Слайд 1Русский свадебный обряд
Работу подготовил ученик 10 «А» класса,
МБОУ Пролетраской СОШ
№5,
Чернов Денис.
Преподаватель: Жигайло Н.С.
Слайд 2
Структура обряда.
Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII—XIV века. При этом
в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии.
При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие:
Слайд 3Составляющие
Сватовство
Смотрины
Рукобитие (помолвка)
Вытие
Девичник / Мальчишник
Свадебный поезд
Свадебный выкуп
Венчание
Гуляние
Свадебный пир
Слайд 4Сватовство
Сватовство — начальная церемония сговора свадебного, в ходе которой сторона жениха
при посредничестве свата предлагала родителям невесты выдать их дочь замуж. Ритуальные действия и условия совершения сватовства подчинены его главной цели — получению согласия на брак.
Н. К. Пимоненко. Сваты. 1882
Слайд 5Сватали обычно родственники жениха — отец, брат и т. д., реже — мать, хотя сватом
мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты.
Сват, зайдя в дом невесты, совершал некоторые обрядовые действия, определяющие его роль. Например, в Симбирской губернии сват садится под матицу, в Вологодской должен был погреметь печной заслонкой и т. д.
Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Это делалось для того, чтобы уберечь обряд от действий нечистой силы.
Слайд 6Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если
рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать.
После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствие девушки.
Слайд 8Смотрины — свадебный обряд, при котором сваха (сват), жених, родители жениха могли увидеть будущую невесту
и оценить её достоинства и недостатки. Смотрины устраивались после сватовства, перед рукобитьем.
Слайд 9Через несколько дней после сватовства родители невесты (либо родные, если невеста —
сирота) приходили в дом жениха смотреть его хозяйство. Эта часть свадьбы была более «утилитарной», чем все другие, и не предполагала специальных обрядов.
От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды.
Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху
Слайд 10Рукобитие (помолвка)
Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался
день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному («помолвка», «рукобитие», «заручины», «запоруки» — от слов «ударить по рукам», «сговор», «запой», «пропой» — от слова «петь», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба, а девушка с парнем становятся «женихом и невестой». После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты).
Слайд 11Обещание жениться часто подкреплялось задатками и залогами. Отказ от обручения считался
делом бесчестным, долженствующим навлечь на виновного как небесную, так и земную кару, в виде взыскания расходов, даров, платы за бесчестье, а иногда — и уголовного наказания.
Объявление о помолвке происходило обычно за столом. О помолвке гостям объявлял отец девушки. После его речи молодые выходили к гостям. Первыми пару благословляли родители, затем свои поздравления приносили гости, после чего пир продолжался.
После помолвки родители жениха и невесты договаривались о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой и т. д. Жених делал невесте свой первый подарок — часто кольцо, как символ крепкой любви. Невеста, принимая его, давала свое согласие стать его супругой.
Слайд 12Вытие
Вытие — свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Цель его — показать,
что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей. На невесту надевали что-то вроде фаты, из-за которой она не могла ничего видеть, поэтому невеста нуждалась в сопровождении. Как только её отпускали — невеста падала.
Слайд 13Приданое
Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество
приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее.
В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.
Слайд 15Баня
Хождение невесты в баню могло происходить как накануне свадебного дня, так в сам
свадебный день утром. Обычно невеста ходила в баню не одна, с подругами или с родителями. Хождение в баню сопровождалось как специальными причетами и песнями, так и рядом обрядовых действий, некоторым из которых придавалось магическое значение
Слайд 16Девичник
Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя
их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами.
На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда — расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» — лента или ленты, вплетённые в косу девушки.
Слайд 17Мальчишник
Мальчишник — свадебный обряд, день перед свадьбой, либо дни от рукобитья до свадьбы. Пирушка жениха со
своими холостыми сверстниками — прощании с холостой жизнью, гульбой, «вольной волюшкой».
Слайд 18Первый день свадьбы
В первый день свадьбы обычно происходит
следующее:
приезд жениха,
отъезд
к венцу,
перевоз приданого,
приезд молодых в дом жениха,
благословение,
свадебный пир.
Слайд 19Дружка
Дружка (или дружко) — один из главнейших участников обряда. Дружка в определённой
мере руководит обрядовыми действиями.
Дружка должен отлично знать обряд, например, в какой момент нужно произносить свадебные приговоры и т. п. Часто дружку ритуально хулят и ругают, и он должен уметь достойно ответить на подобные шутки в свой адрес. Жених же — почти пассивная фигура, он в свадебный день не говорит обрядовых слов.
Обычно дружка — родственник жениха (брат) или близкий друг. Его атрибут — вышитое полотенце (или два полотенца), повязанное через плечо.
Слайд 20Приезд жениха
Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляет свадебный поезд. Во время
того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни.
Слайд 21Выкуп
Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных
традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Выкупать может как сам жених, так и дружка.
Слайд 23Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте расплетали
девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником).
Слайд 24Приезд в дом жениха
После венца жених везёт невесту в свой дом.
Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие.
Слайд 26После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная
и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты.
Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир.
Во время пира поют величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку.
Пир мог длиться два или три дня. На второй день обязательно перемещение всех в дом невесты, пир продолжается там.
Слайд 27Второй день свадьбы
На второй день проводились некоторые обрядовые действия. Распространено было
хождение «молодухи» за водой с двумя веслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна — молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями.
Важным является приезд жениха к тёще. Этот обряд имеет множество различных названий в разных регионах («хлибины», «яишня» и др.). Заключается он в том, что тёща давала жениху приготовленную еду (блины, яичницу и др.). Тарелка накрывалась платком. Зять должен был выкупить её, положив на платок (или завернув в него) деньги.
Слайд 28Обережные обряды
Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали
окольными дорогами.
Защитой от нечистой силы считался звон бубенцов, сопровождавший свадебный поезд на всем пути к церкви.
Чтоб закружить голову нечистику и отправить его куда подальше, молодых обводили вокруг столба или дерева.
Чтобы домовой принял молодую в новую семью — необходимо было невесту внести в дом на руках, не наступив на порог.
От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды.
Для многодетности и богатства осыпали молодых зерном или хмелем, сажали на шубу выветренную вверх мехом.
Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком или рушником.