1) Стадия зарождения
2) Период оформления культурной и политической независимости
3) Стадия расцвета
4) Период упадка.
«Россия и Европа»
Культурно-исторический тип - система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов.
«цивилизация»=
«Ни один из культурно-исторических типов, — подчеркивал Данилевский, — не одарен привилегией бесконечного прогресса».
А. Тойнби (1889—1975 гг.)
(«Постижение истории»)
каждая цивилизация – это единый организм, имеющий свою систему ценностей, высшими из которых являются религиозные.
Вызов истории - факторы, ставящие жизнь общества под угрозу в результате различного рода конфликтов, появления новых дискомфортных идей, новой технологии, роста экологических проблем, конфликта культур и т.д. Эта угроза заставляет людей искать принципиально новые решения.
цивилизации - общности, «более широкие, чем отдельные нации, но менее широкие, чем все человечество»
«творческое меньшинство»
Питирим Сорокин
Шпенглер (1880—1936 гг.) Германия
(«Закат Европы»):
- преувеличение момента взаимной изоляции цивилизаций, разрушающей целостность всемирно-исторического процесса.
- определенная биологизацией фаз развития цивилизации. Современные авторы отмечают, что такой стройной круговой структуры нет. Скорее можно говорить о цивилизационных «приливах» (расцветах) и «отливах» (кризисах, упадках), но такое чередование не имеет жестко заданной регулярности.
Стадиально-цивилизационная модель
Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.
Ростоу полагал, что ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом прядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер
1. В рамках обеих теорий выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человеческого общества.
2. Обе теории базируются на признании источником общественного прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере (переход от присваивающего хозяйства к производящему, от кочевого скотоводства к оседлому земледелию, от цехового производства к крупномасштабной промышленности и предпринимательству, развитие городской жизни, создание массового производства и т. п.).
3. И классики марксизма, и создатели теории постиндустриального общества отмечали, что сами эти переходы от одних состояний общества к другим носят характер революционных изменений (вспомним: аграрная революция, промышленная революция и т. п.).
Укажите авторов следующих утверждений:
а) «Представители общества… совершенно по-разному реагируют на испытания — так называемый вызов истории».
б) «В общих чертах азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства можно обозначить как прогрессирующие эпохи общественно-экономических формаций».
в) «Все ранее существовавшие и современные нам общества могут быть отнесены с экономической точки зрения к одной из пяти категорий: традиционное общество, стадия создания предпосылок для подъема, стадия подъема, стадия быстрого созревания, век высокого массового потребления».
(К. Маркс, У. Ростоу, А. Тойнби)
1
2
Укажите неверные утверждения.
Цивилизационный подход предполагает:
— особое внимание к изучению духовной сферы жизни общества;
— выделение типического, повторяющегося в истории;
— признание многовариантности исторического развития;
— признание общественного прогресса относительным;
— выявление и изучение объективных законов общественного развития,
не зависимых от воли и сознания людей.
3
4
6
Как вы понимаете афоризм? Согласны ли вы с мнением автора?
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть