Слайд 1Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания и математики
Пяткина Л.Н. учитель
обществознания
Скок О.Ю. учитель математики
МБОУ «Михайловская СОШ им.ГСС А.К. Скрылёва»
Слайд 2 Финансовая грамотность включает в себя понимание роли денег в
жизни человека, умение эффективно распорядиться ими и принимать осознанные решения при планировании покупок и в целом расходов и доходов, получении кредитов, страховании и инвестировании.
Слайд 3Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый
рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты все плотнее входят в повседневную жизнь.
Слайд 4Научив ребёнка основой финансовой грамотности, сделаем первый шаг к массовому финансовому
образованию.
Сегодняшние учащиеся —
это завтрашние активные участники
финансового рынка.
Слайд 5ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
В рабочую программу по обществознанию в 7 классе был
включён модуль «Основы финансовой грамотности» к теме «Человек в экономических отношениях».
Слайд 6Цель модуля
Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Слайд 8Онлайн – уроки финансовой грамотности
Задача – дать знания, сформировать стереотипы поведения,
подготовить учащихся к самостоятельной взрослой жизни, в определенной степени застраховать их от финансовых ошибок и потерь.
Слайд 9Темы онлайн-уроков
1.«Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами».
2. «Азбука
страхования и пять важных советов, которые помогут
3. «С деньгами на «Ты» или «Зачем быть финансово грамотным?».
4. «Личный финансовый план. Путь к достижению цели».
5. «Всё про кредиты или четыре правила, которые помогут достичь цели».
6. «Твой безопасный банк в кармане».
7.«Вклады: как сохранить и преумножить».
Слайд 10ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
Оценка величин. Простые расчеты
Сравнение вариантов
Оценка условий задач
Практическое применение полученных математических
знаний
Слайд 11МАТЕМАТИКА
Курс для учащихся 7 класса «Математическое моделирование», который содержит
задачи, моделирующие жизненные ситуации, связанные с управлением личными финансами, и вопросы, которые требуют от людей решения в этих ситуациях.
Слайд 12 В 6 и 7 классах на уроках математики максимально
включаем задания и сюжеты, связанные с планированием семейного бюджета, налогами, доходами, расходами, страхованием и т. п. В 6 классе (по УМК Бунимович Е.А.) темы «Что такое процент», «Проценты и десятичные дроби», «Главная» задача на проценты», «Выражение отношений в процентах».
В 7 классе (по УМК Дорофеев Г.В.) темы «Задачи на проценты», «Прямая и обратная пропорциональность».
Слайд 13 В конце учебного года запланирована серия тематических игр
«Банк», «Магазин. Рынок», «Семья», которые позволят ребятам обобщить полученные знания по финансовой грамотности, путем погружения в реальные жизненные ситуации.
Слайд 14Определение цены, стоимости и количества товаров и услуг
Слайд 151. Железнодорожный билет для взрослого стоит 720 рублей. Стоимость школьного билета
составляет 50% стоимости билета для взрослого. Сколько стоит школьный билет?
2. Железнодорожный билет для взрослого стоит 720 рублей. Стоимость школьного билета составляет 50% стоимости билета для взрослого. Во сколько обойдется покупка билетов на группу из 15 школьников и 2 взрослых?
Слайд 161. Килограмм клубники стоит 280 рублей. Сколько должна заплатить Маша за
покупку 1 кг 300 г клубники?
2. Килограмм клубники стоит 280 рублей. Маша купила 1 кг 300 г клубники и расплатилась купюрой в 1000 рублей. Сколько сдачи она должна получить?
Слайд 17Скидки, бонусные программы, уценки
Слайд 18Кресло стоит 3200 р. Во время распродажи его уценили на 31%.
Сколько денег может сэкономить покупатель, купив кресло на распродаже?
2. Игнат хотел купить один килограмм хорошей клубники по 120 рублей за кг, но поддался на уговоры рыночного торговца и купил три килограмма этой клубники по 90 рублей за килограмм. Из-за жары 1 кг клубники испортился, и Игнату пришлось его выкинуть. По какой цене за килограмм в итоге досталась клубника Игнату?
3. При покупке стиральной машины стоимостью 8000 р. покупатель предъявил купон на скидку 5 %. Сколько он заплатит за машину?
Слайд 19 1. Спортивный магазин проводит акцию. Любой джемпер стоит 400
рублей. При покупке двух джемперов — скидка на второй джемпер 75%. Сколько рублей придётся заплатить за покупку двух джемперов в период действия акции?
2. Шоколадная плитка стоит 35 рублей. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение: заплатив за две плитки шоколада, покупатель получает третью в подарок. Какое наибольшее количество шоколадных плиток можно приобрести в воскресенье, потратив не более 200 рублей?
Слайд 211. В оптовом магазине мыло продается упаковками. Упаковки марок «А» и
«Б» одинаковы по весу и количеству кусков мыла. При этом упаковка мыла марки «А» стоит 438 рублей, а марки «Б» – 408 рублей. На мыло марки «А» установлена скидка 10%. Определите, мыло какой марки дешевле с учётом скидки.
2. В оптовом магазине мыло продается упаковками. Упаковка мыла марки «А» стоит 438 рублей, марки Б –205 рублей 29 копеек. При этом в упаковке марки «Б» мыла вдвое меньше, чем в упаковке марки А. Определите, мыло какой марки дешевле.
Слайд 221. В 2000г. владелец садового участка взял в банке ссуду 140
000 р. для ремонта дома. Он должен был вернуть эти деньги через год с надбавкой 8 %. Какую сумму он должен был вернуть банку?
2. Пешеход за нарушение правил дорожного движения должен до определённого срока заплатить штраф 300 р. За каждый просроченный день сумма штрафа увеличивается на 2 % от первоначальной суммы. Сколько придётся заплатить пешеходу, если он просрочит оплату на 3 дня?
Слайд 23 1. Билет на одну поездку стоит 20 рублей, проездной на месяц
с неограниченным количеством поездок – 580 рублей. Аня купила проездной и сделала за месяц 41 поездку. Насколько больше денег она потратила бы, если бы каждый раз покупала билеты на одну поездку?
2. Коля изучает повадки зверей и птиц и во время летних каникул часто ездит в заповедник за город. До заповедника Коля добирается на электричке, покупая билет туда и обратно за 35 рублей. За 1450 рублей он может приобрести льготный абонемент, дающий право на неограниченное количество поездок туда и обратно в течение месяца. При каком минимальном количестве поездок в месяц абонемент обойдется Коле дешевле, чем покупка билетов на каждую поездку?
Слайд 24Интернет-провайдер предлагает три тарифных плана.
Андрей предполагает, что в месяц он будет
использовать примерно 600 Мбайт, и выбирает тарифный план, при котором фактическая плата за месяц окажется наименьшей. Сколько будет платить Андрей при трафике 600 Мбайт?
Слайд 261. Сумма подоходного налога составляет 13% от заработной платы начисленной работнику.
Какой доход работник получит на руки (начисленная зарплата за вычетом подоходного налога), если сумма подоходного налога составила 7 007 рублей?
2. Приятели Алексей и Борис сравнивают свои заработные платы. Алексей говорит, что его оклад по трудовому договору составляет 24 000 рублей в месяц, а Борис ежемесячно получает на карточку по 21 000 рублей. Ставка налога на доходы физических лиц равна 13%. Кто из приятелей зарабатывает больше? Какой оклад указан в трудовом договоре у Бориса?
Слайд 281. За год банк начисляет на вклад «Срочный» 12% от вложенной
суммы (т. е. увеличивает её на 12%). Сколько рублей будет начислено на вклад 5000 р.?
Слайд 30В семье Ивановых приняли решение: откладывать на летний отдых все деньги,
которые семья заработала, но не успела израсходовать в том же месяце. В мае Ивановы потратили на питание и транспорт 26 800 рублей, а на приобретение одежды и обуви – в четыре раза меньше. Кроме того, на квартирную плату и другие текущие расходы ушло 23 100 рублей. Сколько денег удалось Ивановым отложить на летний отдых, если общий доход семьи в этом месяце составил 62 700 рублей?
Слайд 31Литература
1Методические рекомендации по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Л.Н.
Боголюбова и др. Москва. «Просвещение» 2008.
2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Детский экономический словарь. М., «Просвещение» 1993.
5. Сборник практических задач по управлению личными финансами в рамках школьного курса математики и материалов по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ. http://edu.pacc.ru/finmat/?lang=ru
Слайд 32Цифровые образовательные ресурсы
http://finance.instrao.ru/fin/- тесты для оценки уровня финансовой грамотности
http://edu.pacc.ru/finmat/- образовательный
проект «Финансы и математика»
http://www.be.economicus.ru — Основы экономики.
http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.
http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.
http://zarplata-i-rabota.ru Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру»