

о развитии общества

Главными движущими мотивами человека являются удовольствие и страдание. Они обусловливают все его суждения, решения и поступки. Человеку свойственно стремиться к удовольствию и избегать страдания. Принцип пользы учитывает оба этих мотива.

В основе этики лежит «принцип пользы», согласно которому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. Понятие пользы выражает свойство или способность какого-нибудь предмета предохранить от зла или доставить благо. В определении пользы принимаются во внимание частные интересы человека.

Критерием морали выступает «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья».

Высшей целью человеческой жизни является наивысшее счастье наибольшего числа людей

Иеремия Бентам(1748-1832)английский философ, юрист,социолог, один из крупнейших теоретиков политического либерализма.Ученые о развитии обществаГлавными движущими мотивами человека являются

Слайд 21Герберт Спенсер
(1820-1903)
английский
философ,
социолог
один из
родоначальников
эволюционизма,
основатель
органической
школы

в
социологии,
идеолог
либерализма

Ученые о развитии общества

Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой.
Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.
Концепция социальных институтов
Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.
Институты:
Домашние
Обрядовые
Политические
Церковные
Профессиональные и промышленные

Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». Принцип индивидуализма : «Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека».

Герберт Спенсер(1820-1903) английский философ,социолог один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии, идеолог либерализмаУченые о развитии

Слайд 22Карл Маркс
(1818-1883)
немецкий
философ,
социолог,
экономист,
политический
журналист,
общественный
деятель.


Ученые о развитии общества

Формационная концепция развития общества

Его работы сформировали в философии диалектический и
исторический материализм,
в экономике теорию прибавочной стоимости,
в политике теорию классовой борьбы.
Эти направления стали основой коммунистической и социалистической идеологии

Карл Маркс (1818-1883) немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель. Ученые о развитии обществаФормационная концепция развития

Слайд 23Джон Стюарт Милль
(1806-1873)
английский
мыслитель и
экономист.
Написал
множество
журнальных статей,


посвящённых самым
разнообразным
вопросам философии,
политики, экономии
и литературы

Ученые о развитии общества

Критерием истины является опыт; истинным умозаключением можно назвать только такое, которое строго согласуется с объективной реальностью, с фактами. Все наше знание имеет опытное происхождение. Априорных истин, независимых от опыта, не существует.

Как экономист известен своей работой "Принципы политической экономии" , которая стала основным учебником по экономике для начинающих, библией экономистов. Исключительная популярность книги объясняется удачным переплетением элементов классического и антиклассического направлений экономической теории.

Джон Стюарт Милль (1806-1873) английский мыслитель и экономист.Написал множество журнальных статей, посвящённых самым разнообразным вопросам философии, политики,

Слайд 24Рикардо Давид
(1772-1823)
английский
экономист,
идеолог
промышленной
буржуазии
Его труды
представляют


вершину
английской
классической
буржуазной
политической
экономии.

Ученые о развитии общества

Сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии.

Ему принадлежит
первая четкая формулировка количественной теории денег,
разработка теории ренты,
трудовой теории стоимости (единственным источником, которой является труд рабочего, лежит в основе доходов различных классов общества)
заработной платы (сформулировал закон обратно пропорциональной зависимости между заработной платой рабочего и прибылью капиталистов),
исследование процессов движения товаров и денег,
системы налогообложения

Рикардо Давид (1772-1823) английский экономист, идеолог промышленной буржуазииЕго труды представляют вершину английской классической буржуазной политической экономии.Ученые о

Слайд 25Гуго Гроций
(1583-1645)
голландский
юрист и
государственный
деятель, философ,
христианский
апологет,
драматург

и поэт.
Заложил основы
международного
права,
основываясь
на естественном
праве.

Ученые о развитии общества

Государство и составляющий его народ считает явлениями равнозначными.

Народы должны строить свои взаимоотношения руководствуясь не силой, а правом и справедливостью.

В качестве источника права признает и свободную волю бога (право божественное ) и мирское происхождение (право волеустановленное или право человеческое ). Человеческое, источник которого - гражданская власть и права народов, получает "обязательную силу волею всех народов или многих из них». Источником человеческого права является "сама природа человека" и поэтому все правовые явления должны соответствовать началам естественного права.
Оно "столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом".

Его концепцию войны и природной справедливости можно выразить словами «справедливость попирают войны, заставляющие умолкать всякие законы»

Гуго Гроций (1583-1645)голландский юрист и государственный деятель, философ, христианский апологет, драматург и поэт. Заложил основы международного права,основываясь

Слайд 26Алексис Токвиль
(1805-1859)
видный французский политический мыслитель, историк и политический деятель,

лидер консервативной партии, министр иностранных дел Франции.

Ученые о развитии общества

В работе «О демократии в Америке» рассматривал общество сквозь призму соотношения в нем свободы и равенства.

Видел три вида угрозы демократическим институтам:
со стороны политической централизации власти в руках государства, которое может установить контроль над всеми сферами общественной жизни и стать душителем свободы;
со стороны индивидуализма, изолирующего людей друг от друга, замыкающего их в рамки частной жизни и делающего их индифферентными к политике, что может создать благоприятные условия для появления деспотизма;
со стороны «излишней» склонности к полному равенству, что может низвести всех до уровня однородной массы и привести к «равенству в рабстве».

Выступил против революционных преобразований, чреватых многими нежелательными последствиями, отдавая предпочтение эволюционному либерально-демократическому поступательному движению

Алексис Токвиль (1805-1859)видный французский политический мыслитель, историк и политический деятель, лидер консервативной партии, министр иностранных дел Франции.Ученые

Слайд 27Эдуард Бернетт Тайлор
(1832-1917)
выдающийся английский этнограф, культуролог, исследователь религиозных обрядов

и церемоний. Один из основателей этнографии и антропологии.

Ученые о развитии общества

«История человечества, - говорит он - есть часть истории природы; наши мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением волн, сочетанием кислот и оснований и ростом растений и животных... Если где-нибудь закон существует, то он должен быть везде»
Все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Наглядным доказательством эволюции от низших к высшим организмам является его теория переживаний.
История человечества это история прогресса и что различия в его степени коренится не в расовых различиях, а в моменте и степени развития.

Рассматривал культуру (синоним цивилизации) как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе. Культурой он называл полный перечень явлений, составляющих жизнь того или иного народа
Чем больше воспитанных и культурных людей в обществе, тем более оно развито.

Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917) выдающийся английский этнограф, культуролог, исследователь религиозных обрядов и церемоний. Один из основателей этнографии

Слайд 28Льюис Генри Морган
(1818-1881)
американский историк, этнолог.
Он никогда не занимал никаких

должностей в университете, музее или другом научном учреждении, однако являлся признанным лидером среди антропологов.

Ученые о развитии общества

Ядром его теории является идея о едином прогрессивном пути развития человечества.
По его мнению культура человечества развивалась стадиально, от дикости через варварство к цивилизации, и каждой стадии соответствовали определенные технологические и социологические черты.
На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство.
На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия — цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

Им открыты два принципиально различных типа обществ, сменявших друг друга в ходе общественного развития: первый по времени основан на личности и личных отношениях (фактически, речь идет о роде); второй основан на территории и частной собственности и представляет собой государство.
Социальная жизнь человека эволюционировала через ряд семейных форм к моногамии

Льюис Генри Морган(1818-1881) американский историк, этнолог. Он никогда не занимал никаких должностей в университете, музее или другом

Слайд 29Ученые о развитии общества
Джеймс Джордж Фрэзер
(Фрезер, Фрейзер)
( 1854- 1941)
английский

антрополог, культуролог, фольклорист и историк религии.
Основной труд, принесший ему мировую известность, "Золотая ветвь"

Он вывел три стадии духовного развития человечества: магия, религия и наука.
Магия предшествует религии и почти полностью исчезает с её появлением. На «магической» стадии развития люди верили в свои способности изменять окружающий мир магическим способом. Позже люди разуверились в этом и господствующей стала идея, что мир подчиняется богам и сверхъестественным силам. На третьей стадии человек отказывается и от этой идеи. Преобладающей становится вера в то, что мир управляется не богом, а «законами природы», познав которые, можно управлять им.

Идея "психического единства», универсальное сходство проявлений человеческого разума являться важнейшим фактором эволюции человечества.

Ученые о развитии обществаДжеймс Джордж Фрэзер (Фрезер, Фрейзер)( 1854- 1941) английский антрополог, культуролог, фольклорист и историк религии.Основной

Слайд 30Ученые о развитии общества
Шпенглер
О́свальд А́рнольд
Го́ттфрид

(1880-1936)

немецкий
философ-идеалист, представитель философии

жизни, публицист консервативно-националистического направления.

Предметом его философско-культурологических исследований была «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий.
Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» (поскольку она никакого значения не имеет для неевропейских обществ), он предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.
Каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах; все культуры сходны по длительности существования (около 1000 лет) и темпам своего развития; исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия (гомологии) во всех других.
К числу «великих культур относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую

Ученые о развитии обществаШпенглер О́свальд А́рнольд Го́ттфрид (1880-1936)немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления.Предметом его философско-культурологических

Слайд 31ДАНИЛЕВСКИЙ Григорий Петрович
[1829—1890]
русский писатель
публицист
социолог, культуролог, естествоиспытатель, геополитик,


один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.

Ученые о развитии общества

Основные идеи
Критика общечеловеческой цивилизации.
Концепция культурно-исторического типа, состоящего из четырёх основ: религия, культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад. Культурно-исторические типы или цивилизации противостоят этнографическому материалу.
Понятие "культурно-исторических типов" - центральное в его учении.
Согласно его собственному определению, самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою
Он выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории, египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский) типы.
Уже в ближайшем будущем, считал он огромную роль в истории предстоит играть новой культурно-исторической общности - России и славянскому миру.

ДАНИЛЕВСКИЙ Григорий Петрович [1829—1890] русский писатель публицист социолог, культуролог, естествоиспытатель, геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к

Слайд 32Ученые о развитии общества
Питирим Александрович Сорокин
(1889-1968)
российско-американский социолог и культуролог.


Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

История представляет собой социокультурный процесс, нормой которого является динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых «идеальных целей».
В историческом процессе, считал он, имеет место периодическая смена различных «суперсистем», каждая из которых характеризуется особым культурно-историческим «стилем», уникальной «системой ценностей». Ученый выделял три типа «суперсистем»:
«идеациональный», в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм;
«чувственный», в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм;
«идеалистический, характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов.

Любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется по многим критериям – экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр., однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение («вертикальная» и «горизонтальная» мобильность). Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму, что неизбежно приводит «закрытые» системы к кризису.

Ученые о развитии обществаПитирим Александрович Сорокин (1889-1968) российско-американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации

Слайд 33Николай Яковлевич Данилевский
(1822-1885)
русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик,


один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.
Автор произведений
«Россия и Европа», «Дарвинизм»

Ученые о развитии общества

Критика общечеловеческой цивилизации.
Концепция культурно-исторического типа, состоящего из четырёх основ: религия, культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад.
Он выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории, египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский) типы. Уже в ближайшем будущем, считал он, огромную роль в истории предстоит играть новой культурно-исторической общности – России и славянскому миру.

«государство и народ суть явления преходящие и существуют только во времени, а следовательно, только на требовании этого их временного существования могут основываться законы их деятельности».
Рассматривая понятие общечеловеческого прогресса как слишком отвлеченное, он исключал возможность непосредственной преемственности в культурно-историческом развитии.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к

Слайд 34Тойнби
Арнольд Джозеф
(1889 1975)
великий британский историк, философ истории, культуролог

и социолог, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории», один из разработчиков цивилизационной теории.

Ученые о развитии общества

Рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории».
Цивилизация - замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:
религия и форма её организации;
территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.
Он выделяет 21 цивилизацию, также, выделяет неродившиеся цивилизации и особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своём развитии после рождения
Среди причин гибели цивилизации он выделил эгоизм правящей элиты, а также консерватизм и леность населения. y Он считал, что западная цивилизация погибнет, но явится предпосылкой новой синкретической религии.
Ввел в научный и политический оборот понятие ВЫЗОВА.
Вызовом западной цивилизации станут Россия, исламский мир и Китай.

Тойнби Арнольд Джозеф (1889 1975) великий британский историк, философ истории, культуролог и социолог, автор двенадцатитомного труда по

Слайд 35Давид Эмиль Дюркгейм
(1858-1917)
французский социолог и философ, основатель французской социологической

школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.

Ученые о развитии общества

Разработал четкую концепцию предмета социологии
Принципы социологии:
общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы;
общество первично по отношению к составляющим его людям;
изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.

Общество — это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты — образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное существование.
Выделял
Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей — индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании.
Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью людей — предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде.

Проблема социальной солидарности — одна из центральных проблем в его работах.
Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.

Давид Эмиль Дюркгейм (1858-1917) французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из

Слайд 36Уолт Уитмен
Ростоу
(1916-2003)
американский экономист и политический мыслитель.
Написал более 30

книг по направлениям обществоведения: экономической истории, экономической теории, политологии, советологии и т. д.

Ученые о развитии общества

Основной его научный вклад связан с тремя концепциями — теорией «стадий экономического роста», концепцией фаз перехода к демократии и ценовой теорией длинных волн конъюнктуры.

Выделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе развития.
Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
Переходное общество. На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание.
Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними крупными социально-экономическими и политическими преобразованиями.
Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революции, ростом городов.
Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта — значительный рост сферы услуг, превращение производства товаров потребления в основной сектор экономики.
Ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом порядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер — в разных странах темпы прохождения стадий могли сильно различаться. Отставшие в развитии страны заимствуют опыт передовых и имеют шансы догонять или даже перегонять их.

Уолт Уитмен Ростоу (1916-2003)американский экономист и политический мыслитель. Написал более 30 книг по направлениям обществоведения: экономической истории,

Слайд 37Его научная концепция основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества.



Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей.

Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом.

Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются.

Ученые о развитии общества

Элвин Тоффлер
1928
американский социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества.
Профессор Корнелльского университета корреспондент в Белом доме и бизнес-консультант.
Почётный доктор литературы, права, естественных наук и менеджмента, член Международного института стратегических исследований и член Американской ассоциации развития науки.

Его научная концепция основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна — это результат аграрной

Слайд 38Революционно быстрое развитие науки и техники в постиндустриальном обществе делает социальную

революцию неактуальной, излишней – ее место занимает научный, технологический переворот. Этот же процесс является и причиной деидеологизации такого общества, понимаемой как уменьшение значения традиционных идеологий в социальном управлении, отказ от выдвигаемых ими ориентиров устройства/переустройства мира.
В постиндустриальном обществе на первый план выходят научное, теоретическое знание и информация как источники власти и богатства
Постиндустриальное общество характеризуется:
доминирующими позициями сферы услуг в экономике;
социальным управлением, становящимся занятием ученого и профессионала-технократа, заменяющими традиционного политика;
повсеместным распространением интеллектуальных технологий и самоподдерживающимся на их основе технологическим прогрессом.

Ученые о развитии общества

Джон Белл
1953
американский политолог и социолог, профессор Университета Орегона, редактор журнала

Революционно быстрое развитие науки и техники в постиндустриальном обществе делает социальную революцию неактуальной, излишней – ее место

Слайд 39Иммануил
Морис
Валлерстайн
1930
американский социолог-
неомарксист,
один из
основателей
мир-системного анализа,


один из ведущих представителей современной
левой
общественной
мысли.

Ученые о развитии общества

Главным понятием его концепции является мир-экономика – система международных связей, основанная на торговле. Помимо мир-экономик разные страны могут объединяться в мир-империи, основанные не на экономическом, а на политическом единстве.
История рассматривается им как развитие различных региональных мир-систем (мир-экономик и мир-империй), которые долгое время конкурировали друг с другом, пока европейская (капиталистическая) мир-экономика не стала абсолютно доминирующей.
Тем самым он оспаривает традиционные формационный и цивилизационный подходы к истории, предлагая новую, третью парадигму общественного развития.
Для капиталистической мир-экономики характерно «осевое разделение труда» – деление на ядро (центр) и периферию. Страны европейской цивилизации, образующие ядро мирового хозяйства, играют роль ведущей силы мирохозяйственного развития. Внеевропейские страны (за некоторыми исключениями) образуют периферию.
Помимо антагонистических взаимоотношений между ядром и периферией другим стержнем эволюции капиталистической мир-экономики является борьба между странами ядра за роль гегемона в мировой торговле.

Иммануил Морис Валлерстайн 1930 американский социолог-неомарксист, один из основателей мир-системного анализа, один из ведущих представителей современной левой

Слайд 40Классификации теорий.

Классификации теорий.

Слайд 41Эволюционная теория развития общества

Эволюционная теория развития общества

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть