Слайд 1Элективные курсы как эффективное средство реализации системно-деятельностного подхода в условиях реализации
ФГОС.
Слайд 2Системно-деятельностный подход
В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты
второго поколения происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход.
Слайд 3Системно-деятельностный подход
Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности. Реализации
личностных результатов способствует преподавание элективных курсов, ведь мы работаем с мотивированными учащимися, выбравшими данный курс.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Элективные курсы носят предметно-прикладной характер и позволяют тем самым реализовать метапредметные результаты.
Предметные результаты - выражаются в усвоении конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Элективные курсы позволяют углубить знания учащихся по курсу экономики, обществознания и перевести их в практическую сферу, формируя тем самым основы финансовой грамотности и знаний основ потребительской культуры.
Слайд 4Экономическое образование в школе
Существенная роль в системе экономического образования отводится общеобразовательной
школе, от качества которого зависит успешное становление экономической культуры личности на всех последующих этапах обучения.
Экономическое образование в школе – это личностно-ориентированные виды образовательной деятельности, направленные на формирование научных и практических экономических знаний, умений, поведенческих навыков.
Слайд 5Экономическое образование в школе
Цель экономического образования в 5 классе- приобретение элементарных
навыков поведения в условиях рынка, создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах.
Слайд 6Цели экономического образования в старшей школе
Цели изучения экономики в 9-11 классах:
-решение
познавательных и практических задач, характеризующих стандартные экономические ситуации;
-применение знаний для реализации рационального поведения в конкретных ситуациях;
-развитие экономического образа мышления;
-освоение системы знаний об основах финансовой грамотности;
-овладение умениями критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни .
Слайд 7Современные образовательные технологии деятельностного типа
-проблемно – диалогическая;
- исследовательские технологии;
-проектной технологии;
-технология ТРКМ;
-ИКТ;
Слайд 8Элективный курс «Экономика семьи»
5 класс
УМК: И. А.Сасова.Н. В. Новожилова
« Экономика
семьи. 5 класс»: учебное пособие под редакцией И.А. Сасовой. – М .: Вита- Пресс, 2013.
Тетрадь творческих заданий «Экономика: моя семья». Н. В. Новожилова, Е. Н. Землянская. Москва. Вита-Прессс,2014.
Слайд 9Преимущества использования исследовательских и проектных методов обучения
детские «почему?», являющиеся источником любого
исследования -мощный стимул к изучению науки
Исследовательская деятельность позволяет заниматься в данном направлении не только успешным ученикам, но и слабым учащимся
Слайд 10Уровни исследовательской деятельности
I уровень – вхождение в поисковую, исследовательскую деятельность с
максимальной помощью учителя в 5 классе.
II уровень – индивидуальная деятельность с максимальной помощью учителя или групповая работа с минимальной помощью учителя
III уровень –самостоятельная исследовательская деятельность
Банк интересных вопросов
ученик
учитель
ученик
Слайд 11Цель проекта
развитие учебной мотивации к изучению экономики
Задачи:
Изучить и проанализировать состояние проблемы
в учебной литературе.
Установить исходный уровень учебной мотивации обучающихся к предмету.
Разработать систему исследовательской деятельности по экономике во внеурочное время.
Привлечь обучающихся, испытывающих трудности в изучении предмета, к исследовательской деятельности.
Проследить динамику развития учебной мотивации. Оформить результаты работы.
Слайд 12Проект «Сколько стоит посуда?»
Сковороды Thomas, которые предлагаются по акции в магазинах
"Магнит" - это продукция среднего уровня, вполне подойдет для универсального использования на каждый день. Толщина алюминиевого корпуса у них 4мм (этого вполне достаточно для комфортной готовки), покрытие - Teflon Select (неплохое усиленное покрытие среднего класса от DuPont, допускающее использование неострых металлических предметов).
Слайд 13Проект «Сколько стоит посуда?»
Условия акции:
1. Совершайте покупки в магазинах розничной
сети МАГНИТ. Со списком магазинов, в которых проходит акция, вы можете ознакомиться на сайте компании www.magnit-info.ru
2. За каждые полные 300 рублей в чеке получите у кассира одну наклейку (за каждые полные 600 рублей – две наклейки, 900 рублей – три наклейки, и т.д.).
3. Не отходите от кассы без наклеек. Наклейки выдаются только во время расчета с кассиром, исходя из итоговой суммы чека с учётом предоставленных скидок и специальных предложений.
4. Соберите необходимое количество наклеек и вклейте их в буклет.
5. Выберите понравившуюся посуду из коллекции Thomas на специальной стойке в торговом зале магазина МАГНИТ и предъявите на кассе вместе с вашими покупками.
6. Отдайте буклет с вклеенными наклейками кассиру, чтобы принять участие в акции и получить вашу посуду из коллекции Thomas бесплатно или со скидкой до 2700 руб. в обмен на наклейки в зависимости от выбранного товара. Принимаются только подлинные наклейки с индивидуальными номерами, вклеенные в специальные поля буклета.
Полная стоимость сковородки 3 499 рублей .
сковорода без крышки и с покрытием, но только 26 см в диаметре. Доплата 499 р (при наличии 120 стикеров), 999 р - если насобираете 60 наклеек.
Слайд 14Интернет-магазин в Белгороде
Исследование стоимости сковороды .
Система скидок при приобретении товара в
интернет-магазинах.
Слайд 15Выгодно ли покупателю?
1.выявление стоимости сковороды по стоимости наклеек.
2. Определение общих затрат
покупателей при приобретении наклеек.
3.определение минимальных переплат –расходов покупателей при приобретении наклеек.
4.Определение эффективности участия покупателя в рекламных акциях подобного рода.
Слайд 16Проект «Проект
«Озеленение территории школы»
Учебник 10-11 классы «Основы потребительской культуры»
В.
Д. Симоненко, Т. А.Степченко. М. 2008.
План-схема школьной территории.
Места для озеленения в апреле- мае 2015 года:
1. Клумбы перед школой.
2. Площадка во внутреннем дворе школы.
3. Клумба за школой.
4. Аллея кленов и акаций.
5. Аллея выпускников.
Слайд 17
Программа действий по благоустройству школьного двора.
Этапы реализации проекта
«ОЗЕЛЕНЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ»
Слайд 18Экономическое обоснование проекта
Бюджет проекта за счет родительских средств,
благотворительных мероприятий, инициативных
людей микрорайона школы
Слайд 19Технологии ТРКМ в преподавании элективных курсов
Таким образом, в основе педагогических приемов
и техник, используемых на уроке, должны лежать следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества. Данным требованиям отвечают педагогическая технология ТРКМ. Учитывая личностно-ориентированный подход к учащимся, ТРКМ сориентирована, прежде всего, на создание предметных и коммуникативных условий для развития «самоценных форм активности учащихся», то есть составление таких развивающих заданий, которые способствуют самостоятельному добыванию знаний, приобретению нового практического опыта.
Слайд 20Прием «Фишбоун»
«Отрицательные последствия безработицы»
Слайд 21МОЯ ПОЗИЦИЯ
Тема: «Информация для потребителя. Реклама»
Реклама
Слайд 22Белая шляпа
констатация факта
Реклама от латинского слова «reclamare» означает утверждать, протестовать,
выкрикивать.
реклама зародилась с торговлей, что подтверждается египетским папирусом с объявлением о предстоящей продаже раба. Реклама представлена письменными или устными объявлениями, расхваливающими тот или иной товар либо услугу. Устную рекламу распространяли разного рода зазывалы.
Письменная реклама размещалась на папирусных свитках, вощеных дощечках, надписях на придорожных камнях, на зданиях.
Первым толчком стало книгопечатание. Основание рекламного дела- французский врач и журналист Теофраст Ренодо, впервые публиковал в прессе частные объявления, и англичанина Уильяма Тэйлора, чья фирма Tayler & Newton, 1786 г.- посредник между рекламодателем и типографией. Первое рекламное агентство было создано Волни Палмером в 1842 г. в США.
Изобретение и распространение к середине 19 в. искусства фотографии-толчок к развитию рекламы. В 20 в. Массовый характер рекламы: многокрасочная полиграфия, аналоговое, цифровое радио, телевещание, спутниковые средства связи, компьютеры, интернет.
Слайд 23Желтая шляпа
позитивная
оценка
1.распространяет информацию для какого-либо бизнеса,
2. полезна для социальной адаптации
населения,
3.полезна для политиков, которые стремятся победить на всевозможных выборах .
4.как часть интегрированных маркетинговых коммуникаций способствует развитию современных технологий.
5. поддерживает национальную систему связи. Радио, телевидение, журналы и газеты финансируются частично за счет рекламы.
6.предоставляет информацию, которая может помочь потребителям сделать разумный выбор.
7. в изменяющейся сложной экономике у потребителя существует острая потребность в близком знакомстве с новыми фирмами, новыми продуктами и улучшениями в существующих продуктах. Реклама и является средством распространения такой информации.
8. реклама стимулирует изменение продукта. Удачная реклама частично основана на исключительных и полезных свойствах продукта фирмы. Чтобы успешно конкурировать в сфере рекламы, фирма обязана улучшить свой продукт, чтобы обеспечить “ основания для продажи”.
9. благодаря удачной рекламе, фирма может расширить свое производство . Большая производственная эффективность, обусловленная эффектом масштаба, более чем компенсирует увеличение из-за рекламы издержек на единицу продукции. Поэтому потребители будут получать продукт по более низкой цене при наличии рекламы, чем при ее отсутствии.
10. Считается, что реклама является силой, которая поддерживает конкуренцию. Предоставляя информацию о широком разнообразии продуктов, являющихся заменителями, реклама склонна ослаблять монопольную власть.
Слайд 24Черная шляпа
критика
1. реклама в большинстве своем навязывает тот или иной
товар, технику .
2. рекламщики прибегают к методу «иллюзии», проще говоря – обмана. Обман психологический.
3.внешние издержки. Доски объявлений ухудшают придорожный пейзаж и вообще портят нашу культурную жизнь. 4.возрастает потребление вредных продуктов, как табак и алкоголь.
5. основная цель – убеждать, а не информировать. Убеждает потребителей заплатить высокие цены за сильно расхваленные, но худшие по качеству продукты, отказавшись от лучших по качеству, но нерекламированных продуктов, продаваемых по более низким ценам.
6. реклама якобы представляет собой область нецелесообразного применения дефицитных ресурсов.
7. издержки на рекламу включены в прибавочную стоимость товаров, цена их выше.
Слайд 25Красная шляпа
Эмоции
Отрицательные эмоции:
Эмоции стыда:
Типичными образцами рекламы, которые навязывают человеку чувство стыда,
являются указания на прыщи, перхоть, потливость, морщины, мешки под глазами. Непосредственное указание на вышеперечисленные физические недостатки – само по себе неприятно, особенно для страдающих ими людей.
Эмоции отвлечения:
Отвлекаются водители на дороге
Положительный эффект:
-создание хорошего настроения
-эффект романтики
-привлечение внимания к проблемам экологии и социальным проблемам
Слайд 26«Шляпы мышления»
Тема5 «Информация для потребителя. Реклама».
Творчество, креативность
Памятка для рекламодателя.
Конкурс «Лучший рекламный
проспект»
Слайд 27
Прием «Жокей и лошадь»
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор -
А.Каменский.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей».
Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.
Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала.
жокей
лошадь
потребитель
гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
Слайд 28Прием «Хорошо-плохо»
Пример: Снижение стоимости на товар
Хорошо: -экономит средства покупателя
-возможность приобрести по
сниженной цене несколько необходимых товаров
Плохо: -заканчивается срок годности на товар , это может отрицательно повлиять на здоровье покупателя.
-эффект деффекта товара может впоследствии сказаться в процессе использования товара.
- изменение разрушает его привычную модель поведения и побуждает ради дополнительной выгоды создавать запасы, которые портятся или лежат непригодными.
Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
Слайд 29Приём
“Генераторы-критики”
Проблема: Как сохранить деньги?
Генераторы: -вложить деньги в банк
-система скидок
-бонусы
-знание основ потребительской культуры
-отдать деньги под проценты
-аренда объектов недвижимости
-создание валютных счетов
-покупка качественных товаров (знание маркировки товара, брендов, информации о качестве товара)
Критики: -банк может разориться
-по системе скидок можно приобрести некачественные товары
-для получения бонусов нужно тратить определенную сумму средств
-рискованно, можно не вернуть средства
-недостаточно сформированы азы финансовой грамотности и потребительской культуры
-если в хорошем состоянии, то можно за вычетом налогов получить прибыль за вычетом налогов
-не всегда открытие валютных вкладов приносит прибыль в связи с учетом курса валют
-недостаточно знаний
Формулируем вывод: необходимы финансовая грамотность и знание основ потребительской культуры для рационального ведения хозяйства
Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.
Пример.
Задача генераторов - дать как можно большее число вариантов решений проблемы. Работа выполняется без предварительной подготовки. Работа проводится быстро.
Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие.
Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.
Слайд 30Прием
«Создай паспорт»
Права потребителя:
1.Потребитель.
2.Виды прав потребителей:
-Право на безопасность товаров, работ,
услуг (ст. 7, 14 ЗПП)
- Право на информацию
(ст.8, 9, 10 ЗПП)
-Право на качественный товар (ст. 4, 18 ЗПП)
-Право на обмен товара (ст. 25) и 502, 503 ГК РФ.
-Право на заключение с ним договора (ст. 492, 426 ГК РФ)
Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану .
Слайд 31Прием «Ассоциация»
«Экономика семьи». Тема: Семейный бюджет.
Учащимся предлагается прочитать тему урока и
ответить на вопрос: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «доходы семьи»?
Экономия
Сбалансированный бюджет
Полезная деятельность
Денежные средства
Материальные средства
Постоянные доходы
Временные доходы
Постоянные расходы
Временные расходы
Слайд 32Прием «Веер»
Экономика семьи. 5класс. Тема: Доходы семьи.
Начиная с первой парты каждого
ряда, учащиеся записывают на листочке известный вид дохода и складывают лист так, чтобы следующему не было видно записи.
- зарплата;
- прибыль;
- премия;
- выигрыш;
- наследство;
- гонорар;
- процент в банке;
- пенсия;
- пособие;
- стипендия.
Слайд 33Прием «SWOT – анализ»
Тема, понятие
Банковский вклад
Слайд 34Рефлексия деятельности
«Лестница успеха»
знаю
понимаю
умею
Слайд 35Рефлексия содержания учебного материала
Прием рефлексии
«Аргументация своего ответа»
1.На уроке я работал……..потому
что………
2.Своей работой на уроке я………
3.Урок для меня показался…….
4.За урок я…..
5.Мое настроение……..
6.Материал урока мне был………
своей работой я доволен:
-не совсем доволен
-я не доволен, потому что
Или:
Сегодня на уроке…..
-научился
-было интересно
-было трудно
-мои ощущения
Больше всего понравилось
Слайд 36Прием рефлексии «Оцени себя на уроке»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой
нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Слайд 37Ожидаемые результаты преподавания элективных курсов
1. 25 % обучающихся контрольной группы занимаются
исследовательской деятельностью систематически, еще 10 % - эпизодически.
2. Увеличение показателей качества обучения по предмету.
3. Повышение уровня учебной мотивации к изучению экономики.
4. Постоянное формирование «Банка интересных вопросов по предмету».
5.Успешное участие обучающихся в научно-практических конференциях различного уровня.
Слайд 38Критерии эффективности преподавания элективных курсов
Слайд 39Элективные курсы как эффективное средство реализации системно-деятельностного подхода в условиях реализации
ФГОС.
Японская пословица гласит:
«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни».