Слайд 1Массовая культура
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»города Валуйки Белгородской области
Урок
обществознания в 11 классе (профильный уровень)
Учитель истории и обществознания: Гительман В.Л
Данная презентация содержит материал для урока-лекции. В ходе поэтапного закрепления используются задания в форме ЕГЭ (2 часть).
На изучение данной темы отводится 2 часа учебного времени
Слайд 2План:
1) Культурное многообразие:
А) народная культура
Б) элитарная культура
2) Массовое общество и «человек
массы»
3) Сущность и особенности массовой культуры:
А) общедоступность
Б) занимательность
В) серийность, тиражируемость
Г) пассивность восприятия
Д) коммерческий характер
4) Массовая культура в России
5) СМИ и массовая культура
6) Споры о значении массовой культуры
Слайд 31.Культурное многообразие
Народная культура:
«фольклор» -19 в. Дж. Томсон (английский археолог)- народная культура
Направления:
-устное
народное творчество
-хореография
-песенное творчество
-кукольный театр
-прикладное искусство
Особенности:
-социальные и культурные ценности, которые складывались веками
-не знает разделения на создателей и потребителей
- несет своеобразие народа
Слайд 41.Культурное многообразие
Элитарная культура:
-получила распространение в городах
-создавалась привилегированной частью общества, либо по
ее заказу
-относят прежде всего к произведениям искусства , литературы, музыки
Причины отчуждения от народной: (до появления массовой)
Недоступность в материальном отношении
Неграмотность основной массы
«Окрыленный народ Белинского и Гоголя с базара понесет» (Н.А. Некрасов)
Слайд 5Особенности:
Требует определенного уровня образования
Широкого культурного кругозора
Развитого эстетического чувства
Предполагает дистанцию от зрителя
Торжественное
оформление концертных залов
Слайд 6Применяем знания на практике:
32.*
*Тип задания в формате ЕГЭ
Слайд 7Предпосылки создания массовой культуры:
Переход к стандартизации индустриального общества
Появление социально значимого свободного
времени
Возникновение спроса на досуговые товары и услуги
Развитие образование привело к появлению обширной читательской аудитории и появлению жанра массовая литература
Развитие СМИ
2) Массовое общество и «человек массы»
Слайд 8Характеристика «человека массы»
1)н. XX в. «человек без лица» (Ортега-и-Гасет)
–рост жизненных
запросов
-враждебная неблагодарность ко всему
2) Сер XX в.- благонамеренная часть общества
3) н.XXI в.- демассификация
Слайд 9Применяем знания на практике:
33.*
*Тип задания в формате ЕГЭ
1 вариант
2 вариант
Слайд 103.Особенности массовой культуры
1) Общедоступность (доступность и узнаваемость)
Понятие «массовая культура» неравнозначно понятию
«плохая культура».
2.Занимательность ( обращение к эмоциям, которые интересны и понятны большинству людей)
3) Серийность (выпускаются в больших количествах, рассчитаны на потребление массой)
4) Пассивность восприятия (не требуют от зрителя усилий (особенно экранные жанры)
5) Коммерческий характер-предназначены для продажи
Создаются профессионалами
Больше рынок покупателя, чем продавца( но и продавцы стараются формировать спрос)
Показатель спроса-рейтинг (замеры отношения аудитории)
Слайд 114.Массовая культура в России
Этапы становления и развития:
1)XIX в- период зарождения
Факторы:
-промышленный
подъем (массовое производство и потребление)
Новые виды искусства (дизайн)
Многотиражные газеты
Популярные жанры литературы, танцы, массовые гулянья
Появление нового зрителя
Искусство становиться публичным (но потребности мало изучены)
-
Слайд 122.1920-1930-е гг
Факторы:
Изменение строя
Индустриализация
Особенности:
Ориентировалась на потребности низшего класса
Сохраняла ценности доиндустриального общества
Смешение индустриальных
и политико-агитационных мотивов (массовое оформительское искусство)
Слайд 133.1920-1950-е гг
Создано массовое общество мобилизационного типа и соответствующая массовая культура
4. 1960-1980
ег
Факторы:
Типовое жилищное строительство
Массовое телевещание
Особенности:
Меньшая зависимость от коллективных сфер, большая зависимость от товаров массового потребления
Новые виды досуга (туризм, клубы по интересам и т.д.
Знакомство с западной культурой (фестивали)
Слайд 145. Современный этап
Особенности:
Наличие противоположных ценностей
Создает неоправданно-высокий уровень социальных притязаний
Складывается особая
деловая этика и т.д.
Отличия от Западной культуры:
Слабое использование новейшей компьютерной культуры
Современные стандарты являются достоянием узкого круга лиц
3) Коммерческая реклама западных производителей рассчитанная на средний класс, больше присуща элитарному.
Общее с западной-широкое распространение визуальных жанров
Слайд 15Применяем знания на практике:
33.*
*Тип задания в формате ЕГЭ
1 вариант
2 вариант
Слайд 165.СМИ и массовая культура
СМИ-это каналы массовой культуры
Этапы:
XVII в- появление газет, журналов
XIX
в разделение на качественную и массовую
XX в- радио, телевидение (СМИ-четвертая власть)
XXI в -интернет
Слайд 17Роль СМИ в условиях глобализации
Способствует утрате культурного своеобразия народов, создание глобальных
газет
Рост местной прессы (специализация)
Сокращение бульварных газет, рост развлекательных еженедельников, спрос на серьезные.
Телевидение – влиятельная культурная сила
Коммерциализация СМИ
Слайд 18Общие тенденции (на Западе и в России)
-Рост влияния региональных СМИ
Отличия:
-Отсутствует
сокращение бульварной прессы
Слайд 19Поддержка:
1) Не верно подменять массовую культуру понятием плохая культура
2) В доступности-
проявление демократизма
3) Благодаря массовой доступными становятся элитарная и народная
Слайд 20Применяем знания на практике:
33.*
*Тип задания в формате ЕГЭ
1 вариант
2 вариант
4.Как связаны
СМИ и массовая культура? Как меняется роль СМИ в процессе глобализации? Назовите общие и отличные тенденции развития СМИ в России и на Запада на современном этапе.
Слайд 21Критика:
Тиражируя девальвирует народную и элитарную
Снижает культурный уровень
Нацеливает на потребительство, пассивное восприятие
Насаждает
ложные ценности
Идеология коммерческого успеха
Тиражирование ведет к опошлению
6) Споры о значении массовой культуры
Слайд 22Применяем знания на практике:
34.*
*Тип задания в формате ЕГЭ
1 вариант
2 вариант
Слайд 23Применяем знания на практике:
35.*
*Тип задания в формате ЕГЭ
Слайд 24Домашнее задание
П. 35- читать ,выучить тезисы урока
решать задания на сайте
«Решу ЕГЭ. ру» по теме «Духовная культура»
Слайд 25Литература
Обществознание.11класс.: учебник для общеобразоват. учреждений: профильный уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова,-М:
Просвещение,2010 С.354-369