Презентация, доклад Духовная сфера общества (повторение при подготовке к ЕГЭ по обществознанию)

Содержание

Культуралат. cultura – возделывание, обрабатывание

Слайд 1ДУХОВНАЯ СФЕРА
наука, мораль, религия,
философия, искусство,
научные учреждения,
учреждения культуры,
религиозные

организации и
соответствующая деятельность людей

Учитель истории и обществознания ГБОУ Школа №1353 г. Москвы
Елена Анатольевна Завираева

ДУХОВНАЯ СФЕРАнаука, мораль, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации и соответствующая деятельность людейУчитель истории

Слайд 2Культура
лат. cultura – возделывание, обрабатывание

Культуралат. cultura – возделывание, обрабатывание

Слайд 3Материальная и духовная культура
результат – вещи (артефакты)
результат – символы
Материальная культура –

совокупность физических объектов, созданных человеческими руками, служащих удовлетворению жизненных потребностей

Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Социальная культура – характерные для той или иной культуры формы организации совместной жизни.

Материальная и духовная культурарезультат – вещи (артефакты)результат – символыМатериальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками,

Слайд 4Функции культуры

Функции культуры

Слайд 5Структура духовной жизни общества

Структура духовной жизни общества

Слайд 6Формы и разновидности культуры

Формы и разновидности культуры

Слайд 7?
Первоначальное понятие культуры означало:
все виды преобразовательной деятельности людей и ее

результаты
совокупность знаний, верований, искусства, морали и права
возделывание земли
все, что создано человеком

К функциям духовной культуры не относится:
образовательно-воспитательная
интегрирующая
регулирующая
материально-производственная

? Первоначальное понятие культуры означало:все виды преобразовательной деятельности людей и ее результатысовокупность знаний, верований, искусства, морали и

Слайд 8?

К элементам духовной культуры не относится:
религия
наука
средства производства

мораль
? К элементам духовной культуры не относится: религия наука средства производства мораль

Слайд 9Формы культуры

Формы культуры

Слайд 10Народная культура (фольклор)
Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки.
В ней

отражается менталитет народа.
Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты.
По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
может быть разделена на популярную и фольклорную
Народная культура (фольклор)Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки.В ней отражается менталитет народа.Основные жанры – мифы,

Слайд 11Элитарная (высокая) культура
Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся

в тонкостях искусства.
Рассчитана на узкий круг потребителей
Высокий уровень (сложность) содержания
Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»).
Не ставит целью коммерческую выгоду,
Стремится к наиболее полному самовыражению создателя
Определяет развитие всей культуры

фр. elite – лучшее, избранное

Элитарная (высокая) культураСоздается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства. Рассчитана на узкий

Слайд 12Массовая культура
Не выражает изысканных вкусов,
Понятна и доступна широким слоям населения

(общедоступность)
Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей (занимательность)
Главной целью является получение коммерческой выгоды.
Серийность, тиражируемость
Пассивность восприятия

Возникла в середине ХХ века

= поп-культура, китч, развлекательное искусство

Массовая культураНе выражает изысканных вкусов, Понятна и доступна широким слоям населения (общедоступность)Обладает низкой культурной ценностью, но способна

Слайд 13Многообразие культур
Молодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми

для себя.

Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями.

часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе

Многообразие культурМолодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя.Контркультура – совокупность культурных образцов,

Слайд 14Взаимодействие культур

Взаимодействие культур

Слайд 15Современная отечественная культура
внутренние
изменения
исторические
факторы
западная массовая
культура

Современная отечественная культуравнутренниеизмененияисторическиефакторызападная массоваякультура

Слайд 16?

Какое суждение верно?:
А. Массовая и элитарная культура противоположны друг другу
Б.

Между массовой и элитарной культурой нет сегодня четко выраженных границ
верно только А
верно только Б
верно и А, и Б
оба положения неверны
? Какое суждение верно?:А. Массовая и элитарная культура противоположны друг другуБ. Между массовой и элитарной культурой нет

Слайд 17Специфика искусства
Искусство
1) специфическая форма практически-духовного освоения мира;
высший уровень мастерства

особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах,
одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры,
художественно-образная форма познавательной деятельности человека
Специфика искусстваИскусство 1) специфическая форма практически-духовного освоения мира; высший уровень мастерства особая подсистема духовной сферы жизни общества,

Слайд 18Общественные функции искусства

Общественные функции искусства

Слайд 19Общественные функции искусства

Общественные функции искусства

Слайд 20Общественные функции искусства

Общественные функции искусства

Слайд 21Специфика познания посредством искусства

Специфика познания посредством искусства

Слайд 22Виды искусства

Виды искусства

Слайд 23Современное искусство: постмодернизм
Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства.
Стирание

различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией.
Одна из главных форм – коллаж
Современное искусство: постмодернизмНет высших и низших видов, форм и жанров искусства.Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью

Слайд 24Специфика науки
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний

о природе, обществе и о самом познании;
Основная цель: постижение истины и открытие объективных законов.
Основные элементы:
особая система знаний о природе, обществе, человеке
особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний
система специальных организаций и учреждений
Специфика наукиНаука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом

Слайд 27Социальные функции науки

Социальные функции науки

Слайд 28Моральные (этические) нормы современного ученого

Моральные (этические) нормы современного ученого

Слайд 29Особенности современной науки
постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается через каждые 5

– 10 лет)
охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин)
растет количество ученых (в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов)
наука превратилась в особую профессию
Особенности современной наукипостоянно увеличивается объем научной информации (удваивается через каждые 5 – 10 лет)охватывается все больше областей

Слайд 30НАУКА

НАУКА

Слайд 31Последствия НТР
позитивные
возрастание роли научных знаний;
развитие образования,
применение новых

видов энергии, искусственных материалов,
овладение высокими скоростями, безопасность работать в труднодоступных или вредных условиях,
уменьшения числа занятых в производстве и количества используемой энергии и сырья,
изменение облика работника в отраслевой и профессиональной структуре.

негативные

техногенные катастрофы,
рост безработицы, особенно среди лиц среднего возраста и молодежи, вызванной циклическими спадами производства, развитием автоматизации, структурной перестройки экономики,
неумение части работников осваивать постоянно обновляющиеся знания превращает их в «лишних» людей
многочисленные экологические проблемы.

Последствия НТРпозитивные возрастание роли научных знаний; развитие образования, применение новых видов энергии, искусственных материалов, овладение высокими скоростями,

Слайд 32?

Распределите перечисленное следующим образом: три позиции должны характеризовать деятельность художника,

три – процесс работы ученого
выбор сюжета
выдвижение гипотезы
выстраивание композиции
теоретическое осмысление фактов
создание художественных образов
экспериментальная проверка
? Распределите перечисленное следующим образом: три позиции должны характеризовать деятельность художника, три – процесс работы ученого выбор

Слайд 33Специфика образования
Образование – это целенаправленная деятельность по получению людьми знаний, умений

и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему социальных институтов.
Цель образования: приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Специфика образованияОбразование – это целенаправленная деятельность по получению людьми знаний, умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих

Слайд 34Функции образования

Функции образования

Слайд 35Основные направления развития современного образования

Основные направления развития современного образования

Слайд 36Принципы государственной политики с сфер образования
признание приоритетности сферы образования
обеспечение

права каждого на образование
гуманистический характер образования
единство образовательного пространства на территории РФ
светский характер образования
свобода в образовании согласно склонностям и потребностям человека
обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствие с потребностями личности
автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся
демократический, государственно-общественный характер управления образованием
сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования
Принципы государственной политики с сфер образования признание приоритетности сферы образования обеспечение права каждого на образование гуманистический характер

Слайд 37
Уровни образования
Среднее профессиональное образование
Дошкольное образование
Высшее образование:
бакалавриат и магистратура
Начальное общее образование
Основное

общее образование

Среднее общее образование

Уровни образованияСреднее профессиональное образованиеДошкольное образованиеВысшее образование: бакалавриат и магистратураНачальное общее образованиеОсновное общее образованиеСреднее общее образование

Слайд 38?

Социальная функция образования заключается в том, что оно:
А. обогащает людей

знаниями и представлениями о современном мире
Б. непосредственно добывает новое знание об окружающей действительности
верно только А
верно только Б
верно и А, и Б
оба положения неверны
? Социальная функция образования заключается в том, что оно:А. обогащает людей знаниями и представлениями о современном миреБ.

Слайд 39Специфика религии
Религия – это вера в сверхъестественное; совокупность взглядов и представлений,

верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность
Специфика религииРелигия – это вера в сверхъестественное; совокупность взглядов и представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в

Слайд 40Элементы религии
Религиозные представления

Религиозные настроения

Религиозные действия

Религиозные организации и институты
мифы , легенды, сказания,

Библия, Коран…

любовь к Богу, страх перед злыми духами…

молитва, проповедь, таинство…

церковь, секта, монастырь…

Элементы религииРелигиозные представленияРелигиозные настроенияРелигиозные действияРелигиозные организации и институтымифы , легенды, сказания, Библия, Коран…любовь к Богу, страх перед

Слайд 41Функции религии

Функции религии

Слайд 42Этапы эволюции религии
Родоплеменные древние верования
Тотемизм (вера в сверхъестественные связи людей с

животными, растениями)
Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов)
Анимизм (вера в существование духов и душ)
Магия (вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заговоров, заклинаний и т . д.)
Этапы эволюции религииРодоплеменные древние верованияТотемизм (вера в сверхъестественные связи людей с животными, растениями)Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства

Слайд 43Этапы эволюции религии
Национально-государственные религии (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.)
возникли в

период разложения родового строя и возникновения классового
поклонение богам – покровителям своего народа
сложная обрядность с элементами национальной культуры
оформился особый слой служителей культа (жрецы)
Этапы эволюции религииНационально-государственные религии (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.)возникли в период разложения родового строя и возникновения

Слайд 44Этапы эволюции религии
Мировые религии (буддизм, христианство, ислам)
огромное число последователей
космополитизм (выход за

пределы народов, государств)
эгалитаризм (проповедь равенства всех людей)
прозелитизм (стремление обратить в свою веру других)
Этапы эволюции религииМировые религии (буддизм, христианство, ислам)огромное число последователейкосмополитизм (выход за пределы народов, государств)эгалитаризм (проповедь равенства всех

Слайд 45Этапы эволюции религии
Новые религии (дзен-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм…)
основаны на мистике (общение с

Богом через озарение, экстаз, откровение)
возглавляются харизматическими лидерами
обещают достижения счастья в земной жизни
тяготеют к синкретизму (смешению)
Этапы эволюции религииНовые религии (дзен-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм…)основаны на мистике (общение с Богом через озарение, экстаз, откровение)возглавляются харизматическими

Слайд 46Атеизм и свободомыслие
Атеизм – отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы

и человека
Свободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем

свобода совести?

Атеизм и свободомыслиеАтеизм – отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы и человекаСвободомыслие – позиция, утверждающая независимость

Слайд 47Роль религии в современном мире

Роль религии в современном мире

Слайд 48?

Совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное, это:
культ
клир
религиозные

представления
религиозные организации
? Совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное, это: культ клир религиозные представления религиозные организации

Слайд 49?

К функциям религии не относится:
мировоззренческая
утешительно-компенсаторная
регулирующая
гедоническая

? К функциям религии не относится: мировоззренческая утешительно-компенсаторная регулирующая гедоническая

Слайд 50?

Национальной религией является:
христианство
конфуцианство
ислам
буддизм

? Национальной религией является: христианство конфуцианство ислам буддизм

Слайд 51Специфика морали

Специфика морали

Слайд 52Специфика морали

Специфика морали

Слайд 54Основные элементы

Основные элементы

Слайд 55Моральные требования и представления

Моральные требования и представления

Слайд 56Функции морали

Функции морали

Слайд 57Единство морали и права
Единый фундамент общечеловеческих ценностей (добро/зло, хорошо/плохо)
Формирование отношений людей

на основе справедливости, уважения прав и свобод человека
самые универсальные, распространяющиеся на все общество
имеют один объект регулирования – общественные отношения
выступают мерой свободы в обществе
связаны с категорией «социальная справедливость»
Единство морали и праваЕдиный фундамент общечеловеческих ценностей (добро/зло, хорошо/плохо)Формирование отношений людей на основе справедливости, уважения прав и

Слайд 58Различия

Различия

Слайд 59?

Функция морали, которая заключается в оценке поступков, взглядов, отношений между

людьми, называется:
регулирующей
аксиологической
воспитательной
коммуникативной
? Функция морали, которая заключается в оценке поступков, взглядов, отношений между людьми, называется: регулирующей аксиологической воспитательной коммуникативной

Слайд 60Общественная психология и идеология
Общественная психология – стихийно сложившаяся совокупность чувств, настроений,

традиций, привычек, иллюзий и заблуждений, возникающих у различных социальных групп.
Общественная идеология – теоретическое сознание, выработанное, как правило, специалистами
Общественная психология и идеологияОбщественная психология – стихийно сложившаяся совокупность чувств, настроений, традиций, привычек, иллюзий и заблуждений, возникающих

Слайд 61Общественное мнение
Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется

отношение разных социальных групп к событиям и процессам

формирование

целенаправленно

стихийно

по структуре

монистическое

плюралистическое

Общественное мнениеОбщественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение разных социальных групп к событиям

Слайд 62Средства массовой коммуникации
передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия

на ее членов
Средства массовой коммуникациипередача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на ее членов

Слайд 63Функции СМК
Информационная (предоставление информации)
Регулирующая (формирование поведения людей, манипуляция общественным мнением)
Культурологическая (распространение

достижений культуры)
Функции СМКИнформационная (предоставление информации)Регулирующая (формирование поведения людей, манипуляция общественным мнением)Культурологическая (распространение достижений культуры)

Слайд 64?

Найдите в приведенном списке примеры средств массовой информации:
газета «Аргументы

и факты»
журнал «Вопросы философии»
радиостанция «Европа+»
детектив Д. Донцовой
театр «Сатирикон»
киностудия «Мосфильм»
? Найдите в приведенном списке примеры средств массовой информации: газета «Аргументы и факты» журнал «Вопросы философии» радиостанция

Слайд 65Ресурсы
П.А.Баранов – Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ, «Астрель»,

2015г.
И.А. Шемаханова – Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ, АСТ, 2014г.
С.К. Свечников, 2006-2007 svechnikov-sk@mail.ru

Ресурсы П.А.Баранов – Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ, «Астрель», 2015г.И.А. Шемаханова – Обществознание. Полный курс

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть