Слайд 1Духовное развитие общества
Презентация учителя истории МБОУ лицей №4 г.Данкова Кочетовой Т.П.
Слайд 2План
Духовная сфера и понятие культуры
Функции и формы культуры. Субкультура и контркультура.
Виды
культуры. Духовное развитие общества.
Проблема многообразия культур
Диалог культур. Толерантность.
Слайд 31.Духовная сфера и понятие культуры
Духовная сфера включает в себя культуру, мораль,
науку, образование, религию, искусство.
Культура в широком смысле – это исторически обусловленный динамичный комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах жизни форм, принципов, способо и результатов активной творческой деятельности людей
Слайд 41.Духовная сфера и понятие культуры
Культура в узком смысле – это процесс
активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Слайд 51.Духовная сфера и понятие культуры
Подходы к пониманию культуры:
Технологический: культура – это
совокупность достижений человечества в материальной и духовной жизни
Деятельностный: культура – это осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни творческая деятельность
Слайд 61.Духовная сфера и понятие культуры
3. Ценностный: культура – это практическая реализация
общечеловеческих ценностей в делах и поступках людей.
Слайд 72.Функции и формы культуры. Субкультура и контркультура.
Функции:
Познавательная – формирование целостного представления
о народе, стране, государстве
Регулятивная (нормативная) – формирование моральных и культурных норм, регулирующих общественные отношения.
Слайд 82.Функции и формы культуры. Субкультура и контркультура.
3. Оценочная – осуществление дифференциации
ценностей, обогащение традиций.
4. Информативная – обмен опытом предшествующих поколений
5. Коммуникативная – развитие личности через культурное общение
6. Социализации – усвоение культурных норм и освоение соц.ролей через стремление к самосовершенствованию
Слайд 92.Функции и формы культуры. Субкультура и контркультура.
Формы:
Элитарная – созданная привилегированной частью
общества или по ее заказу профессиональными творцами.
Народная – созданная анонимным творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
Массовая – общедоступная благодаря СМИ, обладающая меньшей художественной ценностью
Слайд 102.Функции и формы культуры. Субкультура и контркультура.
Субкультура – это часть доминирующей
культуры, созданная определенной социальной группой.
Отличия:
Язык
Взгляды на жизнь
Манеры поведения
Прическа
Мода
обычаи
Слайд 112.Функции и формы культуры. Субкультура и контркультура.
Субкультура дополняет доминирующую. Например, молодежная,
дворянская, крестьянская и др.
Контркультура – противостояние господствующей культуре (термин появился в 60-е гг.20 века)
Слайд 122.Функции и формы культуры. Субкультура и контркультура.
Причины:
Отрицание устаревших культурных норм
Потребность в
самоутверждении путем отрицания существующей культуры
Разрушать легче, чем создавать.
Слайд 132.Функции и формы культуры. Субкультура и контркультура.
Примеры:
Стиляги в СССР в 50-е
гг. 20в.
Хиппи в 60-е гг. 20в.
Панки с 1976 г. в Великобритании и др.
Слайд 143.Виды культуры. Духовное развитие общества.
Виды культуры
Материальная –
связана
с производством
и
освоением
предметов и
явлений
материального мира
Духовная –
совокупность
духовных ценностей
Слайд 153.Виды культуры. Духовное развитие общества.
Духовная культура:
Раскрывает смысло-образующие идеи
Способствует самопознанию
Помогает самоутверждаться
Формирует ценностные
ориентации
Приводит к самореализации
Слайд 163.Виды культуры. Духовное развитие общества.
Для того, чтобы приобщиться к культуре, человек
и общество должны духовно развиваться.
Духовное развитие общества – это активное накопление людьми духовных ценностей и их преумножение.
Слайд 173.Виды культуры. Духовное развитие общества.
Духовное развитие общества
По вертикали – путь
преемственности,
передача из поколения
в поколение (обычаи,
обряды, церемонии)
По горизонтали – путь
новаторства в разные
исторические эпохи
Слайд 183.Виды культуры. Духовное развитие общества.
Структура духовной жизни общества
Духовные
потребности
– нужда
в
создании и
освоение
духовных
ценностей
Духовное
производство
(воспроизводство
общественного
сознания в виде
науки, искусства,
религии
Духовное
потребление –
это усвоение
духовных благ
в виде идей,
теорий,
ценностей и т.п.
Слайд 194.Проблема многообразия культур
Пути развития:
Интеграция
Дифференциация
Н.Я.Данилевский выделил способы культурного взаимодействия:
Колонизация (освоение)
«Прививка
черенка на чужое дерево»
Взаимный равноправный диалог культур
Слайд 204.Проблема многообразия культур
У культурологов возникает вопрос: какая из культур внесла особый
вклад в мировую культуру?
Мировоззренческие установки:
Европоцентризм – идея превосходства западноевропейской культуры
Слайд 214.Проблема многообразия культур
Американоцентризм – идея вестернизации, т.е. превосходства североамериканской культуры
Афроцентризм (негритюд)
– идея возвышения африканской культуры, выдвинутая Сенгором (Сенегалом), который охарактеризовал черты негроафриканской личности: живет в гармонии с природой, эмоциональна, интуитивна, доверчива.
Слайд 224.Проблема многообразия культур
Арабский национализм
Исламский фундаментализм
Слайд 235.Диалог культур. Толерантность.
Толерантность – терпимость, основанная на гуманистических принципах:
Непреходящая ценность человека
Человеческая
индивидуальность и уникальность
Право на непохожесть
Слайд 245.Диалог культур. Толерантность.
Черты толерантности:
Без протеста воспринимать другие взгляды
Уважать свободу другого человека
Проявлять
сострадание
Выражать великодушие и терпение
Слайд 255.Диалог культур. Толерантность.
Формы толерантности:
Личная –
проявляется
в социальном
взаимодействии
отдельных
индивидов
Общественная
– отражена
в общественном
менталитете,
моральных
нормах
Госуд-ная –
отражена в
законода-
тельстве,
политической
практике
Слайд 265.Диалог культур. Толерантность.
Задание: - Расставьте в таблице следующие слова:
Приказ, подбадривание, отстранение,
утешение, умение внимательно слушать и слышать, уважение, обзывание, стремление разобраться, упреки, благожелательность, угрозы, перебивание, похвала, нетерпение, согласие, проповедь, совет, морализирование, эмпатия
Слайд 27Закрепление
Вопросы и задания к параграфу 28
Слайд 28Домашнее задание
Параграф 28
Презентация «Молодежная субкультура (контркультура)»