Слайд 1Раздел 3. Фирма. Теория производства
Урок 3-4
Теория производства
Экономика (профиль)
10 класс
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ
№ 1
Г.Вилючинск
Слайд 2Д\задание:
§ 6.4, 6.5 кн.1. (С.И.Иванов)
Составить развернутый план
ответа на
вопрос
«Фирма в экономике»
Слайд 3План:
Место теории производства в экономике.
Фирма как производственная функция.
2.1. свойства производственной
функции.
2.2. производство в коротком периоде. Закон убывающей производительности (убываю-щей отдачи).
2.3. производство в длительном периоде. Отдача от масштаба.
Слайд 4 Теория производства является фундаментальной в курсе микроэкономики:
понятие "производство"
рассматривается в ней как деятельность, направленная на выпуск товаров (услуг), за которые потребитель готов заплатить
понятие "производство" в экономике тесно связано с понятием "производительность»
главное в производстве - не просто выпуск товаров, а произведенное их количество за определенное время на каждую единицу потребленных ресурсов. Таким образом, производительность - это показатель эффективности производства.
1. Место теории производства в экономике.
Слайд 5 В теории производства рассматриваются только эффективные способы производства.
Основные элементы теории производства имеют объективную природу и могут быть измерены (например, затраты, выпуск продукции, доходы и т. д.).
Теория производства изучает соотношение между количеством применяемых ресурсов и объемом выпускаемой продукции.
Это отношение описывается производственной функцией. Чаще применяется 2-х факторное производство – в котором объем производства является функцией капитала К.
Q = f(L,K).
Слайд 6 Эти функции фигурируют в функции Куба Дугаса. Она
выражает зависимость между произведенной продукцией и эффективного использования факторов. Эта функция проста и позволяет использовать ее при экономическом анализе деятельности фирмы.
Q=f(V1,V2,V3....Vn) .
V − количество ресурсов.
Как в той и другой функции, производство не делится на активное и пассивное, и полагается их равноправное участие. Фирмы используют различные сочетания факторов производства, как переменных так и постоянных. Любое выбранное фирмой сочетание факторов производства выделяет определенную технологию производства, а результатом будет объем качества производимой продукции.
Слайд 7 Для построения производственной функции важное значение имеет термин
"максимальный выпуск продукции", так как отвергаются нерентабельные (неэффективные) производственные процессы.
Максимальный выпуск продукции - экономически эффективная деятельность, при которой производст-венные факторы используются с максимальной отдачей.
Производственная функция изображается графически с помощью изоквант .
Изокванта - линия, характеризующая разные затраты производства, при которых производится одинаковый объем продукции.
Слайд 8 Набор изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск
про-дукции, при любом наборе факторов про-изводства образует карту производства, и является альтернативным способом описания. Чем дальше от оси распо-ложена изокванта тем больше объем выпускаемой продукции.
Слайд 92. Фирма как производственная функция.
2.1. свойства производственной функции.
Существует предел увеличения объема
производства, который связан с увеличение одного из ресурсов при прочих равных условиях. Это значит что при данных производственных мощностях увеличение численности работников ведет к снижению эффективности производства.
Существует взаимодополняемость и взаимозаме-няемость ресурсов.
При определении производственной функции опреде-ляется техническая и экономическая эффективность.
Слайд 10 Техническая эффективность – максимально возможный объем продукции, достигаемый в
результате использования имеющихся ресурсов.
Экономическая эффективность – это произ-водство продукции с минимальными издержками.
В производстве не используются технически неэффективные способы создания материальных благ.
Если оба способа технически эффективны, то выбор производства зависит от экономической эффективности.
Слайд 11 Производственная функция отражает зависимость между затраченными ресурсами и
выпускаемой продукцией.
Для дифференцирования оценки влияния каждого вида факторов производства на динамику выпуска продукции, проводят анализ по временным промежуткам разной протяженности. Критериями выделения таких промежутков является скорость, при которой вовлекаем в производство ресурсы меняют свое количество и качество:
не изменяются затраты на ресурсы в течение данного промежутка времени - формируем постоянные факторы производства
те затраты, которые в течение этого промежутка времени меняются - формируют переменные факторы производства.
Слайд 12
Эти периоды означают разные условия деятельности
фирмы, закономерности эффективности производства формируются отдельно для каждого из этих периодов.
В микроэкономике в деятельности фирмы выделяют три временных интервала:
мгновенный период – период, когда все ресурсы фиксированные.
короткий период – период, когда хотя бы один ресурс фиксированный.
длительный период – период, когда все ресурсы переменные.
Слайд 132.2. производство в коротком периоде. Закон убывающей производительности (убывающей отдачи)
В коротком периоде труд считается переменным факто-ром, а капитал – постоянным. Выделяют при этом суммар-ный, средний и предельный продукт переменного фактора.
Суммарный продукт (q) - валовый выпуск.
Средний продукт(АР) – производительность переменного фактора) – это выпуск, поделенный на количество переменного фактора: АР= q/L.
Предельный продукт(МР) – приращение выпуска при приращении переменного фактора на 1 ед.: Δ q/ΔL
Если количество труда возрастает при постоянном капитале, предельный продукт сначала увеличивается, потом достигает максимума, а затем начинает уменьшаться - закон убывающей производи-тельности переменного фактора.
Слайд 14 В длительном периоде все факторы являются переменными. Технический прогресс
означает, что тот же объем производства можно получить с меньшими затратами факторов.
В длительном периоде производство характеризуется отдачей от масштаба. Эффектом масштаба называется эффект экономии ресурсов за счет роста масштабов производства.
2.3.производство в длительном периоде. Отдача от масштаба.
Слайд 15 Снижение издержек в результате роста производства обусловлено действием следующих
факторов:
специализация труда, повышающая общую эффектив-ность труда
специализация управленческого персонала
эффективное использование капитала
преимущество в финансировании рекламы (реклама на одного человека обходится значительно дешевле)
преимущества в финансировании НИОКР
преимущества в финансировании сбыта.
Слайд 16 Названные факторы позволяют в целом снижать издержки на
единицу продукции. Однако эффект масштаба имеет свои пределы роста. С определенного момента эффект масштаба замедляет свое действие, средние издержки в долгосрочном периоде перестают снижаться, предприятие достигает максимально эффективного масштаба производства. Дальнейшее увеличение объемов производства предприятием будет приносить ему только убытки, притом возрастающие. Возникает отрицательный эффект масштаба, когда издержки производства возрастают по мере увеличения масштабов производства.
Отдача от масштаба показывает, во сколько раз возрастает выпуск при увеличении всех факторов производства в n раз.
Слайд 17 Отдача от масштаба показывает, во сколько раз возрастает выпуск
при увеличении всех факторов производства в n раз.
Возможны три варианта:
при увеличении всех факторов производства в n раз выпуск возрастает более, чем в n раз – имеет место возрастающая отдача от масштаба
при увеличении всех факторов производства в n раз выпуск возрастает менее, чем в n раз — имеет место убывающая отдача от масштаба
при увеличении всех факторов производства в n раз выпуск возрастает тоже в n раз – имеет место постоянная отдача от масштаба.
Характер отдачи от масштаба играет важную роль при определении оптимального размера предприятий в данной отрасли.
Слайд 18 «Фирма в экономике».
1) Цели деятельности фирмы.
Организационно -правовые
формы предприятий:
а ) хозяйственные товарищества
б) хозяйственные общества и др.
3) Внутренние и внешние ресурсы фирмы.
4) Фирма в условиях рыночной конкуренции.
5) Затраты фирмы:
а ) постоянные, переменные
б) внутренние, внешние.
6) Виды прибыли фирмы:
а ) бухгалтерская
б) экономическая.