Слайд 1«Решение трудных заданий, выносимых на государственную итоговую аттестацию по обществознанию на
уровне среднего общего образования»
Деловая игра
«ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов»
Слайд 4Решение задач блока
«Человек, общество»
Задача № 1. Рост населения в развивающихся странах со всей
остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства — освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.
Слайд 5Решение задач блока
«Человек, общество»
Задача № 1.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа,
не искажающие его смысла).
В ответе указаны глобальные проблемы:
— демографическая;
— экологическая;
— разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».
Слайд 6Решение задач блока
«Человек, общество»
Задача № 2. Индустриализация в СССР привела к развитию современной
промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.
Слайд 7Решение задач блока
«Человек, общество»
Задача № 2.
Правильный ответ должен содержать следующие
элементы:
1) свойство общественного прогресса: противоречивый характер;
2) примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим:
— египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей;
— прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды;
— рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни - все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний.
Слайд 8Решение задач блока «Экономика»
Задача № 1. В стране Н. после прихода
к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно-регрессивная шкала. В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества.
Слайд 9Решение задач блока «Экономика»
Задача № 1.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Дан ответ,
например:
– прогрессивно-регрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц предполагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и, напротив, понижение налоговой ставки для лиц с самыми низкими доходами.
2) Приведены объяснения, например:
– прогрессивная шкала позволяет получить дополнительные средства в бюджет с имущих граждан и направить их на финансирование социальных программ в области здравоохранения, образования, поддержания неимущих;
– прогрессивно-регрессивная шкала позволяет усилить социальную функцию налогов, способствовать преодолению избыточного социального неравенства, снижению социального недовольства в обществе;
– прогрессивная шкала способствует росту социальной ответственности состоятельных граждан, пониманию ими необходимости помогать тому обществу, которое обеспечило им возможность получать высокие доходы и т.д.
Слайд 10Решение задач блока «Экономика»
Задача № 2. В стране Z для поддержки
отечественных автопроизводителей были повышены пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства и подержанные иномарки старше пяти лет. Сформулируйте три последствия подобного решения для автомобильной отрасли страны Z.
Слайд 11Решение задач блока «Экономика»
Задача № 2.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки
ответа, не искажающие его смысла).
1. Повышения спроса на отечественные автомобили.
2. Увеличение производства отечественных авто.
3. Рост продаж отечественных авто.
4. Повышение цен на отечественное авто.
5. Продвижение отечественного рынка.
Слайд 14Решение задач блока «Социальные отношения»
Задача № 1. Социологи страны Z изучали тенденции развития
института брака. Были получены следующие статистические данные о количестве разводов на каждую 1000 зарегистрированных браков:
Используя данные графика, сделайте вывод о тенденциях развития института брака в стране Z. Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите два предположения о причинах подобной тенденции.
Слайд 15Решение задач блока «Социальные отношения»
Задача № 1.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1)
вывод, например: в стране Z в 2001-2007 гг. резко увеличилось число разводов, что свидетельствует о кризисе института брака;
2) предположения, например:
- страна переживает экономический кризис;
- общество стало намного терпимее относиться к разводу как способу решения проблем семьи;
- у части населения вступление в брак не было осмысленным и продуманным шагом.
Могут быть высказаны иные предположения.
Слайд 16Решение задач блока «Социальные отношения»
Задача № 2. В ходе социологического опроса 2007 г.
(Лавада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представленны в графическом виде.(Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3 %.)
Сформулируйте любые два вывода на основе мнений о равноправии женщин и мужчин в российской федерации по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.
Слайд 17Решение задач блока «Социальные отношения»
Задача № 2.
В ответе должны быть следующие элементы:
1)
выводы, допустим:
− большинство россиян (независимо от пола) считают, что мужчины и женщины имеют равные права;
− в то же время среди многих опрошенных женщин распространено мнение, что женщины имеют меньше прав, чем мужчины;
− среди мужчин больший процент чем среди женщин считают, что женщины имеют больше прав, чем мужчины
2) обоснование одного из них, например:
− тот факт, что большее число мужчин (чем женщин) считают, что у женщин больше прав, может быть объяснен следующим: респонденты исходили из того, что во многих семьях авторитет матери гораздо выше авторитета отца.
Слайд 18Решение задач блока «Политика»
Задача № 1. Во многих государствах введён возрастной ценз для
осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите два обоснования своего мнения.
Слайд 19Решение задач блока «Политика»
Задача № 1.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1)
ответ на вопрос, например: возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества;
2) обоснования, например:
- возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается;
- возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодёжи участвовать в политической жизни общества;
- возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодёжи.
Могут быть приведены другие обоснования.
Слайд 20Решение задач блока «Политика»
Задача № 2. В ст. 13 Конституции РФ утверждается:
«В Российской Федерации признается идеологическое многообразие». Проиллюстрируйте двумя примерами данное конституционное положение.
Слайд 21Решение задач блока «Политика»
Задача № 2.
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
Приведены
примеры, иллюстрирующие конституционное положение.
- в выборах в Государственную думу между собой борются партии различной идеологической направленности: либеральной (ЛДПР), коммунистической (КПРФ), социал-демократической ("Справедливая Россия") и т.д.
- в России граждане имеют право создавать различные общественные объединения, союзы, совместно добиваясь своих целей, например, защищать природу, семейные ценности, религиозные ценности и пр.
- для современной российской действительности характерно одновременное существование различных научных школ: в исторической науке, например, одни ученые придерживаются марксистского понимания исторического процесса, другие - цивилизационного (Тойнби и др.)
Слайд 22Решение задач блока «Право»
Задача № 1. 17-летний юноша на свою первую стипендию купил
три диска с записями его любимой музыкальной группы. Разрешения родителей он при этом не спросил. Имел ли юноша юридическое право на эту покупку? К какому источнику права нужно обратиться, чтобы найти ответ на данный вопрос? Какой дееспособностью он обладает?
Слайд 23Решение задач блока «Право»
Задача № 1.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа,
не искажающие его смысла).
В ответе должны содержаться следующие позиции:
1) юноша имел право на совершение данной покупки;
2) указан Гражданский кодекс РФ, к которому нужно обратиться за ответом;
3) указано, что 17-летний юноша обладает частичной дееспособностью.
Слайд 24Решение задач блока «Право»
Задача № 2. Узнав, что бабушке требуется дорогостоящая операция, 16-летний
школьник Иван решил устроиться продавцом в табачный киоск. Его устраивал размер предполагаемой оплаты труда и график работы. Но работодатель отказался принять Ивана на работу. Правомерны ли действия работодателя? Свой ответ поясните. Назовите любые три особенности регулирования труда работников младше 18 лет.
Слайд 25Решение задач блока «Право»
Задача № 2.
В ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ
на вопрос: действия работодателя правомерны;
2) пояснение, например: Трудовой кодекс РФ запрещает применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию: торговля табачными изделиями отнесена к их числу;
3) особенности: работник в возрасте до 18 лет:
– принимается на работу без испытательного срока;
– подлежит обязательному медицинскому осмотру, при поступлении на работу должен представить справку о состоянии здоровья;
– не может работать в ночное время;
– не может переносить и перемещать тяжести, превышающие установленные для подростков предельные нормы (для юношей – 20 кг, для девушек – 7 кг);
– имеет право на сокращённую рабочую неделю;
– имеет право на отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для него время;
– имеет право на оплачиваемый отпуск до истечения шести месяцев непрерывной работы;
– не может быть отозван из отпуска;
– не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работников в возрасте до 18 лет.