Слайд 1Лекция 6
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
Слайд 2Основные вопросы
Совокупный спрос AD
Совокупное предложение AS
Макроэкономическое равновесие: Модель AD – AS
4.
Макроэкономическое равновесие: Модель «Кейнсианский крест»
Слайд 4
СОВОКУПНЫЙ СПРОС…
это экономический агрегат, равный реальному объему национального производства, который
готовы купить потребители при любом возможном уровне цен.
Траектория кривой совокупного спроса отражает действие трех эффектов:
1. Эффект процентной ставки;
2. Эффект богатства;
3. Эффект импортных закупок.
Слайд 5Кривая совокупного спроса
def AD = C + I + G + (X – M)
C – личные потребительские расходы;
I – валовые частные внутренние инвестиции;
G – государственные закупки;
(X – M) – чистый экспорт.
ВВП
Слайд 6НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА
изменения в потребительских расходах;
изменения в инвестиционных расходах;
изменения
в государственных затратах;
изменения в расходах на чистый объем экспорта.
Слайд 7Примеры неценовых факторов AD
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС:
– доход потребителей и
благосостояние;
– ожидания потребителей;
– задолженность потребителей;
– изменения в налогообложении населения.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СПРОС:
– динамика процентных ставок;
– ожидание прибыли от инвестиций;
– налоги с предприятий;
– появление новых технологий;
– избыточные мощности предприятий.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА:
– изменения в государственной политике.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЧИСТЫЙ ЭКСПОРТ:
– изменения в национальном доходе других стран;
– колебания валютных курсов.
Слайд 8
ШОКИ совокупного спроса
Позитивный шок AD
def
0
Y
AD2
AD1
Резкие изменения совокупного спроса называются шоками.
Слайд 92. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ AS
Слайд 10Совокупное предложение…
это экономический агрегат, равный наличному реальному объему производства при каждом
возможном уровне цен.
Форма кривой совокупного предложения отражает изменение издержек на единицу продукции.
Слайд 11Кривая совокупного предложения
def
Y
Y*
AS
I
III
II
Горизонтальный отрезок кривой AS соответствует экономике спада, высокого уровня
безработицы и недоиспользования производственных мощностей.
Промежуточный отрезок кривой AS предполагает такую воспроизводственную ситуацию, когда увеличение реального объема производства сопровождается некоторым ростом цен, что связано с неравномерным развитием отраслей и применением менее производительных ресурсов, поскольку более эффективные ресурсы уже задействованы.
Вертикальный отрезок кривой AS имеет место тогда, когда экономика работает на полную мощность и достичь дальнейшего увеличения объема производства в короткий срок уже невозможно.
Слайд 12Потенциальный и фактический ВВП
Потенциальный ВВП – это выпуск, который бы
имел место в экономике при условии полной занятости и эффективном использовании всех факторов производства.
Фактический выпуск может отличаться от выпуска при полной занятости, например, в силу наличия безработицы.
Слайд 13Неценовые факторы совокупного предложения
уровень цен на экономические ресурсы;
изменения в технологии
производства;
изменения законодательства в области налогообложения и субсидирования.
Слайд 14ШОКИ совокупного предложения
Позитивный шок AS
AS1 AS2
def
У
Резкие
изменения совокупного предложения называются шоками.
Слайд 153. Макроэкономическое равновесие: Модель AD – AS
Слайд 16Макроэкономическое равновесие
Состояние экономической системы, при котором уровень цен на конечную продукцию
и реальный объем национального производства устанавливаются на основе равенства совокупного спроса и совокупного предложения.
Изменение в равновесии происходит под влиянием сдвигов кривой AD, кривой AS или той и другой вместе.
Слайд 17Макроэкономическое равновесие:
модель AD – AS
def
Y
Y*
AD1
AD2
AS
E1
E2
AD3
E3
Е1 – кейнсианское макроэкономическое равновесие
Е2
– современное макроэкономическое равновесие
Е3 – классическое макроэкономическое равновесие
Слайд 18ВАРИАНТЫ МОДЕЛИ AD – AS
Кейнсианский вариант равновесия позволяет анализировать экономику в
краткосрочный период, для которого характерна относительная жесткость номинальных цен.
Современный вариант равновесия характеризует механизм приспособления к изменениям в экономике страны.
Классический вариант равновесия позволяет анализировать экономику в долгосрочный период, в котором номинальные цены на ресурсы и товары являются гибкими и успевают приспособиться друг к другу.
Слайд 19Кейнсианский вариант модели AD – AS
совокупный объем планируемых расходов покупателей
равен стоимости произведенных в стране товаров и услуг:
C + I + G + (X – M) = ВВПНОМ = ВВПРЕАЛ × def.
Слайд 20
Современный вариант модели AD – AS
рассматривают на промежуточном отрезке кривой
совокупного предложения и связывают его с эффектом «храповика».
Эффект «храповика» – это тенденция уровня цен к повышению в случае возрастания совокупного спроса и тенденция к сохранению стабильности в случае сокращения совокупного спроса.
Слайд 21Эффект «храповика»: графическая интерпретация
Слайд 22КЛАССИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ МОДЕЛИ AD – AS
Фактическая величина совокупных расходов покупателей
на приобретение произведенных товаров и услуг равна общей выручке продавцов данных благ:
MV = PQ = ВВПНОМ = ВВПРЕАЛ × def.
Слайд 234. Макроэкономическое равновесие: Модель «Кейнсианский крест»
Слайд 24Макроэкономическое равновесие: модель «Кейнсианский крест»
Или модель равновесия «доходы – расходы»;
Условия
равновесия: равновесие достигается только тогда, когда планируемые расходы (совокупный спрос) равны национальному продукту (совокупное предложение).
Функция агрегированных затрат
АE = C + I + G + (X – М).
Слайд 25Что такое потребление?
потребление – затраты населения на товары и услуги конечного
потребления;
C = f(Y), где C – потребление; Y – доход.
Что такое сбережения?
сбережение - часть дохода, которая не потребляется;
S = f(Y),где S – сбережения; Y – доход.
Слайд 26Функции потребления и сбережений
Функция потребления:
С = С0 + МРС (Y -
Т),
где С0 - автономное потребление;
МРС – предельная склонность к потреблению;
Т - налоговые отчисления.
Функция сбережений:
S = -С0 + MPS (Y - Т),
где (-С0) - автономные сбережения;
МРS – предельная склонность к сбережениям.
Слайд 27График функции потребления
отрицательные
сбережения
положительные
сбережения
45
Е
C
C
Y
DI=C
Слайд 28График функции сбережений
Е
Y
C
S
Точка «нулевого» сбережения
Слайд 29Инвестиции как компонент совокупного спроса
Инвестиции (I) – превращение денег в производство,
строительство, запасы (вложения в прирост реального капитала общества).
Факторы, влияющие на инвестиции:
ожидаемая норма чистой прибыли, которую предприниматели рассчитывают получать от расходов на инвестиции,
ставка процента.
Слайд 30Кривая инвестиций I = F(r)
I
Инвестиции (млрд. руб.)
Реальная ставка процента (%)
показывает зависимость
инвестиций от реальной процентной ставки;
зависимость отрицательная, поэтому кривая инвестиций имеет нисходящую форму.
Слайд 31
ТИПЫ ИНВЕСТИЦИЙ:
Запланированные инвестиции представляют собой сумму, которую домохозяйства, фирмы, правительство
и внешний мир планируют истратить на товары и услуги.
Незапланированные инвестиции представляют собой непредусмотренные изменения инвестиций в ТМЗ. Они приводят в соответствие фактические величины сбережений и инвестиций и устанавливают макроэкономическое равновесие.
Фактические инвестиции включают в себя запланированные и незапланированные инвестиции.
Слайд 32Виды инвестиций
Автономные инвестиции (запланированные) – определяются внешними факторами, их величина не
зависит от национального дохода;
Стимулируемые (производные, индуцированные) – величина инвестиций зависит от колебаний дохода.
Слайд 33Графический анализ инвестиций I = F(y)
I
Y
It
I0
Индуцированные инвестиции
Автономные инвестиции
Слайд 34
Функция государственных затрат
автономна, т.е. не зависит от уровня дохода в
обществе.
Слайд 35ФУНКЦИЯ ЧИСТОГО ЭКСПОРТА
(Х-М) = f(Y)
Х = f(Y)
М =
f(Y)
Слайд 3645
АE
Y
Y
Y
Y
E
E
E
I
y
C
C+I
C+I+G
3
1
1
2
2
3
«КЕЙНСИАНСКИЙ КРЕСТ»
AD=C+I+G+(X-M)
AS
E4
Y4
Слайд 37КОЭФФИЦИЕНТЫ КЕЙНСА:
предельные склонности – показатели, характеризующие реакцию потребителя на изменение дохода;
средние склонности – показатели, характеризующие тенденции изменения потребления и сбережения по мере роста дохода;
мультипликатор расходов – коэффициент изменения ВВП.
Слайд 38ПРЕДЕЛЬНЫЕ СКЛОННОСТИ
Предельная склонность к потреблению (MPC) – это коэффициент, который показывает,
на сколько увеличится (уменьшится) потребление при росте (сокращении) дохода на единицу:
MPC = ∆C / ∆DI, 0< MPC<1.
Предельная склонность к сбережению (MPS) – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличатся (уменьшатся) сбережения при росте (сокращении) дохода на единицу:
MPS = ∆S / ∆DI, 0< MPS<1.
MPC + MPS = 1.
Слайд 39СРЕДНИЕ СКЛОННОСТИ
Средняя склонность к потреблению (APC) – доля потребления в доходе
(т.е. отношение величины потребления к величине дохода):
APC = C / DI, 0< APC < 1;
Средняя склонность к сбережению (APS) – доля сбережений в доходе (т.е. отношение величины сбережений к величине дохода):
APS = S / DI, 0< APS < 1.
apc + aps = 1.
Слайд 40Мультипликатор
Любое изменение расходов, составляющих совокупный спрос (потребительских, инвестиционных, государственных) приводит в
действие мультипликативный процесс, выражающийся в превышении приращения дохода над приращением совокупных затрат.
Простейшая модель мультипликатора
МG = ΔY / ΔAЕ,
где ΔY – прирост дохода (продукта);
ΔAЕ – прирост совокупных расходов.
Мультипликатор и предельные склонности
МG = 1 / (1 – MPC) = 1 / MPS.
Слайд 41Инфляционный разрыв
AE
Yпот
Yфакт
Y
AD
спрос (расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.
AD1
Слайд 42Рецессионный разрыв
E
Yфакт
Yпот
Y
AD
спрос (расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.
AD1
AS