Презентация, доклад по обществознанию для 10-11 классов Формации и цивилизации

Содержание

Взгляды на мировую историю1 Линейно – стадиальный подход (формационная модель К.Маркс, В.Ленин)2 Локально-цивилизационный подход (А.Тойнби, Н.Данилевский)3 Стадиально-цивилизационная модель (У.Ростоу, О.Тоффлер)

Слайд 1Формации и цивилизации 10 класс
Сергеичева Н.Ю.
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №55

Формации и цивилизации  10 классСергеичева Н.Ю.учитель истории и обществознанияМБОУ СОШ №55

Слайд 2 Взгляды на мировую историю

1 Линейно – стадиальный подход
(формационная модель

К.Маркс, В.Ленин)

2 Локально-цивилизационный подход (А.Тойнби, Н.Данилевский)

3 Стадиально-цивилизационная модель (У.Ростоу, О.Тоффлер)


Взгляды на мировую историю1 Линейно – стадиальный подход  (формационная модель К.Маркс, В.Ленин)2 Локально-цивилизационный подход (А.Тойнби,

Слайд 4Цивилизационный подход к изучению истории




Цивилизационный подход к изучению истории

Слайд 5Локальный подход
Локально – цивилизационный подход

Локальный подходЛокально – цивилизационный подход

Слайд 6
Н.Данилевский (1822-1885), обосновал теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть

лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер:

1) Стадия зарождения
2) Период оформления культурной и политической независимости
3) Стадия расцвета
4) Период упадка.

«Россия и Европа»

Культурно-исторический тип - система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов.

«цивилизация»=

«Ни один из культурно-исторических типов, — подчеркивал Данилевский, — не одарен привилегией бесконечного прогресса».

Н.Данилевский (1822-1885), обосновал теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный

Слайд 7Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна, если не

удастся сформировать единую высшую религию и «вселенское государство» (т.е. перейти к «третичной цивилизации»)

А. Тойнби (1889—1975 гг.)
(«Постижение истории»)

каждая цивилизация – это единый организм, имеющий свою систему ценностей, высшими из которых являются религиозные.

Вызов истории - факторы, ставящие жизнь общества под угрозу в результате различного рода конфликтов, появления новых дискомфортных идей, новой технологии, роста экологических проблем, конфликта культур и т.д. Эта угроза заставляет людей искать принципиально новые решения.

цивилизации - общности, «более широкие, чем отдельные нации, но менее широкие, чем все человечество»

«творческое меньшинство»

Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна, если не удастся сформировать единую высшую религию и

Слайд 8Питирим Сорокин:

1917


Цивилизация – система взглядов по поводу истины, красоты, добра

и объединяющей их пользы.
Цивилизация - это устойчивое культурно–историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических и временных рамок.

Выделял 6 цивилизаций:
Западная
Восточно – Европейская
Мусульманская
Индийская
Китайская
Латиноамериканская

Питирим Сорокин

Питирим Сорокин: 1917Цивилизация – система взглядов по поводу истины, красоты, добра и объединяющей их пользы.Цивилизация - это

Слайд 9

Он считал, что в истории человечества существовало 8 культур, каждая из которых за время своего существования проходила ряд стадий и, умирая, превращалась в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний; подлинное искусство оказывается ненужным, торжествует механическая работа. Цивилизация – отрицание культуры.
Неизбежными спутниками «цивилизации» являются мировые войны, цель которых – глобальное господство над миром государства-победителя
Признаки цивилизации:
1) Развитие индустрии и техники.
2) Деградация искусства и литературы.
3) Огромное сплочение людей в больших городах.
4) Превращение народов в безликие массы.

Шпенглер (1880—1936 гг.) Германия
(«Закат Европы»):

Он считал, что в

Слайд 10Самюэль Филлипс Хантингтон США
«Столкновение цивилизаций» (1993)
цивилизации - культурные

сообщества, отличающиеся друг от друга историей, языком, традициями, но больше всего религией. Автор выделяет 8 основных цивилизаций современного мира:
западную,
конфуцианскую,
японскую,
славяно-православную,
исламскую,
индуистскую,
африканскую,
латиноамериканскую.
Отношения между цивилизациями потенциально конфликтны, так как примирить ценности и убеждения гораздо сложнее, чем экономические и политические интересы. Автор не исключает в перспективе крупных межцивилизационных столкновений («войны цивилизаций»).
Самюэль Филлипс Хантингтон   США «Столкновение цивилизаций» (1993)цивилизации - культурные сообщества, отличающиеся друг от друга историей,

Слайд 11Факторы определяющие сущность цивилизации:

Факторы определяющие сущность цивилизации:

Слайд 12+ сосредоточение на изучении реальных культурно-исторических общностей в их уникальных неповторимых

проявлениях

- преувеличение момента взаимной изоляции цивилизаций, разрушающей целостность всемирно-исторического процесса.

- определенная биологизацией фаз развития цивилизации. Современные авторы отмечают, что такой стройной круговой структуры нет. Скорее можно говорить о цивилизационных «приливах» (расцветах) и «отливах» (кризисах, упадках), но такое чередование не имеет жестко заданной регулярности.

+ сосредоточение на изучении реальных культурно-исторических общностей в их уникальных неповторимых проявлениях- преувеличение момента взаимной изоляции цивилизаций,

Слайд 13Обычно все многообразие локальных цивилизаций
делят на две группы - западную

и восточную
Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две группы - западную и восточную

Слайд 14Дэниел Белл 1919 г. США
«Грядущее постиндустриальное
общество»
70-е гг.
доиндустриальное — индустриальное

— постиндустриальное общество.

Стадиально-цивилизационная модель

Дэниел Белл 1919 г. США «Грядущее постиндустриальное общество»70-е гг.доиндустриальное — индустриальное — постиндустриальное общество.Стадиально-цивилизационная модель

Слайд 15Элвин Тоффлер 1928 США
выделяет три волны в развитии человечества. 10 тыс.

лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Аграрная революция положила начало развитию человечества в рамках цивилизации. Результатом стало утверждение традиционного общества. Около 300 лет назад в Зап. Европе началась промышленная революция, результатом которой явилось превращение аграрного общества в индустриальное. И сегодня снова существенно меняется образ жизни людей. Третья волна изменений не менее глубока, чем индустриальная революция, но темп перемен стал существенно выше. Мир стремительно вступает в постиндустриальное общество.

Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.

Элвин Тоффлер 1928 СШАвыделяет три волны в развитии человечества. 10 тыс. лет назад началась первая волна крупных

Слайд 16Уолт Уитмен Ростоу 1916 США
выделяет пять стадий развития общества, две из

которых являются промежуточными—
- Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
— Переходное общество. На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание.
— Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними крупными социально-экономическими и политическими преобразованиями.
— Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революции, ростом городов.
— Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта — значительный рост сферы услуг, превращение производства товаров потребления в основной сектор экономики.

Ростоу полагал, что ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом прядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер

Уолт Уитмен Ростоу 1916 СШАвыделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными—

Слайд 17 Сравнивая теорию общественно-экономических формаций (Маркс) и теорию постиндустриального общества, мы

видим в них немало общего.

1. В рамках обеих теорий выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человеческого общества.
2. Обе теории базируются на признании источником общественного прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере (переход от присваивающего хозяйства к производящему, от кочевого скотоводства к оседлому земледелию, от цехового производства к крупномасштабной промышленности и предпринимательству, развитие городской жизни, создание массового производства и т. п.).
3. И классики марксизма, и создатели теории постиндустриального общества отмечали, что сами эти переходы от одних состояний общества к другим носят характер революционных изменений (вспомним: аграрная революция, промышленная революция и т. п.).

Сравнивая теорию общественно-экономических формаций (Маркс) и теорию постиндустриального общества, мы видим в них немало общего.1. В

Слайд 18Различия:
Несовпадение во взглядах на то, какие главные фазы прошло в своем

общественно-историческом развитии человечество.
Учитывая значимость социально-экономических факторов в развитии общества, сторонники теории постиндустриального общества подчеркивают особую и все возрастающую роль духовной стороны общественной жизни: знаний людей, их ценностных ориентиров, жизненных устремлений.
Различия:Несовпадение во взглядах на то, какие главные фазы прошло в своем общественно-историческом развитии человечество. Учитывая значимость социально-экономических

Слайд 20Давайте поспорим
- Лишь формационный подход позволяет выработать научные представления об истории

человеческого общества.

- Цивилизационный подход свободен от серьёзных недостатков. Он не ведёт к искажению истории, как это происходит при последовательном применении формационной теории.

- Каждый подход имеет свои достоинства и недостатки. Нельзя абсолютизировать ни один из них. Проблема понимания исторического процесса остаётся задачей, над решением которой предстоит ещё работать.

Сформулируйте вывод по уроку: изучение истории должно основываться на …
Давайте поспорим- Лишь формационный подход позволяет выработать научные представления об истории человеческого общества.- Цивилизационный подход свободен от

Слайд 21 «Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения,

чудесного становления и умирания органических форм. А присяжный историк видит в ней подобие какого-то ленточного червя, неутомимо наращивающего эпоху за эпохой».
Приверженцем стадиального или локально-цивилизационного подхода к истории является автор этих строк? Поясните свой ответ.

Укажите авторов следующих утверждений:
а) «Представители общества… совершенно по-разному реагируют на испытания — так называемый вызов истории».
б) «В общих чертах азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства можно обозначить как прогрессирующие эпохи общественно-экономических формаций».
в) «Все ранее существовавшие и современные нам общества могут быть отнесены с экономической точки зрения к одной из пяти категорий: традиционное общество, стадия создания предпосылок для подъема, стадия подъема, стадия быстрого созревания, век высокого массового потребления».
(К. Маркс, У. Ростоу, А. Тойнби)

1

2

«Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм.

Слайд 22Из перечисленных понятий отберите относящиеся к формационному подходу (I), к цивилизационному

подходу (II):
базис, рабовладельческий строй, духовные ценности, надстройка, циклическое развитие, эллинизм, способ производства, культурная уникальность.

Укажите неверные утверждения.
Цивилизационный подход предполагает:
— особое внимание к изучению духовной сферы жизни общества;
— выделение типического, повторяющегося в истории;
— признание многовариантности исторического развития;
— признание общественного прогресса относительным;
— выявление и изучение объективных законов общественного развития,
не зависимых от воли и сознания людей.

3

4

Из перечисленных понятий отберите относящиеся к формационному подходу (I), к цивилизационному подходу (II):   базис, рабовладельческий

Слайд 23
Заполните таблицу
5

Заполните таблицу5

Слайд 24«Цивилизация – это власть над миром; культура – любовь к миру».


(А.Кэмпиньский)

6

Как вы понимаете афоризм? Согласны ли вы с мнением автора?

«Цивилизация – это власть над миром; культура – любовь к миру».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть