Слайд 1Повторение домашнего задания
Философия Нового времени;
Ответы к тесту на с. 37-38.
Слайд 2Домашнее задание
§4 читать,
материал лекции учить,
Эссе.
Слайд 3«Из истории русской
философской мысли»
Уроки 9-10.
Слайд 41.Русская философская мысль в XI-XVIII вв.
Общественно-философская мысль России богата и
самобытна.
Она представлена яркими именами крупных мыслителей,
внесших значительный вклад в российскую и мировую культуру
По мнению многих
исследователей, формирование
в России философии как
самостоятельной,
систематизированной области
знания относится к XIX в.
Однако это не означает, что в
предшествующие эпохи
философская мысль
отсутствовала
Уже в Киевскую Русь вместе с христианством пришли первые
переводы латинских и греческих отцов церкви,
византийских богословов
Слайд 5Митрополит Иларион (XI век)
«Слово о законе и благодати»
Развивал учение о смене
в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати
Принимая благодать, человек должен возложить на себя нравственную ответственность
Слайд 61.Русская философская мысль в XI-XVIII вв.
Митрополит Иларио́н (умер ок. 1055)
-
митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого.
Первый русский по происхождению митрополит в Киеве.
Автор «Слова о Законе и Благодати» (1030-1050).
Развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной
эпохи закона эпохой благодати.
2. Принимая благодать как божественный духовный дар, человек
должен возложить на себя и большую нравственную
ответственность.
3. Русская земля включена Иларионом в общемировой процесс
торжества «истины и благодати»
Слайд 7Игумен Филофей (XVI век)
«Москва-Третий Рим»
«…все христианские царства сошлись в одно…, что
два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать»
Слайд 81.Русская философская мысль в XI-XVIII вв.
Монах Филофей (ок. 1465-1542) —
старец
псковского Спасо-Елеазаровского монастыря
Известен как предполагаемый автор концепции
«Москва - Третий Рим»
Представление о Москве, как о Третьем Риме, сложилось среди
русских людей XVI в. на почве политических и религиозных
воззрений, в связи с явлениями общеевропейской истории
2. «…единъ ты во всей поднебесной христианом царь якоже выше
писахъ ти и нынѣ глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю,
яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два
Рима падоша, а третей стоитъ, а четвертому не быти…»
Слайд 9Славяно-греко-латинская академия
Братья Лихуды
Отхождение философии от богословия
Симпатии к католицизму
Слайд 10«Ученая дружина» Петра I
Прокопович Ф.
Татищев В.Н.
Посошков И.Г.
Кантемир А.Д.
Слайд 11Афоризмы Петра I
Есть желание, - тысяча способов; нет желания, - тысяча
поводов!
Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному.
Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была.
Выше всех добродетелей рассуждение, ибо всякая добродетель без разума — пуста.
Слайд 13Феофан Прокопович
«Правда воли монаршей» (1722)
утверждал божественное происхождение самого принципа власти.
Однако Бог наделяет правителя властью не непосредственно, а через направляемую им волю народа.
основой власти наряду с божественной волей является согласие монарха и народа. Взгляды Феофана Прокоповича резко расходились с православным учением о симфонии властей, их претворении в жизнь вело к секуляризации и умалению роли Церкви в русском обществе.
Слайд 141.Русская философская мысль в XI-XVIII вв.
Феофан Прокопович (1681-1736) - епископ
Русской Православной Церкви, публицист,
сподвижник Петра I
Высоко ценил и отстаивал науку и
просвещение
2. Один из первых в России философов-
деистов - сторонником учения, согласно
которому природа, созданная Богом,
затем начала самостоятельное развитие
3. Во имя выставленного им идеала просвещённого человека и
сильного своим просвещением государства, он сатирически
изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле
может быть назван первым русским сатириком
Слайд 15Татищев В.Н.
«Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ»
«История Российская с
самых древнейших времен»
Основной идея - идея естественного права, естественной морали, естественной религии, заимствованная Татищевым у Пуфендорфа Основной идея - идея естественного права, естественной морали, естественной религии, заимствованная Татищевым у Пуфендорфа и Вальха. Высшая цель, или «истинное благополучие», по этому воззрению, заключается в полном равновесии душевных сил, в «спокойствии души и совести», достигаемом путём развития ума «полезною» наукою. К последней Татищев относил медицину, экономию, законоучение и философию.
Основа изменения общества – сила разума
Слайд 161.Русская философская мысль в XI-XVIII вв.
Василий Никитич Татищев
(1686-1750) - известный
русский историк
1. Вся литературная деятельность Татищева,
включая и труды по истории и географии,
преследовала публицистические задачи:
польза общества была его главною целью
(утилитаризм - моральная ценность
поведения или поступка определяется его
полезностью )
2. Основой общественных изменений Татищев считал «силу
человеческого разума», что весьма характерно для философов
эпохи Просвещения
Слайд 17Кантемир А.
«Гордость, леность, богатство — мудрость одолело,
Невежество знание уж местом посело;
То
под митрой гордится, в шитом платье ходит,
Оно за красным сукном судит, полки водит.
Наука ободрана, в лоскутах обшита,
Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.»
«Я в своем хотении волен и тем подобен Богу»
Слайд 18Ломоносов М.В.
«У многих глубоко укоренилось убеждение — что метод философствования, опирающийся
на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя»
Слайд 19Радищев А.Н.
„бытие вещей независимо от силы познания о них и существует
по себе“.
„основанием всего естественного познания является опыт“
„Мы не унижаем человека — находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?“.
„Человек — единственное существо на земле, ведающее худое, злое“
Слайд 20XIX век
Философия сложилась в качестве самостоятельной, систематизированной области знания
Место и роль
России в мировом историческом процессе?
Слайд 212. Философские искания XIX века
Пётр Яковлевич Чаадаев (1794—1856)
- русский
философ и публицист
В 1829-1831 гг. создает своё главное
произведение - «Философические письма»
2. Осуществление истории есть реализация
Божественной воли. Культурные достижения
западных стран свидетельствуют, по его
мнению, о том, что именно Запад избран
Провидением для осуществления своих целей
3. Отсюда европоцентризм Чаадаева, его симпатии к католицизму
4. Россия - страной отсталая, стоящая на обочине цивилизованного мира
5. В более поздних статьях и письмах Чаадаев утверждал,
что Россия имеет свою историческую миссию
Слайд 22ЧААДАЕВ П.Я. (1794 – 1856)
В 1829В 1829—1831В 1829—1831 создает своё главное
произведение — «Философические письмаВ 1829—1831 создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «ТелескопВ 1829—1831 создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 годуВ 1829—1831 создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. Журнал был закрыт, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим.
Слайд 24Западники
Кавелин К.Д., Грановский Т.Н. , И.С. Тургенев
Слайд 252. Философские искания XIX века
За́падничество - сложившееся в 1840-х-50-х годах
направление
русской общественной и философской мысли, выражавшее
настроения либеральной и радикально настроенной
интеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и
модернизации России
А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский и др.
Основываясь на признании изначального единства человечества
и закономерностях его исторического развития, они полагали
неизбежным для России пройти теми же историческими путями,
что и ушедшие вперёд западноевропейские народы
Западники полагали, что имеется единственный общечеловеческий
путь развития, на котором Россия вынуждена догонять
развитые страны Западной Европы
Слайд 26
Западники выступали с критикой крепостного права и составляли проекты его отмены,
показывали преимущества наёмного труда. Отмена крепостного права представлялась западникам возможной и желательной только в виде реформы, проводимой правительством совместно с дворянами. Западники критиковали феодально-абсолютистский строй царской России, противопоставляя ему буржуазно-парламентарный, конституционный порядок западно-европейских монархий, прежде всего Англии и Франции. Выступая за модернизацию России по образцу буржуазных стран Западной Европы, западники призывали к быстрому развитию промышленности, торговли и новых средств транспорта, прежде всего железных дорог; выступали за свободное развитие промышленности и торговли. Достижения своих целей они рассчитывали добиться мирным путём, воздействуя общественным мнением на царское правительство, распространяя свои взгляды в обществе через просвещение и науку. Пути революции и идеи социализма многие западники считали неприемлемыми. Сторонники буржуазного прогресса и защитники просвещения и реформ, западники высоко ценили Петра I и его усилия по европеизации России.
Слайд 27Славянофилы
А. С Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин
Слайд 282. Философские искания XIX века
Славянофи́льство - литературно-философское течение
общественной мысли,
оформившееся в 40-х годах XIX века,
представители которого утверждали о существовании особого
типа культуры, возникшего на духовной почве православия,
а также отвергали тезис представителей западничества о том,
что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран
и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом
и культурном развитии
А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, братья Аксаковы
Славянофилы верили в наличие у России собственного,
самобытного пути исторического развития, принципиально
отличного от западноевропейского пути
Любые попытки направить развитие России в русло западной
цивилизации расценивались ими как навязывание чуждых ценностей
Слайд 302. Философские искания XIX века
Владимир Сергеевич Соловьёв (1853−1900)
- российский
религиозный философ,
поэт, публицист, литературный критик
Смыслом существования всего живого на Земле
является стремление к соединению
с Божественным логосом
Через царство природное человеческое бытие
постепенно приходит к Царству Божию, в котором
все вновь собирается из хаоса и обживается.
Основной идеей его религиозной философии была идея Софии -
Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе,
объединяющем Бога с земным миром
Вера не противоречит разуму, а дополняет его
Слайд 31Владимир Соловьёв является одной из центральных фигур в российской философии XIX
века как по своему научному вкладу, так и по влиянию, оказанному им на взгляды учёных и других представителей творческой интеллигенции. Он основал направление, известное как христианская философия. Владимир Соловьёв возражал против разделения христианства на католичество и православие и отстаивал идеи экуменизма
Слайд 33Соловьев В.С. (1853 – 1900)
Государство, будучи естественным продуктом народной жизни, есть
сам народ в его развитии: одно нельзя безнаказанно отделять от другого. История России есть история её государственности — не правительства и его органов, как думал Карамзин, но жизни народной в её целом.
. Природа для народов Западной Европы была матерью, для народов Восточной Европы — мачехой; там она содействовала успехам цивилизации, здесь — тормозила их; потому-то и русский народ позже западноевропейских собратий приобщился к греко-римской культуре и позже выступил на историческое поприще
Слайд 34Русские писатели-классики
Л.Н. Толстой
Ф. М. Достоевский
Слайд 35ХХ век
Евразийство: Россия – есть Евразия, третий соединенный материк. Эпоха господства
Европы должна смениться лидерством Евразии
Бердяев Н. А. «Россия стала ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов», это проявляется в культурном расколе общества, в непоследовательности реформ
Слайд 373. Цивилизационный путь России: продолжение споров
Первая четверть прошлого столетия
стала периодом активной
творческой деятельности целой плеяды отечественных
философов
Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.), С. Н. Булгаков (1871-1944 гг.),
П. А. Флоренский (1882-1937 гг.), Г. Г. Шпет (1879-1937 гг.)
Евразийская доктрина начала 20-х гг. XX в. утверждала: Россия
есть Евразия, третий, срединный материк, это особый
исторический и этнографический мир. Эпоха господства Запада
должна смениться временем лидерства Евразии.
Н. А. Бердяев как и его предшественник В. Соловьев, исходил из
промежуточного положения России между Западом и Востоком.
Россия стала ареной «столкновения и противоборства
восточных и западных элементов»